Конспект урока математики по теме "Повторение и закрепление изученного" (4-й и 5-й классы)
Цели. 1) Закреплять вычислительные навыки сложения, вычитания и умножения многозначных чисел.
2) Преемствееность между учащимися начального и среднего звена.
Задачи. Умение решать простейшие задачи и уравнения; развивать внимание, логическое мышление.
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы, постановка учебной задачи.
В начале урока построение, приветствие ребят и учителя.
СЛАЙД 1.
Ребята, что мы обычно делаем на уроке математики? Конечно же
- решаем задачи, умножаем и делим многозначные числа, решаем уравнения, выполняем математические действия;
- учимся работать дружно, помогаем друг другу справиться с возникшими трудностями.
В общем, закрепляем наши знания и умения.
И каждый из вас всегда стремится к личному успеху.
СЛАЙД 2. Предлагаю сегодня каждому из вас выбрать, под каким девизом будете работать на нашем немного необычном уроке:
Буду думать! Буду стараться! Буду внимательным!
Выбрали?
- Ну, что ж тогда вперёд, к успеху!
Учитель. Ребята, сегодня из центра космического управления были разосланы во все школы телеграммы с просьбой совершить путешествие на одну из планет.
СЛАЙД 3. Вот эта телеграмма. Нужны такие люди, которые обладали бы острым умом, смекалкой, и, конечно же, умением не растеряться в трудную минуту. Это, естественно, вы.
А на какую планету мы с вами полетим, сейчас узнаем, сделав задание:
СЛАЙД 4.
Задание: в данной таблице вычеркнуть все числа, которые встречаются в таблице умножения. Из оставшихся букв получится нужное нам слово.
48 Т | 26 М | 35 Ч | 21 Б | 14 Ю |
45 Д | 20 Ж | 13 А | 12 Э | 10 О |
28 Л | 72 Щ | 81 Х | 22 Р | 56 Н |
63 У | 54 К | 64 П | 4 Ы | 43 С |
25 Ш | 36 З | 42 Ф | 27 Ц | 6 Я |
СЛАЙД Ы 5 и 6. ОТВЕТ : Марс.
Надо сказать, давно люди мечтают долететь до Марса и развести сады. Как в песне поётся “И на Марсе будут яблони цвести”. Может быть, когда-нибудь в будущем вам действительно удастся попасть на Марс. Время покажет.
Давайте, ребята, мы сделаем такую попытку.
Перед стартом экипаж проходит проверку, проверяет исправность приборов космического корабля и его пассажиров, каковыми вы сейчас и являетесь.
Проверьте, на столах всё ли у вас готово?
Зубы сегодня почистили?
СЛАЙД 7. Решим задачу
Производство зубных щёток начато в 1780 году англичанином Вильямом Эдисом. Сколько лет прошло с тех пор? (Ответ: 2015 – 1780 = 235 лет)
Все здоровы? Спортом все занимаетесь? Ведёте здоровый образ жизни?
СЛАЙД 8. А вы знаете, что Средняя протяжённость капилляров в теле человека -10 000 км. Давайте запишем эту длину в метрах.
Хорошее настроение и улыбку возьмём с собой в путешествие?
СЛАЙД 9.
Решим задачу. Всего-то 15 мышц задействовано, а сколько вариантов улыбки получается! И это в 40 раз меньше, чем все мышцы человека.
Сколько мышц у человека? ( ОТВЕТ: 15 *40 = 600 мышц у человека)
Учитель. Полёт будет у нас долгим, поэтому мы с собой должны взять и продукты.
Возьмём с собой овощи, они у нас будут гигантские. Вспомним с вами, что в 1 кг содержится 1000 г.
СЛАЙДЫ 10-19.
Выполним задание: выразить в граммах.
СЛАЙД 10. Самая большая морковь была выращена в Новой Зеландии. Масса её 7 кг.
СЛАЙД 11. Самый большой лимон был выращен в Америке. Масса его 3 кг 88 г.
СЛАЙД 12. Самую большую тыкву выращивали в Америке в течение 10 лет. Когда сорвали, масса её была равна 118 кг.
СЛАЙД 13. Самый большой редис 12 кг 25 г. Был сорван в Австралии.
СЛАЙД 14. Самый большой помидор был выращен в 1986 году. Масса его 3 кг 51 г.
СЛАЙД 15. Самый крупный огурец 22 кг. Вырос в Австралии.
СЛАЙД 16. Самый большой лук весом в 8 кг 200 г.
СЛАЙД 17. Бывает же такое. Такой крупный картофель!..
СЛАЙД 18. А вы любите арбуз? Зачем они такие, правда, ребята? Говорят, они такие невкусные.
СЛАЙД 19. Удивительные фрукты и овощи можно вырастить.
А сколько в них витаминов. Да, ребята? Решим задачу.
СЛАЙД 20. Термин «витамины» (vita – жизнь, лат.) появился только в 1912 году.
Сколько лет прошло с момента появления термина «витамины»?
(Ответ: 2015 – 1912 = 103 года).
Учитель. Теперь мы можем с вами сказать, что наш корабль готов к полёту. Все пристегнули ремни!
Мы летим.
Впереди метеоритный дождь. СЛАЙД 21.
Чтобы не погиб наш корабль от осколков метеорита, мы быстро должны преодолеть его. Для этого мы ответим на вопросы .
СЛАЙД 22. 1 вопрос. На каком виде транспорта летают в космос? (на космическом корабле)
2 вопрос. Кто управляет ракетами? (ракетчики)
Решим задачу про ракету.
СЛАЙД 23. Скорость ракеты 8 км в секунду. За сколько секунд она пролетит 720 км? (Ответ: 720 : 8 = 90 секунд).
Учитель. А теперь, ребята, закрыли глаза, опустили руки, расслабились.
Представьте себе чистое звёздное небо. СЛАЙД 24.
А теперь открыли глаза и продолжим путешествие.
Выполним интересные задания, используя «звёздочки». Продолжи ряд чисел. Вместо звёздочки догадайся, какое число надо вставить.
СЛАЙД 25.
7, 9, 11, |
, 38, 43, 48, 53 |
111, 222, |
52, 104, 156, 208, |
СЛАЙД 26.Физкультминутка.
Потрудились - отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Учитель. Сегодня до Марса мы, конечно, не долетим. Но мы должны долететь до космической станции. Наш полёт продолжается. Корабль попадает в туманность. СЛАЙД 27.
Избежать катастрофу можно лишь в том случае, если экипаж сможет расшифровать сигнал-радиограмму со станции. СЛАЙД 28.
ЗАДАНИЕ: поменять местами те карточки, на которых одинаковые результаты. СЛАЙД 29.
73+37 | 16*30 | 440:20 | 81:27 | 130-108 | 11*10 | 501-21 |
Ц | Ы | Д | О | Л | М | О |
Ответ: МОЛОДЦЫ. СЛАЙД 30.
Учитель.
В мире много сказок СЛАЙД 31.
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Предлагаю залететь на сказочную станцию. Вы же любите сказки?
СЛАЙДЫ 32-36. Решим сказочные задачи.
У бабы-яги живут 15 гусей-лебедей. Третья часть из них белые. Сколько белых гусей-лебедей живут у бабы-яги?
Красная Шапочка понесла 32 пирога бабушке. Навстречу ей шёл голодный волк. Жалко стало Красной Шапочке волка, она и дала ему восьмую часть пирожков. Сколько пирожков съел волк?
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка убегали от гусей-лебедей. На пути им встретилась яблонька, на которой росло 45 яблочек. Попросила их яблонька: «Съешьте моих яблочек». Дети согласились и съели пятую часть всех яблок. Сколько яблочек съели дети?
Вылетает чудо-юдо 12-головое. Все 12 голов свистят, все 12 огнём-пламенем пышут... Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду четвёртую часть от всех голов. Сколько голов слетело с плеч чуда-юды?
Наловил дед 63 рыбы. По дороге нашёл лису и бросил её на воз. А лисица незаметно выбросила седьмую часть рыб и сама потихонечку ушла. Сколько рыбы досталось хитрой лисе?
Учитель. Ужасно, но наш самолет терпит крушение. СЛАЙД 37. Впереди пещера. Укроемся в ней. Погода испортилась, видимо, на несколько дней. Сколько же мы можем продержаться? Ответ на этот вопрос мы найдём, решив задачу про пещеру, воду и … деление с остатком.
Задача.
СЛАЙД 38. В пещере обнаружено 170 литров пресной воды. На сколько дней хватит этого запаса воды для 14 человек, если один человек в день расходует 2 л воды?
Ответ: 1) 14*2=28(л) – на 14 человек в день 2) 170:28=6, ост.2
Хватит на 6 дней, и ещё останется 2 л.
Учитель. Рядом с пещерой есть остров ошибок.
Выполним задание: найдём ошибки в уравнениях. СЛАЙД 39.
Подведём итог урока.
Мысленно мы долетели с вами до станции и цели своей достигли.
СЛАЙД 40. В 20 веке было запущено много космических станций на Марс.
Последним открытием является то, что на Марсе есть вода.
А чтобы избежать катастрофы, какие задания нам приходилось выполнять?
- выполняли математические действия (сложение, вычитание, умножение и деление)? – (да)
- задачи и уравнения решали? (да)
- переводили из одних единиц измерения в другие? (да)
- узнали много нового и интересного? (да) СЛАЙД 41.
Таким образом, наш полёт прошёл спокойно. Нам в этом помогли умные, сообразительные, находчивые ребята.
СЛАЙД 42. Вы согласны с тем, что
“ Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает”? (да)
СЛАЙД 43. Задаём задание на дом. Задание на сообразительность.
Спасибо всем за урок. Урок закончен.( СЛАЙДЫ 44-45)