1.Мотивация к познавательной деятельности. - Здравствуйте, меня зовут Валерия Эдуардовна. Сегодня урок математики проведу у вас я. Прозвенел звонок для нас! Затихает дружный класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Пусть гордится нами мама Нам преграды нипочем, Многому научимся. Мы урок сейчас начнем. Все у нас получится. | |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Ребята, начнём нашу работу с устного счёта. А)Прочитайте числа: 43 43000 400030 430 40300 400300 403 40030 4300000 Б) Назовите цифру десятков у чисел первого столбика. В) сколько десятков в каждом числе первого столбика? Г) Какая цифра стоит в разряде десятков тысяч чисел второго столбика? Д) Сколько всего десятков тысяч в каждом числе второго столбика? Е) Сколько всего десятков тысяч в каждом числе третьего столбика? Вы большие молодцы! Выполните действие: Х орошо! | Ответы детей: А) Сорок три Четыреста тридцать Четыреста три Сорок три тысячи Сорок тысяч триста Сорок тысяч тридцать Четыреста тысяч тридцать Четыреста тысяч триста Четыре миллиона триста тысяч Б) 4, 3, 0 В) В числе 43-4 десятка, в числе 430- 43 десятка, в 403- 40 десятков. Г) 4 Д)4 Е) сорок десятков тысяч, сорок десятков тысяч, четыреста тридцать десятков тысяч |
3.Выявление места и причины затруднения. Ребята, дети загадали нам число, оно сейчас на слайде. Число записано в виде суммы. Отгадайте его.
Хорошо, ребята! Как же называются такие слагаемые? Почему они так называются «разрядные»? А какие мы знаем разряды?
Правильно. Как вы думаете можно ли записать любое многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых? Вы уже умеете записывать двузначные и трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Любое многозначное число тоже можно так записать. Сегодня на нашем уроке мы этим и займёмся. | Разрядные Показывают, сколько единиц в каждом разряде Единицы, десятки, сотни, единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч да |
4.Построение проекта выхода из затруднения Ребята, давайте посмотрим на номер 1 в ваших учебниках. Страница 66. Откройте ваши тетрадки. Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых. Разбираем вслух. 389, 389 000, 300 890, 308 090, 380 900, 308 009
Посмотрим на задание номер 2. Разбейте выражения на группы и найдите их значения. Посмотрите на какие группы мы можем разделить эти выражения? 325 408 – 300 000 – 400 325 408 – 408 325 408 – 5 000 – 8 300 400 + 25 000 325 000 + 400 + 8 Какие выражения относятся к 1 группе?
Какие выражения относятся ко 2 группе?
Давайте сначала решим примеры первой группы, а потом второй.
Молодцы! Молодцы, а теперь обратимся к номеру 3. Найдите равенства, в которых число записано в виде суммы разрядных слагаемых. Запишите лишнее равенство в том же виде, что и остальные. а) 40 009 = 40 000 + 9 б) 302 050 = 302 000 + 50 в) 14 509 = 14 000 + 500 + 9 г) 105 410 = 100 + 5 000 + 400 + 100 Есть здесь равенства, в которых число не записано в виде суммы разрядных слагаемых? Какие это равенства? Запишем их правильно в своих тетрадках. | 389 = 300 + 80 + 9 389 000 = 300 000 + 80 000 + 9 000 300 890 = 300 000 + 800 + 90 308 090 = 300 000 + 8 000 + 90 380 900 = 300 000 + 80 000 + 900 308 009 = 300 000 + 8 000 + 9 1 группа- Сложение и вычитание разрядных слагаемых 2 группа- Сложение и вычитание К 1 группе относятся выражения: 325 408 – 300 000 – 400 325 408 – 5 000 – 8 325 000 + 400 + 8 325 408 – 20 000 Ко 2 группе относятся выражения: 325 408 – 408 300 400 + 25 000 325 408 – 300 000 – 400 = 25 008 325 408 – 5 000 – 8 = 320 400 325 000 + 400 + 8 = 325 408 325 408 – 20 000 = 305 408 325 408 – 408 = 325 000 300 400 + 25 000 = 325 400 б) 302 050 = 302 000 + 50 б) 302 050 = 300 000 + 2 000 + 50 |
5.Реализация проекта выхода из затруднения Посмотрите на слайды. Сравните. Объясните выбор знака сравнения. (Работа с презентацией). Сравните, не вычисляя. Объясните выбор знака сравнения. Посмотрим на номер 6 под буквой а. Кто прочтёт? а) Для участников пробега надо выбрать самый короткий маршрут из Соснограда в Голубые Ели. Через какие населённые пункты он проходит?
Как нам узнать сколько метров будет от Соснограда до Голубых Елей через пос. Кашино? Как нам узнать сколько метров будет от Соснограда до Голубых Елей через д. Пеньки и д. Кошкино? И что потом мы сделаем, чтобы ответить на вопрос задачи? Кто решит задачу у доски? | В первой строке знак меньше, так как слева число трехзначное, а справа четырехзначное. Во второй строке числа содержат одинаковое количество разрядов, но однако у левого числа в разряде сотен 4, а правого 0. В первой строке первые слагаемые равны, о второе слагаемое левой суммы больше. Во второй строке уменьшаемые равны, а вычитаемое первой разности меньше, с уменьшением вычитаемого разность увеличивается. Поставим знак больше. В третьей строке уменьшаемое левой разности больше при одинаковых вычитаемых. Сложить расстояния от Соснограда до пос. Кашино и от пос. Кашино до Голубых Елей. Сложить расстояния. Сравнить значения сумм
1)50 000 + 83 000 = 133 000 (м) — через пос. Кашино. 2) 32 000 + 100 000 + 500 = 132 500 (м) — через д. Пеньки и д. Кошкино. 3)133 000 132 500 Ответ : короткий путь проходит через д. Пеньки и д. Кошкино. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Ребята, перед вами лежат пустые листочки. Проведём арифметический диктант. На слайде перед вами многозначные числа, запишите сами числа и их представление в виде суммы разрядных слагаемых. 6 сот. тыс. 7 ед. тыс. 3 сот.; 3 ед. тыс. 3 ед.; 901 ед. II кл. 5 ед. I кл.; 6 ед. 3-го разряда 8 ед. 2-го разряда; 8 сот. тыс. 7 ед.; 9 дес. тыс. 9 ед.; 540 ед. II кл. 2 ед. I кл.; Сверьтесь с эталоном. Кто не допустил ни одной ошибки? Поднимите руку. Поставьте себе 5. Кто допустил только одну ошибку? Поднимите руку. Поставьте себе 4 . Что вам не понятно? | 607300=600000+7000+300 3003= 901005= 680= 800007= 90009= 540002= |
8.Включение в систему знаний и повторение Прочитайте задачу. О ком говорится в задаче? Что говорится о судьях и техниках? Сколько км нужно проехать судьям? На чем они едут? Сколько км нужно проехать техникам? На чем они едут? С какой скоростью движутся техники и судьи? Во сколько выехали судьи? Что нам известно о начале соревнований? Что нужно найти? Запишем задачу кратко: | скорость | время | расстояние | Судьи | одинаковая | | 300км | техники | На 3 ч меньше | 120км | Время выезда – 6.00 Начало соревнований - ?, через 30 минут после прибытия Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? А можем ли мы узнать, сколько часов был в пути автобус? Почему? А можем мы скорость его движения? Можем узнать, сколько км приходится на 3 часа движения автобуса? Почему? Во сколько действий решим задачу? Что найдем в первом действии? Какой знак действия выберем? Что найдем во втором действии? Какой знак действия выберем? Что найдем в третьем действии? Какой знак действия выберем? Что найдем в четвертом действии? Какой знак действия выберем? | Нет Не знаем, сколько часов был в пути автобус Нет Не знаем скорость его движения Нет Не знаем, сколько км приходится на 3 часа движения автобуса Да Знаем, что автобус прошел 300 км, а машина 120км, автобус шел на три часа дольше 4 сколько км приходится на 3 часа движения автобуса - Скорость автобуса : время движения автобуса : время начала соревнований + 1)300-120=180 (км) – на столько автобус проедет больше 2)180:3=60 (км/ч) – скорость автобуса 3)300:60=5(ч) – время движения автобуса 4)6ч+5ч+30мин=11ч30мин – время начала соревнований Ответ: в 11 часов 30минут. |