Цели: продолжать знакомство с новой величиной — массой и с единицей ее измерения — килограммом; формировать умение решать задачи и примеры изученных видов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: продолжать знакомство с новой величиной — массой и с единицей ее измерения — килограммом; формировать умение решать задачи и примеры изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать предметы по массе; взвешивать предметы с точностью до килограмма; упорядочивать предметы, располагая их в зависимости от увеличения (уменьшения) массы; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1. Задачи в стихах
(Учитель читает задачу, ученики называют решение и показывают карточку с ответом.)
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек? (6 — 3 = 3 (д.).)
На кустике перед забором
Шесть ярко-красных помидоров.
Потом четыре оторвалось.
А сколько на кусте осталось? (6—2 = 4(п.).)
Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана,
Три яблока и груши.
Какие чудные цветы!
А сколько их — скажи-ка ты.(2 + 2 = 4 (ц.).)
2. Устный счет Игра «Гол — мимо»
(Играют две команды по пять человек. Нужно соединить ответ н воротах соперника с выражением, записанным на мяче. Мел игроки передают по очереди друг другу. Остальные ученики — судьи. Они поднимают красную карточку, если игрок ошибся, а зеленую — если ответил правильно. Выигрывает команда, которая быстрее соединит примеры с ответами.)
Игра «Молчанка»
(На доске записи. Учитель показывает пропуск, ученики — карточку со знаком сравнения.)
Зкг + 5кг07кг 10 кг — 5 кг О 4 кг
6 кг — 2 кг О 3 кг 1 кг + 5 кг О 3 кг + 4 кг
2 кг + 4 кг О 6 кг 8 кг — 2 кг О 8 кг - 3 кг
Самоопределение к деятельности
Выберите и поставьте вместо точек нужное обозначение: см, кг.
Длина отрезка 6....
Масса гуся 8....
Ширина коробки 10..., в нее входит 3... яблок.
Что измеряют сантиметрами?(Длину.)
Что измеряют килограммами?(Массу.)
Сформулируйте задачи урока. (Учиться определять массу предметов, сравнивать предметы по массе.)
Работа по теме урока
Работа по учебнику №1(с. 17).
Рассмотрите первый рисунок. Определите массу арбуза. (5 кг + Зкг + 1 кг = 9 кг.)
Рассмотрите второй рисунок. Чем он отличается от первого? (Гиря массой 1 кг стоит на левой чаше весов, а не на правой.)
Можем ли мы найти массу арбуза известным способом: 5 кг + 3 кг = 8 кг?(Нет, не можем, у нас еще есть гиря массой 1 кг.)
Как вы предлагаете найти массу арбуза? (Ответы детей.)
(Учитель подводит учеников к мысли о том, что 1 кг нужно
вычесть.)
№ 2 (с. 17).
Как найти массу дыни? (Нужно сложить массу гирь на правой чаше весов и вычесть 2 кг — массу гири на левой чаше весов: 3 кг + 3 кг + 1 кг — 2кг = 5кг. Дыня весит 5 кг.)
№ 3 (с. 17).
Посмотрите на рисунок. Кто сам может найти массу тыквы?
Что нужно сделать сначала? (Найти массу гирь на чаше без тыквы: 3 кг + 5 кг + 2 кг — 10 кг.)
Что находим дальше? (Массу тыквы без гири: 10кг — 1 кг = = 9 кг.)
№4 (с. 17).
Прочитайте задачу 1.
Решите задачу самостоятельно.
(Тем, кто испытывает затруднения, учитель оказывает индивидуальную помощь.)
Прочитайте ответ задачи. (В парке было 2липы.)
Прочитайте задание, которое мы будем выполнять дальше. Для чего нам нужен ответ этой задачи? (Мы его используем в следующей задаче.)
Прочитайте задачу с данными о количестве лип.
Решите задачу самостоятельно.
(Тем, кто испытывает затруднения, учитель оказывает индивидуальную помощь.)
Прочитайте ответ задачи. (В парке было 7кленов.)
Используя эти данные, прочитайте следующую задачу.
Какое правило нужно вспомнить, чтобы решить задачу?
Решите задачу самостоятельно.
(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение на доске. Проверка. Самооценка.)
V. Физкультминутка
Руки вытянуть пошире —
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре —
И на месте поскакать.
Закрепление изученного материала
Работа ио учебнику №5 (с. 17).
(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)