Тип урока : усвоение новых знаний.
12 . Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая
13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Smart Notebook.
14.Структура и ход урока
- . Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения!
Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки. Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак «+». Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку, выполнив задания на отдельном листе.
- . Актуализация знаний.
- Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета.
260 : 26 150 – 26 472*0
69 – 13 27*10
95+14 60 : 4
Слайд №2 из презентации «Составьте слово». После вычисления букву необходимо перенести на нужное место, соответствующее полученному числу. Путем перетаскивания букв получилось слово «Площадь».
2. Мотивация
Чем мы занимались на прошлом уроке? Зачем нам надо уметь находить периметр прямоугольника?
3.Задача на нахождение периметра прямоугольника ,треугольника,квадрата.
Составьте выражение для нахождения периметра прямоугольника, запишите в тетрадь.
Что необходимо знать, чтобы найти периметр прямоугольника?
А что такое квадрат?
Что известно о сторонах квадрата?
Как найти его периметр?
4.Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками.
Чтобы узнать о чем пойдет речь на уроке разгадаем кроссворд. Слайд №3 из презентации с кроссвордом.
На слайде буквы разбросаны по всему полю , каждую букву перетаскивая надо поставить на свое место.К вопросам кроссворда применена анимация появления.В результата по вертикали мы получаем слово «прямоугольник».
.Разгадывают кроссворд.
- Сумма длин сторон геометрической фигуры; (периметр)
- Инструмент для измерения длины отрезка; (линейка)
- Правило, записанное с помощью букв; (формула)
- Пройденный путь; (расстояние)
- Арифметическое действие. (деление)
- Площадь.
Какое слово получилось?
Немного из истории .Слайд №4 «Историческая справка»
На слайде картинка из коллекции.
Мы очень часто говорим о практическом применении математических знаний в жизни человека. Необходимость заставила человека уже в древности измерять не только длину, расстояние, но и площадь.
В обычной жизни площадью мы называем большое, открытое пространство на улице, покрытое асфальтом. Но оказывается, что площадь можно найти и у крышки стола, и у тетради, и у учебника, и у пола в классе, и у земельного участка.
Для измерения площади у русского народа были свои особые мерки: копна, выть, соха, обжа, коробья, веревка, жеребья. Но основными стали «десятина» и «четь».
Десятиной называли поверхность квадрата со стороной 50 саженей. Хозяйственная десятина – поверхность прямоугольника со сторонами 40 и 80 саженей. Казенная десятина – поверхность прямоугольника со сторонами 30 и 80 саженей.
Сейчас мы не используем этих мер площади. От древних землемеров нам досталось только само слово «площадь».
Перечислим свойства площади. Смотри слайд №5«Свойства площадей»
Площади равных фигур равны. Фигуры совмещаются наложением.
Слайд №6 «Свойства площадей»
Площадь фигуры равна сумме площадей частей..Показана фигура, которую разделили на части. Части надо соединить.
Слайд №7 Площадь квадрата. Задание: найти сторону квадрата по его площади. Ответ закрыт шторой.
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.
1.У любой фигуры можно найти площадь. Квадрат со стороной 1 см имеет площадь равную 1см2.
Чему равны площади фигур на рисунке? Слайд№8.Ответ на вопрос закрыт шторой.
Прямоугольник разбит на клетки со стороной 1см. Найдите его площадь.
Как вы нашли его площадь?
Можно ли таким способом найти площадь стены комнаты, школьного стадиона?
Всегда ли удобно для нахождения площади прямоугольника разбивать его на клетки 1х1см?
Проблема: как найти площадь прямоугольника, не расчерчивая его на квадратные сантиметры?
Что вы заметили? Как можно решить задачу, не подсчитывая число квадратных сантиметров?
Какие измерения необходимо выполнить для нахождения площади прямоугольника? .
Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?
Делают вывод: площадь можно найти умножив длину прямоугольника на его ширину.
Записать формулу для нахождения площади прямоугольника. Слайд№9 с закрытой частью (штора).В нужный момент открыть скрытую часть доски.
Площадь можно найти по формуле: S = a · b
Измерить длину и ширину прямоугольника.
Главный вопрос урока: Научиться находить площадь прямоугольника
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Итак, тема нашего урока созвучна цели урока.
- Как называется тема нашего урока?
Записываем ее в тетрадь.
Задача № 717 Работа в паре. Слайд№10 из презентации.
Указаны варианты ответов.
Надо выбрать правильный и с помощью стрелочки его показать.
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Каких данных не хватает, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Что сказано о ширине по условию задачи? Как ее найти?
- Теперь можно ответить на вопрос задачи?
V. Первичное усвоение новых знаний.
Решите самостоятельно задачу. Найдите площадь участка …
Смотри слайд №11.
1 вариант решения закрыт.Для самопроверки решение открыть ,а решение 2 способом можно записать пером, обсудив его. Во время решения звучит красивая музыка.
VI. Физминутка.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем все бодрей!
Потянулись и вдохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
VII. Первичное закрепление.