конспект урока математики "Математика по-олимпийски"
Конспект урока математики "Математика по-олимпийски"
Конспект урока математики, проведённого в 4 классе, по теме "Дроби. Закрепление изученного", посвящён олимпиаде-2014 в г.Сочи. Вместе с героями- символами олимпиады , учащиеся повторяют и закрепляют изученное по теме "Дроби". Учащимся предлагаются разные задания, после выполнения которых дети оценивают себя на листе самооценки.
Цели:
повторить и закрепить умение читать и записывать дроби, сравнивать дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями;
формировать способность к сложению дробей с одинаковыми знаменателями;
формировать способность к использованию полученных знаний при решении задач;
воспитывать целеустремлённость, любознательность;
воспитывать коммуникативные способности учащихся при совместной работе;
создать на уроке доброжелательную психологическую обстановку;
развивать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
экран;
мультимедийная презентация;
индивидуальные карточки для работы учащихся.
ХОД УРОКА.
1. Актуализация знаний, сообщение темы, постановка задач урока.
-Доброе утро, дети! Сегодня у нас с вами необычный урок математики. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
-Скажите, какую большую тему мы закончили с вами изучать. (Дроби)
-А какое долгожданное событие произойдёт сегодня в нашей стране? (Сегодня открытие Олимпиады в Сочи)
-Мы многому научились при изучении этой темы и сегодня проверим наши знания.
-А так как урок у нас сегодня очень важный и событие в нашей стране очень важное и долгожданное, то мы с вами объединим это и назовём наш урок «МАТЕМАТИКА ПО-ОЛИМПИЙСКИ» (Слайд 1) Вместе с нами сегодня на уроке будут талисманы нашей Олимпиады: Зайка, Мишка, Леопард и символы паралимпийских игр - Снежинка и Лучик.
-Что нас ждёт сегодня на уроке…(Слайд 2)
-Итак, цели нашего урока: повторить и закрепить умения выполнять действия с дробями, сравнивать дроби, развивать память, мышление, помогать друг другу.
2. Математическая разминка.
Цель этапа: актуализация знаний.
-Что такое доля?
-Как называется число, записанное над чертой дроби?
-Как называется число, записанное под чертой дроби?
-Как знак какого действия понимают черту дроби?
-Что показывает знаменатель дроби?
-Что показывает числитель дроби?
-Какую дробь называют правильной?
-Какую дробь называют неправильной?
-Что такое смешанное число?
-Как по-другому сказать: одна вторая яблока? (половина) Одна третья часть игрушек? (треть) Одна четвёртая часа? (четверть)
-Молодцы! Переходим к следующему заданию.
3. Работа по сравнению дробей относительно начала числового луча.
Цель этапа: повторение и расположение дробей относительно начала числового луча. (Слайд 3)
-Следующее задание нам дают символы Паралимпийских игр - Лучик и Снежинка.
-Возьмите карточку голубого цвета. На ней записаны разные дроби.
-Какая из дробей здесь лишняя? По какому принципу вы определили? (Дробь 27/17 лишняя, т.к. это- неправильная дробь).
-Ниже на листочке запишите эти дроби в порядке возрастания.
-А теперь проверим. (Слайд 3 продолжение)
-Назовите самую маленькую дробь.
-Назовите самую большую дробь.
-Повторите правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями относительно начала числового луча. (Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та дробь, которая ближе к началу числового луча.)
-Какую из дробей можно преобразовать? (17/17= 1)
-Молодцы! Итак, мы повторили запись, чтение и преобразование дробей. Вы хорошо справились с этим заданием.
-В ходе завершения выполнения заданий вы будете оценивать себя по
3-хбалльной системе.
-Если вы выполнили верно, были активны на уроке- ставите 3 балла.
-Если что-то ещё не получилось – поставьте 2 балла.
-Если для вас всё было трудно – поставьте 1 балл.
-Оцените свою работу в красном квадрате.
-Переходим к следующему заданию.
4. Работа по сравнению дробей с одинаковыми числителями/знаменателями. (Слайд 4)
Цель этапа: сравнение дробей с одинаковыми числителями/ знаменателями.
-Следующее задание мы даёт Леопард. Посмотрите внимательно на эти дроби.
-Разбейте их на 2 группы. По какому принципу вы провели разбиение?
(Дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями.)
-Сравните дроби с одинаковыми числителями.
-Какое правило вы использовали?
-Сравните дроби с одинаковыми знаменателями.
-Какое правило вы использовали?
-Молодцы! Итак, мы повторили правила сравнения дробей. Вы хорошо справились с этим заданием.
-Оцените свою работу в жёлтом квадрате.
5. «Найди ошибку» Сложение и вычитание дробей.
Цель этапа: повторение и закрепление умения выполнять действия сложения и вычитания с дробями. (Слайд 5)
-Следующее задание нам даёт Белый Мишка.
-Возьмите карточку зелёного цвета. На ней записаны примеры на сложение и вычитание с дробями.
-Ваша задача - найти ошибки в примерах и объяснить в чём допущена ошибка. (1 пример - неверно написан знаменатель, 2 пример - неверно: вместо сложения выполнено вычитание, 3 пример – верно, 4 пример- неверное вычисление, 5 пример- верно).
-Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
-Оцените свою работу в зелёном квадрате.
-Пришло время немного отдохнуть.
6. Физминутка. (Слайд 6)
-А теперь время немного отдохнуть. Проведём физминутку вместе с Зайкой.
-Зайка предлагает нам сначала найти часть от числа. Давайте решим его задание.
-Прыгните столько раз, сколько 1/7 от 21 (3 раза)
-Присядьте столько раз, сколько 1/3 от 12 (4 раза)
-Наклонитесь столько раз, сколько 1/9 от 36 (4раза)
-Хлопните столько раз, сколько 1/3 от 24 (8 раз)
(При необходимости физминутка №2 для глаз со Снежинкой.)
-Молодцы! Вы немного отдохнули. Переходим к следующему заданию.
7. Повторение и закрепление. Тест. Работа в парах.
Цель этапа: повторение теоретической части, развитие умения сотрудничать.
-Следующее задание дают нам Олимпийские рукавички. А это значит, что мы будем работать в парах.
-Возьмите белый лист, где для вас приготовлен тест. В нём 2 столбика с фразами. Вам необходимо найти в правом столбике продолжение фразы левого столбика.
-Как только ваша пара будет готова –покажите мне вашу готовность, подняв вместе ручки.
ТЕСТ.
Вопрос
Ответ
1. Одну часть от целого называют…
а) долей;
б) дробью;
в) целым числом.
2. Черту дроби понимают как знак действия…
a) умножения;
б) деления;
в) вычитания;
г) сложения.
3. Число, записанное над чертой дроби, называется…
a) числитель;
б) знаменатель.
4. Знаменатель дроби показывает...
a)на сколько частей разделили целое;
б) сколько частей взяли.
5. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой…
a) числительбольше;
б) числитель меньше;
в) числители равны.
6. Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой…
a) знаменатели равны;
б) знаменатели меньше;
в) знаменатель больше.
7. Смешанное число- это число…
a) целое число;
б) неправильная дробь;
в) дробь, у которой есть и целая, и дробная части
-Проверим. (Ответы на слайде).
-Оцените свою работу в синем квадрате.
-Молодцы.
8. Решение задач с дробями. Работа в группах.
Цель этапа: развивать умение решать задачи, сообразительность и смекалку.
-Пришло время порешать задачи.
-Первую задачу задаёт нам символ Паралимпийских игр- Лучик.
-Послушайте внимательно задачу: «У Оли и Яны 2 одинаковых яблока. Оля съела 3/6 своего яблока, а Яна 1/4 своего яблока. Кто из девочек съел больше?»
-Можем ли мы использовать для решения этой задачи изученные ранее правила? (Нет)
-Тогда придётся найти другие пути решения. Я предлагаю вам объединиться в группы и решить эту хитрую задачку.
-Разбейтесь удобно на группы по посадке, выберите лидера, решите задачу и, как будете готовы, дайте мне знать.
-Если вам трудно решить – вы можете воспользоваться подсказкой на оранжевом листе.
(Для решения задачи дети могут начертить круги, на которых изобразят части яблок каждой девочки. Решить математическим путём трудно, т.к. в тексте встречаются дроби с разными и числителями, и знаменателями.)
-Вторую задачу задаёт нам символ Паралимпийских игр- Лучик.
-«Баба-Яга половину суток спит,
третью часть суток готовит зелье,
шестую часть суток колдует,
остальное время она решила посвятить добрым делам.
Сколько времени тратит Баба-Яга на хорошие дела?»
(Решение в группах, лидеры каждой группы говорят свои ответы.)
-Молодцы! И с задачами такими трудными вы справляетесь легко.
-Оцените свою работу над решением задач в последнем квадрате.
9. Физминутка.
10. Подведение итого урока. Рефлексия.
-Молодцы! Вы сегодня прекрасно поработали. Сейчас посмотрите свой оценочный лист, который вы заполняли в течение урока.
-Каких результатов вы достигли сегодня?
-Поднимите руку, кто набрал 14-15 баллов.
-Что мы повторили?
-Что показалось вам трудным? Почему?
-Давайте попрощаемся с нашими гостями – талисманами Олимпиады-2014. Но ненадолго. Сегодня вечером мы снова встретимся с ними на открытии XXII зимних Олимпийских игр, будем переживать и поддерживать наших спортсменов.
-А закончить наш урок я хотела бы словами Пьера де Кубертена –«Главное не победа, а участие». Пусть не всегда получается достигнуть желаемых результатов, главное –стремиться к цели, и вы обязательно её достигнете!
-Попрощаемся с гостями и поблагодарим наших гостей за помощь на уроке!