Урок по математике в 5 классе
Учитель математики: Обоева Надежда Ивановна
Тема урока: Математика в экологии
Цели:
образовательные: повторение раннее изученного материала по математике
воспитательные: формирование экологического сознания (вдумчивого гармоничного отношения к окружающей среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов).
Сформировать положительный эмоциональный фон при общении с природой.
развивающие: Развивать творческие способности учащихся в практической деятельности, направленной на изучение и сохранение окружающей среды. Стимулировать познавательную деятельность ребенка.
Оборудование: Компьютер; проектор; экран; рисунок с изображением экологического цветка; ребусы; конверты с геометрическим заданием
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте!
– Сегодня у нас урок математики, но он не совсем обычный.
– Давайте вспомним, что мы делаем на уроках математики? (решаем примеры, задачи, чертим…)
– Правильно. Все это сегодня мы и будем делать. Но вы забыли сказать, что на уроках математики мы всегда узнаем что–то новое.
– Вот и сегодня мы узнаем о науке, которая связывает человека и природу, эту науку надо уважать и слушаться ее сигналов.
– А название этой науки и тему сегодняшнего урока мы узнаем, решив несколько заданий.
II. Устный счет
- Мы решили все примеры и узнали тему сегодняшнего урока, это «МАТЕМАТИКА В ЭКОЛОГИИ»
III. Создание проблемной ситуации.
– Итак, эта наука – ЭКОЛОГИЯ, что значит в переводе с латинского языка: «экос» - дом, «логос» - наука.
– Какое словосочетание получается? (наука о доме)
– А что за дом имеется в виду? Где живет все человечество? (на планете Земля)
– Значит, Земля – это наш дом, а экология – это наука о Земле.
– А вообще, экология – это красивый цветок.
- Кто в середине? (человек)
IV. Работа по теме урока.
Задача 1: Площадь Нюрбинского района на 10,4 тысяч кв.км больше площади Верхневилюйского района. А площадь Верхневилюйского района на 15, 8 тысяч кв.км меньше площади Сунтарского района. Найдите площадь территории Нюрбинского района, если территория Сунтарского района равно 57,8 тысяч кв.км.
Решение: 57,8-15,8=42 (территория Верхневилюйского района)
42+10,4=52,4 (территория Нюрбинского района)
Ответ: 52,4 тысяч кв.км
Задача 2. На школьной территории 36 молодых деревьев, на каждом дереве 15 веток. Если семеро друзей будут ежедневно в течение сентября ломать каждый по одной ветке, сколько веток останется на всех деревьях?
Решение:
1. 26 (деревьев) х 15 (веток) = 390 (веток
2. 30 (сентябрь) х 7 (друзей) = 210
3. 390 – 210 = 180 (веток)
Ответ: В конце сентября останется 180 веток
Следующий вопрос задачи:
Мы хотим, чтобы двор нашей школы был самый зелёный в селе ?
Задача 3: В нашей школе работают и учатся всего 75 человек. Предположим, что каждый пятый пришёл без «сменки» и принёс в школу на подошвах всего 140 граммов пыли. Предположим, что 1500 граммов пыли удалось смыть уборщицам. Сколько пыли осталось висеть в воздухе, которым мы дышим?
Решение: 73 : 5˟ 140 – 1500 = 600 г
Ответ: В школе осталось висеть на воздухе 600 г пыли
Отв: 1260 кв.км
Задача 5: В нашем селе живут около 358 человек. Представим, что каждый 25 % из них, побывав в лесу, бросит там пакетик из-под чипсов, шоколада и пластиковую бутылку. Сколько всего пакетов и бутылок будет под каждым деревом, если в лесу 132 елей и 135 берёз?
Решение:
1. 356 ----- 100 %
х ------ 25 %
2. 356 * 25 % : 100 % = 89 (человек)
3. 89*3 = 267 (мусора
4. 132 + 135 = 267 (деревьев)
5. 267 : 267= 1
ответ: В каждом дереве по одному мусора
Задача 6: Учащиеся 5 «а» класса посадили цветы. Ученики 5 «б» класса посадили в 3 раза больше цветов, чем 5 «а» класс, а 5 «в» посадил на 13 цветов меньше чем 5 «а». Сколько цветов посадил 5 а класс, если всего посажено 167 цветов.
Решение: 5 класс – х
6 класс – 3х
7 класс – х-13
Х+ 3х + х-13 = 167
5х – 13 =167
5х = 167+13
5х= 180
Х= 180: 5
Х = 36 ответ: 36 цветов
4. Ребус
5. Рубрика «Знаете ли вы, что…»
1. Все любят ходить в лес. Люди отдыхают, разжигают костер, готовят пищу. А вы знаете, что после костра на этом месте 6 лет ничего не будет расти, пока природа не залижет эту рану.
2. 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки леса одно взрослое дерево, которое росло в течение 50 – 80 лет.
6. Итог урока. Рефлексия.
В начале урока мы представили что экология - это красивый цветок.
– Что нарисовано на его лепестках? (облако, дерево, гриб, утка, пчела)
– Как можно все это назвать одним словом? (природа)
– А кто в середине? (человек)
– А почему? (человек не может существовать без природы)
– Что дает природа человеку? (пищу, одежду, дом, красоту)
– А раз природа дает все это человеку, то что должен делать человек? (охранять ее)
– Вот наш урок и подошел к концу. Я надеюсь, что он прошел не зря. Какие-то выводы вы сделали! (какие?) Что – то новое узнали? (что?)
– Давайте сами оценим свою работу.
– Что вам больше всего удалось?
– За что вы хотели бы себя похвалить?
– Что не удалось?
– А теперь возьмите ваши прямоугольники в руки.
– Что вы держите в руках? (природу).
А это значит, что «Природа – в наших руках» и от нас с вами зависит ее будущее.