- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для парной и групповой работы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня необычный день. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки. Теперь улыбнитесь друг другу. И мне подарите улыбку. Ведь улыбка дарит всем хорошее настроение. У нас все получится. Садитесь.
Летит в космической дали Стальной корабль Вокруг Земли. И хоть малы его окошки, Всё видно в них Как на ладошке: Степной простор, Морской прибой, А может быть и нас с тобой!
- Ребята, как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? (Сегодня 12 апреля – День космонавтики.)
- Какому событию приурочена эта дата? Когда это произошло? (Ю. Гагарин первым полетел в космос в 1961 г.; 55 лет назад.)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы отправимся в путешествие.)
- Что нам нужно, чтобы совершить путешествие? (Все ранее полученные знания).
-Чем мы будем заниматься на уроке? (Покажем все, чему научились.)
-Сегодня на уроке мы отправимся во Вселенную Математики за новыми открытиями, за новыми знаниями, вспомним приемы письменного умножения, сложения, вычитания и деления многозначных чисел, будем работать с величинами, решать уравнения и задачи.
-Перед стартом экипаж проходит проверку, проверяет исправность приборов космического корабля. Проверьте, на столах всё ли у вас готово?
Откройте тетради, запишите число.
ΙΙI. Минутка чистописания.
На доске ряд чисел: 60781, 70782, 80783, 90784, 100785.
- Прочитайте числа. Как они называются? (Многозначные; натуральные).
- Какие числа называются натуральными? (Числа, которые используются при счете).
- По какому принципу построен данный ряд? (Каждое последующее число увеличивается на 10001).
- Найдите «лишнее» число. (100785). Докажите. (Оно шестизначное, а все другие – пятизначные).
- Дайте характеристику числа 100785. (В нем 5 единиц, 8 десятков, 7 сотен, 100 тысяч).
- Пропишите всю строку данное число, правильно записывая в клетке каждую цифру.
- Молодцы, ребята. Что повторили сейчас? (Нумерацию многозначных чисел).
IV. Устный счет.
-А теперь математическая разминка.
1.
2. Найдите сумму четырёх двузначных чисел: 35, 47, 93, 55. (230)
- Как вы получили результат? (35+55=90, 47+93=140, 90+140=230)
Найдите сумму трехзначных чисел: 199, 150, 201. (550)
- Как вы получили результат? (199+201=400, 400+150=550)
3. Слушаем задачу.
Масса I Спутника Земли равна 83 кг, масса II Спутника на 417 кг больше.
Чему равна масса II Спутника? (83+417=500 кг)
- Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась в 2 действия. (Сколько весят два спутника вместе? Решение: 83+500=583 кг.)
V. Повторение и закрепление изученного.
- Полёт будет у нас долгим, поэтому мы с собой должны взять продукты. Мы с собой берём овощи и они у нас гигантские.
1) Выразите в граммах.
Самая большая морковь была выращена в Новой Зеландии. Масса её 7 кг.
Самый большой лимон был выращен в Америке. Масса его 3 кг 88 г.
Самую большую дыню выращивали в Америке в течение 10 лет. Когда сорвали, масса её была равна 118 кг.
Самый большой редис 12 кг 25 г. Был сорван в Австралии.
Самый большой помидор был выращен в 1986 году. Масса его 3 кг 51 г.
Самый крупный огурец 22 кг. Вырос в Австралии.
- Проверьте свои результаты:
1.7000 г., 2. 3088 г., 3. 118000 г., 4. 12025 г., 5. 3051 г., 6. 22000 г.
- Молодцы, что сейчас повторили? (Перевод одних величин в другие: кг в г).
Оцените свою работу на полях на данном этапе.
! – я доволен своей работой;
+ – я не очень доволен своей работой, у меня есть ошибки;
- – я часто ошибался.
- А теперь наш корабль готов к полёту. Все пристегнули ремни! Мы летим.
Впереди метеоритный дождь. Для этого быстро выполним задание.
Взаимопроверка: дети проверяют решения уравнений друг у друга.
- Что мы повторили? (Решение уравнений). Какие ошибки были замечены? (Ответы детей).
- Закройте глаза, опустите руки, расслабьтесь. Представьте себе чистое звёздное небо. А теперь откройте глаза и продолжим путешествие.
3)Групповая работа
- А теперь поработаем в группах. Перед вами числовые выражения, где в каждом слагаемом под звёздочкой спряталась цифра. Вместо звёздочек напишите нужную цифру, чтобы получились такие суммы.
5*48 378*9 *2027
+ *794 + 6*307 + 6476*
783* 20*91 4*264
16277 120727 140053
- Проверяем. Какая цифра спряталась под звёздочкой?
5648 37829 32027
+ 3794 + 62307 + 64762
7835 20591 43264
16277 120727 140053
- Какая группа с заданием справилась? У кого не получилось?
VI. Физкультминутка.
VII. Повторение и закрепление изученного (продолжение).
- Мы должны долететь до космической станции. Скорость нашего корабля 25000 км/ч; до станции осталось 75000 км. За какое время мы долетим до станции?
- Какие данные нам нужны при решении задач на движение? (Скорость, время, расстояние).
1) Что нам известно в задаче? (Скорость и расстояние).
2) Что мы можем узнать? (Время).
3) Как вычислить время? (В=Р:С).
- Записываем условие задачи и решаем ее. (Один ученик работает у доски).
С=25000 км/ч
Р=75000 км
В=? Ч
75000:25000=3(ч) лететь до станции.
Ответ: 3 ч.
- Составляем обратную задачу. (За 3 ч мы должны долететь до космической станции. С какой скоростью должна лететь ракета, если до станции осталось 75000 км?).
1) Что нам известно в задаче? (Время и расстояние).
2) Что мы можем узнать? (Скорость).
3) Как вычислить скорость? (Р:В=С).
- Записываем условие задачи и решаем ее. (Один ученик работает у доски).
В=3 ч
Р=75000 км
С=? км/ч
75000:3=25000 (км/ч) скорость ракеты.
Ответ: 25000 км/ ч.
- Полёт продолжается. Наш корабль попадает в туманность. Избежать катастрофу можно лишь в том случае, если экипаж сможет расшифровать сигнал-радиограмму со станции. Найдите ошибки и исправьте их. Сначала вспомним алгоритм деления на двузначное число:
-найти первое неполное делимое,
-определить число цифр в частном,
-найти цифры в каждом разряде частного,
-найти остаток (если он есть).
- Поработайте в парах:
492:82=6 (6) 384:96=5 (4)
2070:90=22 (23) 1440:80=18 (18)
17980:58=310 (310) 17850:85=29 (210)
- Проверим ваши результаты. Молодцы.
- Что сейчас повторили ? (Письменное деление на двузначное число).
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Итак. Мы долетели до станции и цели своей достигли. Чтобы избежать катастрофы, какие задания нам приходилось выполнять? Какое задание было для вас интересным? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни? Наш полёт прошёл спокойно. Нам в этом помогли умные, сообразительные и находчивые ребята.
- Оцените свою работу на уроке по шкале:
| вся работа выполнена мною полностью
| выполнена наполовину
| я ничего не сделал
- Кто поставил себе за урок «5»? Поднимите руки. Кто поставил себе «4»?
Молодцы.
Выставление оценок.
IX. Домашнее задание. № 258, 263 (стр. 64)
Стихотворение: «Летит корабль» В.Орлов
Летит в космической дали Стальной корабль Вокруг Земли. И хоть малы его окошки, Всё видно в них Как на ладошке: Степной простор, Морской прибой, А может быть и нас с тобой!