II. Актуализация опорных знаний. (3 мин) | -Ранее мы изучили свойства сложения и умножения, я предлагаю, используя эти свойства решить устно заданные примеры, назвать свойство, которое применяется в каждом примере: А) 27+174+73; Б) 50∙19∙2; В) 64+(79+36); Г) 135∙12+8∙135. | -устно решают примеры А-В с комментированием, называют свойства; |
III. Постановка проблемы. (2 мин) | В примере Г) возникло затруднение: дети не могут устно решить пример, учитель задает вопросы (проблемный диалог): - если бы мы решали пример по действиям, сколько действий нужно выполнить? - мы их можем выполнить устно? - давайте обратим внимание на числа в примере; -значит, мы можем предположить, что есть какой-то прием для решения такого примера более простым способом, попробуем этот способ найти. Итак, целью нашего урока будет являться следующее: сформулировать свойство, которое позволит упрощать вычисления в подобных примерах, работа на нашем уроке будет проходить в парах, вы сможете помогать друг другу, совместно искать решение проблемы, исправлять ошибки. В конце урока, вы оцените участие каждого в этой работе. Запишите в тетрадях тему нашего урока «Упрощение выражений». | - 3 действия; -нет; -есть два одинаковых числа; |
IV. Открытие нового знания. (12 мин) | Для того, чтобы сформулировать новое свойство, предлагаю решить задачу: Для украшения новогодней ёлки решили купить по 7 шаров синего и красного цвета. Синие шарики стоят 150 руб., а красные 200 руб. Сколько денег необходимо для всей покупки? -Для решения задачи нужно составить числовое выражение двумя различными способами. -Так как мы получили равные результаты можно сделать вывод, что выполняется равенство: (150+200)∙7=150∙7+200∙7; Гипотеза: можем ли мы предположить, что подобные равенства будут выполняться для любых чисел? Давайте убедимся в верности данного предположения. Составьте похожее равенство с однозначными числами и проверьте его. Вывод. Для того чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и полученные произведения сложить. Это правило выражает распределительное свойство умножения относительно сложения. Предлагаю записать это свойство с помощью букв. Такое же свойство выполняется для умножения разности на число, оно называется распределительное свойство умножения относительно вычитания. Запишите его с помощью букв. Итак, вы сами сейчас сформулировали распределительное свойство, которое позволяет упрощать числовые выражения и находить их значения более удобным способом. | Работа в парах, поисковая деятельность, учащиеся предлагают различные варианты решений. Два ученика, которые составили разные выражения, выходят к доске и записывают свои выражения: 150∙7+200∙7=2450 (руб.) (150+200)∙7=2450 (руб.) Работа в парах, каждая пара составляет свое равенство, например: (7+2)∙5=7∙5+2∙5 45=45 (а+в)с=ас+вс (а-в)с=ас-вс |
V. Первичное закрепление. (13 мин) | Давайте вернемся к примеру Г) 135∙12+8∙135. Как вы думаете, можно ли для решения этого примера применить распределительное свойство? -этими свойствами можно пользоваться и в обратном порядке ас+вс=(а+в)с ас-вс=(а-в)с Фронтальная работа по решению заданий на применение нового свойства. | Работа в парах, поисковая деятельность. 135∙12+8∙135=(12+8)135=20∙135= 2700 № 559 (а, б) – образец решения, 1 ученик № 559 (в, г) – работа с комментированием, решают самостоятельно и проверяют результат. № 560 (а, б) – образец решения, 1 ученик № 560 (в, г) – работа с комментированием, решают самостоятельно и проверяют результат. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой. (7 мин) | Решить примеры из левого столбика, применяя распределительное свойство умножения. В правом столбике найти соответствующие числа, поставить в соответствие для каждой буквы примера номер ответа. 74∙3+36∙3; 7∙599; 140∙6-40∙6; 83∙7; 34∙5+66∙5. 581; 4193; 300; 500; 600; 4200; 330; 561. | В тетрадях чертят таблицу, в которую вносят номер правильного ответа. Решение примеров записывается в тетради подробно. Правильные решения высвечиваются на доске, дети находят и исправляют ошибки, ставят себе оценку в соответствии с критериями: 5 правильных ответов – оценка «5» 4 правильных ответа – оценка «4» 3 правильных ответа – оценка «3» |
VII. Итог. (3 мин) | Какое свойство мы сформулировали на уроке? Как вы считаете, вы его сами сформулировали? Для чего применяется это свойство? Будете ли вы в дальнейшей работе применять это свойство? Помогла ли вам работа в парах на нашем уроке? Помогли ли вы своему товарищу во время урока? | |