Просмотр содержимого документа
«Конспект урока- открытия по математике "Площадь прямоугольника и квадрата".»
Конспект урока-открытия по математике.
Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс
(УМК «Начальная школа 21 века»)
Тип урока: урок открытия нового знания (технология
деятельностного метода)
Деятельностная цель:формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Образовательная цель:
1. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»;
2. сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи;
3. углубить и расширить представление детей о фигурах;
4. совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
Проявлять:
-интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения;
- позитивное отношение к решению возникшей проблемы;
- понимание собственных достижений при освоении учебной темы
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-уметь работать по коллективно составленному плану;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
- Уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата).
Основные понятия длина, ширина, площадь
Ресурсы:
-В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.
-мультимедийный проектор, презентация;
-словари С.И.Ожегова;
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Ход урока:
Организация на работу. Психологический настрой.
– Улыбнитесь друг другу, мне, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”
(Слайд 3) дети читают хором:
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы - отлично учимся!
Все у нас получится!
-Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы?А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока.
II. Актуализация опорных знаний (Разминка. Слайд 4)
Повторение геометрических понятий.
б) Самостоятельная работа на листах.
а) - Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей.) Дети берут листы, заранее разложенные учителем с изображением геометрических фигур.
- Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно. (Дети проводят стрелки цветными карандашами)
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
-Обменяйтесь своими листамими, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на слайде.
(Слайд 5)- Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля
2. Повторение понятий « выражение с переменной» и формул вычисления периметра.
(Слайд 6) – Выражения с переменной и формулы
а) - Что общего в этих записях? (Это выражения, содержащие переменную.)
- На какие группы их можно разделить? (На выражения с переменной и формулы- чтение разными способами)
- Зачитайте выражения с переменной, за тем формулы.
б) – Что показывают формулы? (Вычисление периметра.)
- Что такое периметр?
(Слайд 7 )- Геометрические фигуры
в)- У каких геометрических фигур нельзя определить периметр?
(Слайд 8)- Вычисление периметра, расшифровка слова
г) Вычислите периметр, и расшифруйте слово, которое спряталось. Прочитайте слово (Площадь.)
3.Значение слова площадь.
Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря)
Работаем в группах. Каждая группа найдет в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».
1 группа (Илья). Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
-Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)
2 группа (Алина). Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)
3 группа (Милена). Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)
(Слайд 9)- Значение слова «площадь»
III. Постановка темы и цели урока
- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
Отгадайте загадку.
(Слайд 10)
- Тема урока
Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать задачи, используя опорную запись.
(Слайд 11) – Слова-опоры для формулировки задачи урока
-Сегодня на уроке мы сформируем умение вычислять площадь прямоугольника.
IV. «Открытие» нового знания
1.Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника.
(Слайд 12) – Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника
- Покажите две противоположные стороны этого прямоугольника.
Бóльшую сторону называют длиной, меньшую – шириной прямоугольника.
Эти знания нам потребуются сегодня на уроке.
2. Введение правила вычисления площади. Работа по учебнику, стр122 №1.
- Какова площадь прямоугольника? (Прямоугольник разделен на квадраты, длиной стороны 1см, пересчитаем квадраты, найдем площадь, 8см2 .)
Измерьте длину и ширину прямоугольника.
- Чему равна длина? (4 см) Ширина? (2 см)
- Как найти площадь прямоугольника вычислением?
Поделитесь своими мыслями.
Сформулируйте правило вычисления площади.
- Какое открытие сделали? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.)
3. Чтение правила в рубрике «Обрати внимание», стр.122.
Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте веселое стихотворение.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда:
Вот длина, вот ширина.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их перемножать.
4. (Слайд 13) – «Банк маленьких открытий»
Запишем формулу вычисления площади прямоугольника в «Банк маленьких открытий»
5. Выведение формулы нахождения площади квадрата.
-Почему в учебнике нет правила нахождения площади квадрата? (Квадрат – это прямоугольник, для вычисления его площади можно пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника.)
-Что же надо перемножать при вычислении площади квадрата?
(Так как у квадрата длина равна ширине, то для нахождения его площади достаточно перемножить две длины.)
(Слайд 13) –«Банк маленьких открытий»
Запишем формулу в «Банк маленьких
открытий».
V. Включение нового содержания в систему знаний
Работа по учебнику. № 2, стр. 122
- Как называется голубая фигура? (Прямоугольник.)
- Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь прямоугольника? (Нужно измерить длину и ширину.)
- Как называется фиолетовая фигура? (Квадрат.)
- Какие измерения необходимо выполнять, чтобы найти площадь квадрата? (Достаточно измерить длину только одной стороны.)
Вычислите площадь прямоугольников самостоятельно. (12см; 9см)
Вашими помощниками будут формулы.
- Какая формула помогла решить первую задачу? Вторую?
Физкультминутка «Мы чертёжники».
-Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой- прямой угол, а левой- острый! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник.
VI. Работа над пройденным материалом
1. Работа по учебнику
Стр. 123, № 9 – прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче? - Что известно о книгах? - Что спрашивается?
- Сможем сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- Что узнаем сначала? Как? Запишите.(36:9=4д.)
- Что узнаем далее? Как? Запишите.( 45:9=5д.)
- Теперь сможем узнать, за сколько дней можно прочитать обе книги. Как? Запишите. (4+5=9д. )
-Работаем в парах. Решите задачу другим способом.
(36+45=81с. 81:9=9д.)
Проверка. -Каким способом удобнее решить эту задачу?
2. Дифференцированная работа в тетради.
Стр. 54, № 170 – запишите результаты.
Проверка учителем у помощников (сильные учащихся). Теперь они консультанты, проверяют задания у учащихся своих групп.
VII. Информация о домашнем задании (по желанию)
• Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга.
VIII. Рефлексия учебной деятельности (Слайд 14)
-Какие открытия сделал каждый из вас?
-Чему равна площадь прямоугольника?
-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?
-Кого и за что сегодня можно похвалить?
- Если наш урок был познавательным и интересным, вы много узнали, заботились о своем здоровье, поднимите правую руку.
-Если в вашей тетради работа выполнена аккуратно, нет исправлений, поднимите левую руку, хлопните и скажите: «Молодец!»
-Поднимите руку, те у кого были ошибки! Погладьте себя- очень хорошо, что вы смогли увидеть и исправить ошибки! Значит, нам есть над чем поработать на следующем уроке!