Конспект урока математики "Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Урок- путешествие. Обобщающий урок."
Конспект урока математики "Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Урок- путешествие. Обобщающий урок."
Конспект урока математики, проведённого во 2 классе для областного семинара руководителей начальной школы. Урок включает в себя различные задания для проверки, закрепления знаний, также самооценку учащихся на различных этапах урока.
Цели урока:
закрепить знания, умения и вычислительные навыки при сложении и вычитании двузначных чисел в пределах 100;
учить применять полученные знания по данной теме на практике;
формировать способность к использованию полученных знаний при решении различных заданий;
воспитывать целеустремлённость, любознательность;
воспитывать коммуникативные способности учащихся при совместной работе;
создать на уроке доброжелательную психологическую обстановку;
развивать познавательный интерес к предмету, учить детей работать в группе.
Оборудование:
компьютер;
телевизор;
мультимедийная презентация;
индивидуальные карточки для работы учащихся.
ХОД УРОКА.
1. Актуализация знаний, сообщение темы, постановка задач урока.
-Доброе утро, дети! Сегодня у нас с вами необычный урок математики. У нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
-Сегодня на уроке нас ждёт новое путешествие. Мы с вами отправимся в сказку. Путешествовать всегда интересно вместе с друзьями.
-Потрите ладошки, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло своих ладошек своему соседу по парте.
-Вот так дружно мы отправимся в путь.
-Что нас ждёт сегодня на уроке…(Слайд 2)
-Итак, цели нашего урока: закрепить умения выполнять действия сложения и вычитания с числами в пределах 100 при выполнении различных заданий, развивать память, мышление, быть внимательными и помогать друг другу.
2. Введение в тему.
Цель этапа: введение в тему урока.
-Укатился непослушный Колобок от бабушки с дедушкой. Долго гулял он, а когда собрался домой, то понял, что заблудился.
-Поможем Колобку найти обратную дорогу?
-Конечно, поможем. Ждут его разные приключения, но одному, без друзей, Колобку будет тяжело. Ведь дорога всегда кажется лёгкой и короткой, когда рядом с тобой друзья.
Цель этапа: выполнение математических действий, арифметическая разминка. (Слайд 3)
-Покатился Колобок по лесу и встретил он…. Зайца.
-Спросил Колобок у Зайца как найти дорогу домой к Бабушке и Дедушке, а Заяц ему говорит: «Ты от бабушки ушёл, ты от дедушки ушёл. Расстроил ты стариков. Решишь моё задание – скажу куда путь держать».
-Возьмите карточку розового цвета. Я буду диктовать вам примеры. Вы должны устно решить и записать на верхней линии ответы. Начинаем?
-80 увеличить на 10
-Найдите сумму 40 и 6
-50 уменьшить на 40
-Какое число меньше, чем 30 на 5
-Первое слагаемое 6, второе слагаемое 7. Найдите сумму.
-Теперь на верхней полосе запишите все числа в порядке возрастания.
-Давайте проверим ваши результаты. (Слайд 3 – появляются ответы.)
-А теперь воспользуйтесь «ключом» и отгадайте, какое слово зашифровал Заяц.
-Отгадали?
-Знаете ли вы что означает это слово?
Историческая справка.
По предложению руководителя Симбирского центра славянской культуры Владимира Ланько за Ульяновском утверждено звание родины сказочного героя Колобка. В 2011 году учёные краеведы нашли подтверждение происхождения колобков в словаря Владимира Даля, где в качестве определения слова «колоб» указывается «колебятка» - последний хлеб из квашни.
В посёлке Новая Беденьга Ульяновской области была открыта усадьба колобка. А Владимир Ланько сочинил сказку, в которой есть даже дата рождения Колобка – 14 сентября (день празднования Семёнова дня).
Раньше считалось, что колобок – существо бесполое. А краеведы говорят что мальчиков называли «колябятко», а девочек – «колебятка».
В ульяновской версии сказки лесные звери благодаря Сороке спасают Колобка, он спасается от лисы и возвращается к деду Семёну и бабке Параскеве живым и невредимым.
- Вот и мы поможем Колобку найти дорогу домой.
-В ходе завершения выполнения заданий вы будете оценивать себя по
3-хбалльной системе.
-Оцените свою работу под розовым квадратом.
-Если вы выполнили верно, вам было нетрудно выполнять задание- поставьте себе 3 балла.
-Если что-то ещё не получилось, возникали трудности – поставьте 2 балла.
-Если для вас всё было трудно – поставьте 1 балл.
-Переходим к следующему заданию.
4. Повторение и закрепление полученных знаний. Решение задачи.(Слайд 4)
Цель этапа: решение задачи.
-Покатился Колобок дальше, а навстречу ему…Волк.
-Спросил Колобок как найти дорогу домой, а Волк его отругал: « Ах ты, непослушный Колобок! Убежал из дома! Подскажу тебе дорогу, если поможешь мне решить задачу. Ходил я по лесу и встретил учёных- экологов. Изучали они загрязнённость воздуха и выяснили сколько пыли собирают разные деревья в год. Задали они мне задачу, а я решить её не могу. Поможешь мне, Колобок?»
-Поможем, ребята, решить задачу Волку? (Слайд 4)
В год одна сосна собирает своей кроной 35 кг пыли,
ель – на 3 кг меньше, чем сосна,
а клён на 1 кг больше, чем ель.
Сколько килограммов пыли соберут за один год сосна, клён и ель?
С. Е. Кл.
-Возьмите белый лист и решите задачу.
-Проверка решения и правильности выполнения.
-Молодцы! Итак, мы помогли Волку справиться с трудной задачей. Подсказал он Колобку куда дальше идти и мы пойдём дальше.
-Оцените свою работу в белом квадрате.
-Пришло время немного отдохнуть.
5. Физминутка.(Слайд 6)
-А теперь время немного отдохнуть -проведём физминутку для глаз.
-Молодцы! Вы немного отдохнули. Переходим к следующему заданию.
6. Отработка вычислительных навыков. Решение математических выражений. Работа в парах.
Цель этапа: повторение и закрепление умения выполнять сложение и вычитание чисел,развитие умения сотрудничать. (Слайд 5)
-Покатился Колобок дальше и встретил Медведя.
-И Медведь не стал сразу помогать Колобку. Поругал Колобка и сказал «Решишь моё задание - скажу». Надо помочь Колобку, заждались его дед и баба. Поможем ему, ребята?
-Возьмите карточку зелёного цвета. На ней схема- выражение. Вам нужно найти значение выражения по указанному алгоритму.
92
36
47
28
- +
+ 44 - =
-Вы будете выполнять это задание, работая в парах. Вы сами можете договориться как вам удобно решать.
-Как только вы решите – возьмитесь за руки, поднимите ручки вверх и покажите мне свою готовность к проверке.
-Давайте проверим. Правильный ответ на экране. Слайд
-Вот какие вы молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
-Оцените свою работу в зелёном квадрате.
-Показал Медведь дорогу Колобку и покатился он дальше.
7. Повторение и закрепление. Тест.
Цель этапа: повторение теоретической части, развитие умения сотрудничать.
-Покатился Колобок по дорожке, а навстречу ему… хитрая Лиса.
-Возьмите голубой лист, где для вас приготовлен тест. В нём дано высказывание, а справа вам нужно определить – истинное оно или ложное.
-Обведите правильный по вашему мнению вариант ответа.
ТЕСТ «ИСТИНА-ЛОЖЬ»
Вопрос
Ответ
1. В одном метре 100 см ?
И Л
2. Периметр – это сумма длин всех сторон?
И Л
3. Площадь – это место фигуры в пространстве?
И Л
4. Выражения бывают буквенные и числовые?
И Л
5. Все квадраты – это прямоугольники?
И Л
6. Все прямоугольники – это квадраты?
И Л
7. Чтобы найти целое, нужно сложить все части?
И Л
8. От перестановки слагаемых значение суммы не меняется?
И Л
9. Чтобы найти периметр, нужно сложить длину и ширину?
И Л
-Проверим. (Ответы на слайде).
-Если вы выполнили верно, то можете проследить закономерность ответов.
-Оцените свою работу под голубым квадратом.
-Молодцы.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Вот и добрался Колобок до своего родного дома.
-встретили его Дед Семён и баба Параскева, обрадовались. Колобок обещал больше никуда от дома далеко не отлучаться.
-А тут и звери пришли: и Заяц, и волк, и Медведь, и Лиса…
-Бабка напекла блинов и напоила всех вкусным чаем с вареньем.
-Вот и сказочке конец. Все, кто путешествовал – молодец!
-И я там была. Чай с вареньем пила (фото).
-А вместе с вами мы поедем в усадьбу Колобка в конце года.
-Что мы повторили?
-Что показалось вам трудным? Почему?
- Было ли вам интересно на уроке?
-Что особенно запомнилось?
-Что показалось трудным?
-Молодцы! Вы сегодня прекрасно поработали. Сейчас посмотрите свой оценочный лист, который вы заполняли в течение урока.
-Каких результатов вы достигли сегодня?
-Поднимите руку, кто набрал 14-15 баллов.
-У вас на столе остался жёлтый круг. Возьмите его и выразите своё впечатление об уроке в виде улыбки Колобка.
-Попрощаемся с гостями и поблагодарим наших гостей за помощь на уроке!