kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Количества вещества. Молярная масса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Количество вещества. Молярная масса.

Задачи урока:

1. Образовательные:

а) Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль.

б) Дать представление о постоянной Авогадро.

в) Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.

г) Научить решать задачи по химии.

д) Научить выполнять задания по образцу и переносу знаний в новую ситуацию.

2. Воспитательные:

а) Формирование познавательной потребности.

б) Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.

в) Воспитание аккуратности в оформлении и записи задач.

3. Развивающие:

а) Развивать умения применять знания на практике.

б) Развивать логическое мышление учащихся.

в) Развивать умение анализировать условия.

г) Развивать умение работать в должном темпе, организованность.

                                            Цель урока:

 Познакомить учащихся с понятием «количество вещества», «моль»,  сформировать представление о молярной массе вещества и научить учащихся переходить от понятия «относительная молекулярная масса» к понятию «молярная масса вещества».

Основные понятия: «закон Авогадро», «количество вещества», «молярная масса», «моль».

Оборудование: некоторые Ме и неМе количеством 1 Моль, 1мМоль, 1кМоль.

Методы, используемые на уроке: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы работы: Общеклассная, индивидуальная, парная.

Ход урока.

  1. Постановка цели урока.
  2. Повторение домашнего задания.

Тест.

 1.Найти соответствие для каждого элемента

а) калия                           2. 1S22S22P63S23P64S1

б) кальция                      1.  1s22s22p63s23p64s2

в) алюминия                   3. 1s22s22p63s23p1

2. Какая из схем соответствует образованию химической связи для Ме.

а) K0 -1e → K+

б) S0 +2e → S2-

в) Al0 -3e → Al3+

 3. Какая из схем соответствует строению атома азота

 а) 1s1;    б) 1s22s22p63s23p5;   в) 1s22s22p3.

 Ответы: 1. а-2,б-1,в-3              

                2. а,в  

                3. в

Работа по карточкам.

Карточка №1.

  1. В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до завершения внешнего уровня?

Al0 -3e →…

О0 +2е →…

  1. Определите тип химической связи молекул:  О2, CH4, CaCl2.

Карточка №2.

  1. В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до завершения внешнего уровня?

Na0 -1e → Na+

Cl0+1e →…

  1. Определите тип химической связи молекул: Вr2, H2O, MgCl2.

Карточка №3.

  1. В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до завершения внешнего уровня?

K0 -1e →…

S0 +2е →…

  1. Определите тип химической связи молекул:  H2, CO2, NaI.
  1. Изучение нового материала.

Что изучает химия? (наука о веществах) А в чем измерять вещества?

Температура измеряется в градусах, путь в метрах, масса – в граммах, килограммах.

Какие бы вы предложили единицы измерения?

Может быть, вспомнить из каких частиц состоит вещество?

- из молекул, атомов.

Но отсчитать нужное число молекул и атомов технически невозможно из-за малого размера. Вот если бы найти способ, в котором объединились бы масса (её измерить просто) и число молекул (атомов). И ученые придумали. Если брать столько граммов вещества, какова его относительная молекулярная масса, сколько же там будет содержаться молекул?

Для О2 – 32г / Mr(O2) = 32 /

Для O3 – 48г / Mr(O3) = 48 /

Для H2O – 18г / Mr(H2O) = 18 /

Оказалось, что в 32г O2, в 48г О3, в 18г H2O и т.д. содержится одинаковое число молекул, равное 6?1023. Это число назвали числом Авогадро (обозначается NA).

Сделаем вывод: если мы возьмём такую массу вещества, которая равна атомной массе по величине, но взята в граммах, то там будет всегда (для любого вещества)  6,02?1023 атомов этого вещества.

Запись на доске.  NA = 6,02?1023 – постоянная Авогадро

Вот это количество вещества, которое содержит 6,02?1023  молекул какого – либо вещества, и назвали  молем.

Что такое моль? (работа с учебником).

Моль – количество вещества, в котором содержится 6,02?1023 молекул, атомов или ионов, т.е. структурных единиц.

Бывает моль молекул, моль атомов, моль ионов.

n = N/NA,    N = NA ? n,    NA = N/n,

где n – число молей, N – число атомов или молекул, NA – постоянная Авогадро.

кМоль = 103Моль, мМоль = 10-3Моль.

  • 0,5 Moль – 3,01?1023
  • 10 Моль – 60,02?1023

Величина, её обозначение

Единицы величины

Основная

В 1000 раз большая

В 1000 раз меньшая

Масса, m

г

кг

мг

Количество вещества, n

моль

кмоль

ммоль

Молярная масса, М

г/моль

кг/кмоль

мг/ммоль

Постоянная Авогадро, NA

6 ?1023 в 1 моль

6 ?1026 в 1 кмоль

6 ?1020 в 1 ммоль

А что нужно сделать, чтобы отмерить 1 Моль вещества?

Ответ: нужно взять столько граммов этого вещества, какова его Mr.

Вопрос: Чему равна масса 1 Моля вещества?

Масса 1 Моль вещества называется молярной массой, обозначается М.

?Mr?=?M?

И вычисляется по формуле:

M = m/n, единицы измерения: г/Моль, кг/Моль, мг/Моль.

А в тысячу раз большая единица количества вещества (киломоль, кМоль). А в тысячу раз меньшая единица количества вещества (миллимоль, мМоль).

n = m/M,   m = M ? n

Вывод: Масса Моль измеряется в г/Моль, масса кМоль измеряется в кг/кМоль, масса мМоль измеряется в мг/Моль.

Предлагается задача:  Я взяла 96г О2. Какое количество вещества (сколько Молей) я взяла? (Два)

n = m/M, n = 96г/32г/Моль = 3 Моль.

 N = NA ? n, N = 6,02?1023 ? 3Моль = 18,02?1023 молекул.

  1. Закрепление.

Заполнить таблицу.

Вещество

Число молекул

N = NA ? n

Молярная масса

M = m/n

Число Молей

n = m/M

Масса вещества

m = M ? n

H2

N = 6,02?1023? 5 = 31?1023

M(H2) =2г/Моль

5Моль

m = 5?2=10г

H2SO4

60?1023

M(H2SO4) = 98г/Моль

980/98 =10Моль

980г

FeCl2

12,04?1023

M(FeCl2) = 127г/Моль

2 кМоль

254г

Задача №1. Сколько молей составляют и сколько молекул содержат 71 г кислорода Cl2?

Дано: m(Cl2) = 71г                Решение: Mr(Cl2) = 35,5?2=32.

                                        M(Cl2)=35,5?2=71г/моль

Найти: n(Cl2); N(Cl2)      n(Cl2)=m(Cl2)/M(Cl2)=71/71г/моль= 1моль

  1.                         (Cl2)= NA?n(Cl2)= 6,02?1023моль-1?1 моль=6,02?1023

Ответ: 71г хлора составляют 1 моль и содержат 6,02?1023

Задача №2. Определите массу 0,25 моль угольной кислоты.

Дано:                                Решение:

n (H2CO3) = 0,25 моль 1. Находим молярную массу серной кислоты        

                                        М(H2CO3)=2+12+16*3=62г/моль

Найти: m(H2CO3);          2. Найдем массу вещества m=n?M;

  •                        

                                     моль?62г/моль=15,5г

Ответ: масса 0,25 моль угольной кислоты равна 15,5 г.

  1. Итоги урока.

Общий вывод (предлагается записать в тетрадях основные определения и некоторые выводы).

  1. Количество вещества – физическая величина, которая означает определённое число структурных элементов (молекул, атомов, ионов), обозначается n(эн), измеряется в Молях, в миллимолях, киломолях.
  2. 1Моль любого вещества содержит число молекул его, равное постоянной Авогадро NA(6,02?1023).
  3. Чтобы отмерить 1Моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова его относительная масса Mr.
  4. Масса 1Моль вещества называется молярной массой (М), она измеряется в г/Моль и численно равна Mr.

 

  1. Домашнее задание. §16. Упр. 1-3 стр.95
  2.  

1. Какую массу имеют 5 кмоль водорода? Сколько молекул водорода содержится в этом его количестве?

      2. Сколько весят 3*1020 молекул воды?

Просмотр содержимого документа
«Количества вещества. Молярная масса. »

Тема урока: Количество вещества. Молярная масса.

Задачи урока:

1. Образовательные:

а) Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль.

б) Дать представление о постоянной Авогадро.

в) Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.

г) Научить решать задачи по химии.

д) Научить выполнять задания по образцу и переносу знаний в новую ситуацию.

2. Воспитательные:

а) Формирование познавательной потребности.

б) Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.

в) Воспитание аккуратности в оформлении и записи задач.

3. Развивающие:

а) Развивать умения применять знания на практике.

б) Развивать логическое мышление учащихся.

в) Развивать умение анализировать условия.

г) Развивать умение работать в должном темпе, организованность.



Цель урока:

Познакомить учащихся с понятием «количество вещества», «моль», сформировать представление о молярной массе вещества и научить учащихся переходить от понятия «относительная молекулярная масса» к понятию «молярная масса вещества».

Основные понятия: «закон Авогадро», «количество вещества», «молярная масса», «моль».

Оборудование: некоторые Ме и неМе количеством 1 Моль, 1мМоль, 1кМоль.

Методы, используемые на уроке: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы работы: Общеклассная, индивидуальная, парная.



Ход урока.

  1. Постановка цели урока.

  2. Повторение домашнего задания.

Тест.

1.Найти соответствие для каждого элемента

а) калия 2. 1S22S22P63S23P64S1

б) кальция 1. 1s22s22p63s23p64s2

в) алюминия 3. 1s22s22p63s23p1

2. Какая из схем соответствует образованию химической связи для Ме.

а) K0 -1e → K+

б) S0 +2e → S2-

в) Al0 -3e → Al3+

3. Какая из схем соответствует строению атома азота

а) 1s1; б) 1s22s22p63s23p5; в) 1s22s22p3.

Ответы: 1. а-2,б-1,в-3

2. а,в

3. в





Работа по карточкам.

Карточка №1.

  1. В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до завершения внешнего уровня?

Al0 -3e →…

О0 +2е →…

  1. Определите тип химической связи молекул: О2, CH4, CaCl2.

Карточка №2.

  1. В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до завершения внешнего уровня?

Na0 -1e → Na+

Cl0+1e →…

  1. Определите тип химической связи молекул: Вr2, H2O, MgCl2.

Карточка №3.

  1. В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до завершения внешнего уровня?

K0 -1e →…

S0 +2е →…

  1. Определите тип химической связи молекул: H2, CO2, NaI.

  1. Изучение нового материала.

Что изучает химия? (наука о веществах) А в чем измерять вещества?

Температура измеряется в градусах, путь в метрах, масса – в граммах, килограммах.

Какие бы вы предложили единицы измерения?

Может быть, вспомнить из каких частиц состоит вещество?

- из молекул, атомов.

Но отсчитать нужное число молекул и атомов технически невозможно из-за малого размера. Вот если бы найти способ, в котором объединились бы масса (её измерить просто) и число молекул (атомов). И ученые придумали. Если брать столько граммов вещества, какова его относительная молекулярная масса, сколько же там будет содержаться молекул?

Для О2 – 32г / Mr(O2) = 32 /

Для O3 – 48г / Mr(O3) = 48 /

Для H2O – 18г / Mr(H2O) = 18 /

Оказалось, что в 32г O2, в 48г О3, в 18г H2O и т.д. содержится одинаковое число молекул, равное 6∙1023. Это число назвали числом Авогадро (обозначается NA).

Сделаем вывод: если мы возьмём такую массу вещества, которая равна атомной массе по величине, но взята в граммах, то там будет всегда (для любого вещества) 6,02∙1023 атомов этого вещества.

Запись на доске. NA = 6,02∙1023 – постоянная Авогадро

Вот это количество вещества, которое содержит 6,02∙1023 молекул какого – либо вещества, и назвали молем.

Что такое моль? (работа с учебником).

Моль – количество вещества, в котором содержится 6,02∙1023 молекул, атомов или ионов, т.е. структурных единиц.

Бывает моль молекул, моль атомов, моль ионов.

n = N/NA, N = NA ∙ n, NA = N/n,

где n – число молей, N – число атомов или молекул, NA – постоянная Авогадро.

кМоль = 103Моль, мМоль = 10-3Моль.

  • 0,5 Moль – 3,01∙1023

  • 10 Моль – 60,02∙1023

Величина, её обозначение

Единицы величины

Основная

В 1000 раз большая

В 1000 раз меньшая

Масса, m

г

кг

мг

Количество вещества, n

моль

кмоль

ммоль

Молярная масса, М

г/моль

кг/кмоль

мг/ммоль

Постоянная Авогадро, NA

6 ∙1023 в 1 моль

6 ∙1026 в 1 кмоль

6 ∙1020 в 1 ммоль



А что нужно сделать, чтобы отмерить 1 Моль вещества?

Ответ: нужно взять столько граммов этого вещества, какова его Mr.

Вопрос: Чему равна масса 1 Моля вещества?

Масса 1 Моль вещества называется молярной массой, обозначается М.

Mr│=│M

И вычисляется по формуле:

M = m/n, единицы измерения: г/Моль, кг/Моль, мг/Моль.

А в тысячу раз большая единица количества вещества (киломоль, кМоль). А в тысячу раз меньшая единица количества вещества (миллимоль, мМоль).

n = m/M, m = M ∙ n

Вывод: Масса Моль измеряется в г/Моль, масса кМоль измеряется в кг/кМоль, масса мМоль измеряется в мг/Моль.

Предлагается задача: Я взяла 96г О2. Какое количество вещества (сколько Молей) я взяла? (Два)

n = m/M, n = 96г/32г/Моль = 3 Моль.

N = NA ∙ n, N = 6,02∙1023 ∙ 3Моль = 18,02∙1023 молекул.

  1. Закрепление.

Заполнить таблицу.

Вещество

Число молекул

N = NA n

Молярная масса

M = m/n

Число Молей

n = m/M

Масса вещества

m = Mn

H2

N = 6,02∙1023∙ 5 = 31∙1023

M(H2) =2г/Моль

5Моль

m = 5∙2=10г

H2SO4

60∙1023

M(H2SO4) = 98г/Моль

980/98 =10Моль

980г

FeCl2

12,04∙1023

M(FeCl2) = 127г/Моль

2 кМоль

254г



Задача №1. Сколько молей составляют и сколько молекул содержат 71 г кислорода Cl2?

Дано: m(Cl2) = 71г Решение: Mr(Cl2) = 35,5∙2=32.

M(Cl2)=35,5∙2=71г/моль

Найти: n(Cl2); N(Cl2) n(Cl2)=m(Cl2)/M(Cl2)=71/71г/моль= 1моль

N(Cl2)= NA∙n(Cl2)= 6,02∙1023моль-1∙1 моль=6,02∙1023

Ответ: 71г хлора составляют 1 моль и содержат 6,02∙1023

Задача №2. Определите массу 0,25 моль угольной кислоты.

Дано: Решение:

n (H2CO3) = 0,25 моль 1. Находим молярную массу серной кислоты

М(H2CO3)=2+12+16*3=62г/моль

Найти: m(H2CO3); 2. Найдем массу вещества m=n∙M;

M(H2CO3)=n(H2CO3)∙M(H2CO3)=0,25

моль∙62г/моль=15,5г

Ответ: масса 0,25 моль угольной кислоты равна 15,5 г.



  1. Итоги урока.

Общий вывод (предлагается записать в тетрадях основные определения и некоторые выводы).

  1. Количество вещества – физическая величина, которая означает определённое число структурных элементов (молекул, атомов, ионов), обозначается n(эн), измеряется в Молях, в миллимолях, киломолях.

  2. 1Моль любого вещества содержит число молекул его, равное постоянной Авогадро NA(6,02∙1023).

  3. Чтобы отмерить 1Моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова его относительная масса Mr.

  4. Масса 1Моль вещества называется молярной массой (М), она измеряется в г/Моль и численно равна Mr.



  1. Домашнее задание. §16. Упр. 1-3 стр.95

Задачи:

1. Какую массу имеют 5 кмоль водорода? Сколько молекул водорода содержится в этом его количестве?

2. Сколько весят 3*1020 молекул воды?














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Количества вещества. Молярная масса.

Автор: Семенова Алина Ивановна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 242992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект урока по теме :"Количество вещества.Молярная масса" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kolichiestvo-vieshchiestva-moliarnaia-massa"
    ["file_id"] => string(6) "167425"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423075239"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок по теме " Количество вещества. Молярная масса""
    ["seo_title"] => string(58) "urok_po_tiemie_kolichiestvo_vieshchiestva_moliarnaia_massa"
    ["file_id"] => string(6) "432820"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508224281"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Количество вещества. Молярный объем газов"
    ["seo_title"] => string(49) "kolichiestvo-vieshchiestva-moliarnyi-obiem-ghazov"
    ["file_id"] => string(6) "194300"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427742802"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Количество вещества"
    ["seo_title"] => string(26) "kolichiestvo_vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "361456"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479816796"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Решение задач на формулу "Молярная масса" с валеологическим содержанием "
    ["seo_title"] => string(83) "rieshieniie-zadach-na-formulu-moliarnaia-massa-s-valieologhichieskim-sodierzhaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "119447"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413434010"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства