Мотивация к учебной деятельности | Организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность | метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием; метод эмоционального стимулирования: поощрение; метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: использования игр и игровых ситуаций. | -Добрый день, ребята! -Проверьте готовность к уроку. На вашей парте должна лежать тетрадь, учебник математики, дневник, пенал, сигнальные карточки. У кого все в порядке, тихо присаживается. Послушайте стихотворение и скажите, какими вы будете на уроке. Раз, два, три, четыре, пять – Я хочу успешным стать. Буду я стараться – Будет получаться. - Ребята, сегодня у нас в гостях Мальчик - Математик. Он приготовил для вас вопросы и задания. Поднимите сигналики, если готовы начать выполнять задания Мальчика-Математика. | Приветствуют учителя Слушают учителя | Ф | Презентация «Математика» | СК, ОК | Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, осознают личностный смысл учения. Метапредметные умеют организовывать свое рабочее место, умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление места и причины затруднения. Постановка проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта. | Актуализировать знания о письменных примах вычисления. Сформулировать тему и план урока. | метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием; эмоционального стимулирования: поощрение; метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; | Мальчик Математик: Здравствуйте, ребята! Какие арифметические действия вы знаете?( сложение, вычитание, умножение, деление) - У нас у всех есть имена. И у чисел есть имена. Давайте вспомним. - Как называются числа при сложении? ( 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы) 5+6=11 - Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из значения суммы вычесть известное слагаемое). -Как называются числа при вычитании?( 14-8=6)( уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности) . Как найти неизвестное уменьшаемое? ( чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к значению разности прибавить вычитаемое). -Как найти неизвестное вычитаемое?( надо из уменьшаемого вычесть значение разности) - Как называются числа при умножении?( 5х2=10) ( 1 множитель, 2 множитель, произведение, значение произведения). -Как найти неизвестный множитель? (чтобы найти неизвестный множитель, надо значение произведения разделить на известный множитель) -Как называются числа при делении?( 8:4=2) (делимое, делитель, частное, значение частного). -Как найти неизвестное делимое? (надо делитель умножить на значение частного) -Как найти неизвестное частное? (надо делимое разделить на значение частного) - Хорошо, справились с 1 заданием Мальчика - Математика. - Для чего нам нужно знать эти правила? (Правила нам помогут решать примеры, задачи). Эти правила нам помогут открыть что-то новое. -Чтобы узнать, чем мы будем заниматься на этом уроке, нам нужно выполнить второе задание мальчика Математика, потренироваться решать примеры: (на доске по цепочке) 2*1 | о | 2*2 | а | 2*3 | б | 2*4 | е | 2*5 | г | 2*6 | к | 2*7 | н | 2*8 | з | 2*9 | и | 2*10 | у | - У вас на столах есть карточки мальчика. Что там? (таблица умножения с числом 2). - Вы знаете таблицу умножения? (СЛАЙД). Заполните таблицу. На выполнение задания у вас есть 4 минуты. -Проверяем(Проверка по цепочке) -Давайте эти числа превратим в буквы. Найдите значение произведения 18, какой букве оно соответствует? (8 и 14 аналогично) 2х9=18 2х4= 8 2х7=14 -Кто догадался, какое это слово? -А что мы будем делить, узнаем отгадав загадку. Эта цифра на лебедя похожа, Шейка есть и хвостик тоже. Что это за число? (два) -Итак, скажите какая тема нашего урока? (Деление на 2). - Мы вместе с нашим Математиком будем составлять таблицу деления на 2 - Какую цель мы поставим перед собой? (научиться делить на 2; составить таблицу деления на 2) -Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа. Минутка каллиграфии -Что скользит по светлой глади Ученической тетради Белым лебедем прекрасным, Ставшим от позора красным За бездельника, плутишку Непослушного мальчишку? То, за что его ругают И конфет в обед лишают. С легким росчерком пера Появилась цифра... (ответ: 2) -Давайте повторим правильное написание цифры 2, 22. -Дайте характеристику числу 2. Назовите его соседей. (2 – однозначное число, две отдельные единицы. Соседи: 1 и 3.) -Кто согласен? Поднимите руку. -Дайте характеристику числу 22. Назовите его соседей. (22 – число двузначное, два отдельных десятка, две отдельные единицы. Соседи: 21 и 23) -Кто согласен? Поднимите сигнальную карточку. -Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете, однозначные и двузначные числа и их состав. | сложение, вычитание, умножение, деление 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из значения суммы вычесть известное слагаемое уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к значению разности прибавить вычитаемое надо из уменьшаемого вычесть значение разности 1 множитель, 2 множитель, произведение, значение произведени чтобы найти неизвестный множитель, надо значение произведения разделить на известный множитель делимое, делитель, частное, значение частного надо делитель умножить на значение частного надо делимое разделить на значение частного Правила нам помогут решать примеры, задачи таблица умножения с числом 2 Деление Два Деление на 2 научиться делить на 2; составить таблицу деления на 2 2 2 – однозначное число, две отдельные единицы. Соседи: 1 и 3 22 – число двузначное, два отдельных десятка, две отдельные единицы. Соседи: 21 и 23 | Ф,И | Презентация «Математика» | СК, ОК | Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, осознают личностный смысл учения. Метапредметные: Обучающиеся демонстрируют умения определять цель учебной деятельности с помощью учителя; определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя; отвечать на вопросы учителя; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения). Предметные: знают табличные случаи умножения с числом 2; |
Освоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. | Познакомить обучающихся с делением на 2 | по источнику получения знаний– словесный: беседа, объяснение; наглядный: демонстрация; практический: упражнение; по уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый; метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием; методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля; метод эмоционального стимулирования: поощрение; метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: использования игр и игровых ситуаций. | -Мальчик – Математик знает секрет деления на 2. Для того чтобы научиться делить на 2, выведем таблицу деления по таблице умножения. Составление таблицы деления с числом 2 - Положите перед собой таблицу умножения на 2. - Как из первого примера на умножение вывести пример на деление? (Произведение разделить на первый множитель, получится второй множитель) Запись на доске и в тетрадях 4:2=2 - А как из второго примера вывести примеры на деление? 6:2=3, 6:3=2 Аналогично рассматриваются остальные примеры. В результате на доске появляется запись 4:2=2 6:2=3 6:3=2 8:2=4 8:4=2 10:2=5 10:5=2 12:2=6 12:6=2 14:2=7 14:7=2 16:2=8 16:8=2 18:2=9 18:9=2 20:2=10 20:10=2 - Мальчик – Математик рад, что мы разгадали секрет и составили таблицу деления на 2 -Теперь, чтобы решить пример на деление, мы будем вспоминать соответствующий пример на умножение. Например, нам нужно решить пример 10:2. Значит, нужно вспомнить пример на умножение, в котором значение произведения равно 10, а один из множителей – 2. - Какой это пример?(2*5=10) - Какой будет ответ в примере на деление? (5) -Ребята, а теперь Мальчик – Математик приглашает вас отдохнуть. Встаньте со своих мест так, чтобы не мешать своим одноклассникам. Слушайте внимательно и повторяйте за мной. Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.) Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.) Руки за спину положим, (Руки за спину.) Голову поднимем выше (Подняли голову выше.) И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.) Подтянитесь на носочках — Столько раз, Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.) На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.) Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.) Топаем ногами. (Топаем ногами.) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.) Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.) ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. Направо, налево, вверх, вниз, только глазками рисуем круг, поморгали, закрыли, открыли | Произведение разделить на первый множитель, получится второй множитель 2*5=10 5 | Ф, И | Презентация «Математика» | СК, ОК | Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, осознают личностный смысл учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение организовывать свое рабочее место, определять цель учебной деятельности с помощью учителя; определяют план выполнения заданий на уроках под руководством учителя; умеют соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; умения ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, умения находить нужную информацию в учебнике; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умение работать в парах. Предметные: знают табличные случаи умножения с числом 2; понимают принцип составления таблицы деления на 2; умеют использовать взаимосвязь умножения и деления при делении на 2; |
Первичное закрепление | Организовать усвоение нового способа действия при решении типовых задач и числовых выражений | по источнику получения знаний–практический: упражнение; методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля; метод эмоционального стимулирования: поощрение; | -Для того чтобы применить знания, потренируемся решать числовые выражения и задачи, используя таблицу деления на 2. Откройте учебники на стр. 83, найдите номер 1. - Посмотрите на первый рисунок. Объясните, как получилось каждое равенство в первом столбике: 3*2=…3*2=6 (три круга увеличили в 2 раза) 6:2=3 (6 кругов уменьшили в 2 раза) 6:3=2 (6 кругов уменьшили в 3 раза) - Запишите номер упражнения. Спишите примеры, заполнив пропуски. - Поменяйтесь тетрадями, взяли карандаши, проверьте у своего соседа. Если найдете ошибку, докажите, что это ошибка и исправьте карандашом. (фронтальная работа) -Сколько ошибок допустили? В каких выражениях? -Мальчик – Математик рад, что вы умеете применять знания, но у него для вас есть еще необычное задание. -Найдите номер 2. Прочитайте примеры первого столбика. Что общего? -Верно, делимое 12. - Как вы будете решать примеры?( будем вспоминать соответствующие примеры на умножение числа 2 с результатом, равным делимому). Умеете ли вы делить на 6? Посмотрите на следующий, второй пример. Кто знает значение частного? Как узнали? (в таблице на умножение на 2 нашли значение произведения 12). А кто назовет второй множитель? Как вы думаете, если значение произведения разделить на второй множитель, то каким будет ответ? -Верно, 12:6=2, потому что 6х2=12 -Отступите две клетки от предыдущей записи, запишите по середине строки номер 2. В начале строки запишите первый пример. Кто назовет значение частного? Обратимся к полученным ответам. -Мальчик – Математик говорит, что, если значение произведения разделить на второй множитель, то получим первый множитель. -Хорошо, остальные решаем самостоятельно. - Итак, проверяем по цепочке. Проверяем, объясняя, как получено каждое следующее равенство, рассуждаем все вместе. 18:9=2, потому что 9х2=18. - Если ответ правильный –поднимаем сигналики. - Вы отлично справились с заданием! -Мальчик – Математик часто применяет эти умения при решении задач. Следующее его задание под № 3. -Что это? (Задача). -Прочитайте задачу. О ком эта задача? (Об учениках). -Что известно? (Сидели 18 учеников по 2 за каждой партой) -Что надо узнать? (Сколько парт заняли эти ученики) - Отступите две клетки от предыдущей записи, запишите по середине строки номер 3. Давайте учеников обозначим в тетрадках кругами. Ваша задача, посадить за каждой партой по 2 ученика. По сколько берем? (по 2) -Сделайте схематический рисунок и решите задачу. Кто желает поработать у доски? ОО\ОО\ОО\ ОО\ОО\ОО\ ОО\ОО\ОО - Что нам известно? -Что всего 18 учеников и за каждой партой по 2 ученика. Рисуем два круга, это два ученика сидят за одной партой. Отделяем их наклонной линией, обозначаем следующую пару учеников за второй партой. - Что нам нужно узнать? Сколько парт заняли ученики? - Как мы можем это узнать? 18:2=9 (п.) – заняли ученики. -Каким был вопрос задачи? (Сколько парт заняли эти ученики?) -Кто может ответить на вопрос? -Запишите в тетради ответ: ученики заняли 9 парт. - Молодцы, ребята, вы справились с хитрым заданием Мальчика – Математика. Ему нравится, как вы работаете в парах, поэтому предлагает следующую задачу решить вдвоем. Найдите задачу под знаком вопроса. Прочитайте задачу и запишите в тетрадь только ее решение. (Для игры 12 детей разделились на 2 команды поровну. Сколько детей в каждой команде?) -Проверьте решение, сравнив с записью на слайде. 12:2=6 (д) – в каждой команде. Ответ: по 6 детей в каждой команде. -Поднимите сигналики, кто справился без ошибок. (если останется время: БЛИЦ - ОПРОС. -Ребята, сейчас я буду читать вам задачи, вам нужно самим их решить и записать только ответы в тетради через запятую. Затем мы с вами проверим то, что у вас получилось. 1.Белка нашла 16 орехов и разложила их поровну по 2 дупла. Сколько орехов оказалось в каждом дупле? (8) 2. На 14 рублей купили две одинаковые по цене жвачки. Какова цена одной жвачки? (7) 3.Детей построили парами и повели в кино. Всего было 6 пар. Сколько детей повели в кино? (12) Два мальчика 10 рублей разделили пополам. Сколько денег у каждого? (5) 5.На яблоне росли 6 яблок. Половина яблок упало. Сколько яблок осталось на яблоне? (3) Взаимопроверка. (8,7, 12, 5,3)) -Ребята, для вас открою маленькую тайну деления: Число делится на 2 тогда, когда оно заканчивается одной из цифр 0,2,4,6,8. -Ребята, вы справились со всеми заданиями Мальчика - Математика. Молодцы! | Открывают учебник три круга увеличили в 2 раза 6 кругов уменьшили в 2 раза 6 кругов уменьшили в 3 раза Записывают Ответы обучающихся Читают Делимое 12 будем вспоминать соответствующие примеры на умножение числа 2 с результатом, равным делимому в таблице на умножение на 2 нашли значение произведения 12 Поднимают сигналики Задача Об учениках Сидели 18 учеников по 2 за каждой партой Сколько парт заняли эти ученики Делают рисунок к задаче 2 Один ребенок работает у доски, все остальные работают у себя в тетради всего 18 учеников и за каждой партой по 2 ученика. Сколько парт заняли ученики? Разделить Сколько парт заняли ученики? Ответы обучающихся Для игры 12 детей разделились на 2 команды поровну. Сколько детей в каждой команде? Поднимают сигналики | Ф, И | Презентация «Математика» | СК, ОК, ВЗ | Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, осознают личностный смысл учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение организовывать свое рабочее место, определять цель учебной деятельности с помощью учителя; определяют план выполнения заданий на уроках под руководством учителя; умеют соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; умения ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, умения находить нужную информацию в учебнике; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умение работать в парах. Предметные: знают табличные случаи умножения с числом 2; понимают принцип составления таблицы деления на 2; умеют использовать взаимосвязь умножения и деления при делении на 2; решать задачи изученных видов |
5. Инструктаж домашнего задания | Объяснить и записать домашнее задание. | по источнику получения знаний– словесный: беседа, объяснение метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований | -Наш гость уверен, что если таблицы умножения и деления на 2 вы будете знать наизусть, то легко справитесь с любыми заданиями на уроке, поэтому задание на дом: выучить таблицы наизусть. А чтобы применить эти знания, предлагаем придумать задачки для своих одноклассников по примеру тех, что сегодня решали на уроке. -Скажите, что вы будете выполнять дома? Поднимите сигналики, если вам понятно домашнее задание. | Записывают д/з и слушают внимательно как выполнять его. | Ф | Презентация «Математика» | СК, ОК | Метапредметные: Обучающиеся демонстрируют умения участвовать в диалоге; слушать и понимать других. |
6. Рефлексия деятельности (итог урока) | Подвести итог урока и организовать рефлексию обучающихся | методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля; метод эмоционального стимулирования: поощрение; | -Как звучала тема нашего урока? - Трудно ли вам было составлять таблицу деления? - Какое правило вам помогло это сделать?(если значение произведения разделить на первый множитель, то получится второй множитель) - Кто уже твердо выучил таблицу умножения на 2, поднимите сигналики? Мальчик Математик особо благодарит...и дарит каждому из вас закладки. Если вы сможете самостоятельно решать примеры и задачи, используя таблицу деления на 2, то выбирайте закладку желтого цвета. Если вам нужно еще потренироваться, то белого цвета. - Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать. Хочу особо отметить тех, кто часто отвечал и правильно выполнял задания и поблагодарить всех остальных ребят. | Деление Ответы обучающихся если значение произведения разделить на первый множитель, то получится второй множитель ответы обучающихся | Ф | Презентация «Математика» | СК, ОК | Метапредметные: Обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге. |