Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике по теме "Площадь геометрических фигур. Единицы площади"»
Тема « Площадь фигур. Единицы площади»
Цель урока:
Дать представление о площади фигур;
Задачи урока:
- образовательная:
* познакомить с различными способами сравнения площадей фигур « на глаз», путем наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площади;
* закреплять умение решать задачи;
- развивающая:
* развивать навыки устного счета и логическое мышление;
- воспитательная:
* воспитывать потребность в знаниях, умение работать в коллективе, в парах, аккуратность при выполнении работы; работать над культурой речи учащихся, учить четко и правильно выражать свои мысли.
Мотивационный этап
Эмоциональный настрой
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В математики мир отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока буду такие слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
Запись даты
Устный счет и чистописание.
а) Чтобы спорилась работа, начнем с гимнастики ума « Устного счета»! На доске записаны числа, которые являются результатом умножения. Списать их в тетрадь. Найти в записи лишние числа и доказать, что они не являются результатом умножения однозначных чисел.
6 18 17 12 42 39 24 30 16 75 28 11 56
- Какие числа лишние? Почему?
17 39 11 75
Запишите эти числа. Обратите внимание на правильное написание цифр.
б) А сейчас попробуйте решить задачу на смекалку. Я задумала два числа в следующих примерах. Догадайтесь, какие это числа?
1. Сумма двух чисел 10 Их произведение 21
2. Сумма двух чисел 11 Их произведение 30
3. Сумма двух чисел 13 Их произведение 42
4. Сумма двух чисел 15 Их произведение 56
5. Сумма двух чисел 18 Их произведение 80
Перед вами тренажер проверки знаний таблицы умножения. За 3 минуты написать полученные результаты.
Тренажер проверки знаний табличного умножения у каждого ученика.
2
3
4
5
6
7
8
9
3
4
5
6
7
8
9
9
8
7
6
6
4
3
9
9
8
7
6
5
4
3
Работа над новой темой
- Составь слово из букв: л о п щ а ь д
Назовите орфограммы в слове « Площадь». Ребята, а где вы встречались в жизни с понятием « Площадь»? ( ответы детей).
В обычной жизни на каждом шагу мы встречаемся с понятием “площадь”. Что такое “площадь”, знает каждый. Каждый понимает смысл слов: площадь комнаты, площадь садового участка. Подумайте и самостоятельно ответьте на вопрос? что такое “площадь”? И вы увидите, что не так-то это просто. Даже математики смогли создать соответствующую математическую теорию сравнительно недавно. Правда, это никому не мешало успешно использовать понятие площади и в науке, и на практике с незапамятных времен.
Измерение площадей считают одним из самых древних разделов геометрии; в частности название “геометрия” (т.е. “землемерие”) связывают именно с измерением площадей. Согласно легенде, эта наука возникла в Древнем Египте, где после каждого разлива Нила приходилось заново производить разметку участков, покрытых плодоносным илом, и вычисление их площадей.
У римлян мерой земляных участков был югер (от «югум» — «ярмо»). Это участок земли, вспахиваемый за день двумя волами, впряженными в деревянное ярмо.
В древней Руси слабо знали основы геометрии и испытывали трудности их приложения к измерению земельных участков неправильной формы. С течением времени для пахотных земель главенствующую роль стала играть четверть — площадь, на которую высевали четверть (меру объема) ржи.
И сегодня мы с вами определим четкое понятие «площади фигуры».
Как измерить площадь научится наш класс.
Площадь не такую, как в городе у нас.
Площадь в геометрии – вещь очень, очень важная.
Примемся за дело мы смело и отважно.
Площадь – это место, которое занимает фигура на плоскости. Дайте определение этим геометрическим фигурам.
Площадь какой фигуры будем учиться измерять вы узнаете, отгадав загадку:
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его …(квадрат).
2. Работа с геометрическим материалом.
а) Посмотрите на два квадрата с разными длинами сторон и сравните их. Покажите, который из них больше.
Как сравнивали? ( Видно « на глаз» )
Про такие фигуры говорят, что площадь синего квадрата больше площади оранжевого квадрата.
Как еще можно сравнить площадь этих фигур? ( Можно наложить одну на другую.)
Наложите их друг на друга и сравните площади квадратов. ( Оранжевый квадрат полностью вместился в синий. Значит площадь синего квадрата больше площади оранжевого).
- . Как удобнее сравнивать площади прямоугольника и квадрата « на глаз» или наложением?
Дети пытаются сравнить площади фигур « на глаз» и наложением. ( « На глаз» или наложением сравнить площади прямоугольника и квадрата нельзя, фигуры разные по форме, ни одна из этих фигур полностью не помещается внутри другой.)
- Можете ли точно назвать площадь данных фигур?
Сегодня будем учиться?
Начертите в тетради квадрат со стороной 4 см.
Разобьем квадрат на большие квадраты стороной 1 см. Посчитайте, сколько квадратов со стороной 1 см содержится в фигурах. (показ записи)