Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей
Класс: 6
Цели урока:
- обучающие: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; вырабатывать умения по применению полученных знаний при решении задач с практическим содержанием;
- развивающие: создать условия для развития наглядно-образного мышления, логического мышления, умения анализировать, наблюдать и делать выводы; создать условия для развития познавательного интереса обучающихся; продолжить формирование математической речи;
- воспитательные: расширение общего кругозора обучающихся; воспитывать интерес к предмету; показать роль математических знаний и умений в жизни; формировать культуру познавательной деятельности, вычислительную культуру, эстетическое восприятие окружающего мира; формирование навыков самоконтроля, самооценки.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования умений и навыков.
Формы работы обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, работа на доске и в тетрадях.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация для сопровождения урока медиапродукт Microsoft Office Power Point, раздаточные материалы: тест по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”, индивидуальные карточки с заданиями для сильных и слабых учащихся
Ход урока
Этап урока | Слайд | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный этап (3 мин) | | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Николаевна, и сегодня урок математики у вас проведу я! Проверьте свою готовность к уроку математики. Присаживайтесь! Перед началом урока скажите мне, кто сегодня отсутствует. | -Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Присаживаются на свои места. |
| | Сегодня у нас заключительный урок по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”. Цель нашего урока – закрепить и усовершенствовать умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни. А где ,как вы думаете, вам могут пригодиться знания этого материала? | - Слушают учителя, включаются в работу. |
Актуализация опорных знаний (7 мин) | | Начнем наш урок с повторения ранее изученного материала. Как сравнить десятичные дроби? (слайд 3) 1,1872 (слайд 4) Выполните сравнение дробей: (слайд 5) 7,2 5,99 18,04 0,3 = 0,30 4,806 9,4047,040 = 7,04 Как складывают и вычитают десятичные дроби? (слайд 6, 7) А теперь вы освежили свою память, и теперь мы можем посчитать устно примеры на слайде Устный счет: (слайд 9) 6,2 –42,8 = 1,4; | 1,4 + 5,6 = 7; | 7 – 2,4 = 4,6; | 4,6 + 0,16 = 4,76; | 4,76 + 4,94 = 9,7; | 9,7 – 3,49 = 6,21; | 6,21 + 0,07 = 6,28; | 6,28 – 1,28 = 5. | | Десятичные дроби сравнивают поразрядно, начиная со старшего разряда: целую часть с целой, десятые с десятыми, сотые с сотыми и т.д. Сравнивают десятичные дроби, записанные на слайде Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно: уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой; выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую; поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях. Устно считают примеры, представленные на слайде, и говорят ответ |
Задание на карточках (3 мин) | | У каждого на столе лежит карточка с заданием, у всех эти задания однотипные, вам нужно найти ошибку и исправить ее. Задание звучит следующим образом: «Ваня (Маша, Лена) решали примеры на тему сложение и вычитание положительных десятичных дробей. Проверьте, правильно ли ученики справились с заданием?» | Выполняют задание на карточке, и отвечают у кого, что получилось. |
Закрепление полученных знаний (10 мин) | | Двое учеников выходят к доске и решают примеры (лестницу) на доске, а остальные определяют, что будет на лучах у нашего солнышка. - Откройте тетради. Запишите: число, классная работа. | Два ученика выходят к доске, решают примеры, а остальные открывают тетради, записывают число, тему урока и приступают к решению задачи. Решение «солнышка»: 1)2,6 2)7,94 3)4 4)8,96 5)0,566 6)11,08 7)4,17 8)12 |
Решение уравнений “Составьте слово” – 5 мин. | | Пока я готовила презентацию к уроку, хитрый компьютер перепутал все буквы. (слайд 10) Помогите восстановить слово. Для этого нужно решить уравнения и составить слово из перепутанных букв: | | | х + 3,8 = 8 | ответ: 4,2 | Буква: д | х – 6,5 = 12 | ответ: 18,5 | Буква: р | 9,71 – у = 3,31 | ответ: 6,4 | Буква: о | 5х + 1,2 = 11,2 | ответ: 2 | Буква: б | 10,96 – 3у = 1,96 | ответ: 3 | Буква: ь. Получилось слово “дробь”. | | Решают уравнения, представленные на слайде, и записывают букву согласно полученному ответу. |
Индивидуальная работа в тетрадях. – 4 мин. | | А теперь, ребята, самостоятельно работаем в тетрадочках. Выполняем задание на слайде. (Слайд 11) После выполнения номера и проверяем правильность выполнения, сверяя с ответами на слайде. | Выполняют примеры в тетради, а потом говорят ответ а) 2,31+ (7,65 + 8,69) = 18,65; в) (7,891 + 3,9) + (6,1 + 2,109) =10+10=20; г) 14,537 – (2,237 + 5,9) = (14,537 – 2,237) – 5,9 = 6,4; д) (24,302 + 17,879) – 1,302 = (24,302 – 1,302) + 17,879 =40,879 |
Тест по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей” – 10 мин. | | Теперь проверим наши знания с помощью теста. (слайд 13) (Приложение № 1) Тест будет с самопроверкой, поэтому не забудьте записывать в тетради ответы к заданиям. Если при решении у вас появятся вопросы – поднимите руку, и я к вам подойду. Ребята 12 минут прошли, поменяйтесь с соседом своим листочком. (слайд 14) Самостоятельно проверяем работу. Рядом с каждым заданием ставим знак “+” или “ – ”. Оценим результат. (слайд 15) Критерии оценки:“5” – 8 заданий;“4” – 7 или 6 заданий;“3” – 5 или 4 задания. Молодцы! Хорошо поработали. | Получают бланки с заданием и проверяют свои знания с помощью тестовых вопросов. По истечении 10 минут меняются бланками с соседом по парте и с помощью системы оценки, представленной на слайде, выставляют друг другу оценки |
Закрепление полученных знаний (примеры на доске) (6 минут) | | Ребята, тот кто справился, посмотрите на доску, я для вас написала примеры, а какой-то ученик- проказник стер некоторые цифры. Но, я думаю, нам не составит труда эти цифры восстановить, давайте вылним это задание. Два человека выходят к доске, а остальные доделывают тест и выполняют выполняют у себя в тетрадочках | По очереди по два человека выходят к доске и заполняют пропуски так, чтобы получилась верная запись |
Домашнее задание – 1 мин. | | Откройте дневники и запишите задание на дом. (слайд 16) № 779, №780 | Открывают дневники и записывают задание на дом. |
Рефлексия – 0,5 мин. | | – Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке. (слайд 17) Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: – Сумел ли ты закрепить свои знания и умения? – Было ли тебе интересно? - Какие задания понравились больше всего? Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок! | Учащиеся рассуждают о том, что им больше всего понравилось на уроке, что запомнилось, что бы они хотели повторить, что бы хотели изменить. Как они себя чувствовали на уроке. |
Тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
5 « » Фамилия Имя: _______________________
Вариант 1.
А 1. Сравните дроби 4,599 и 4,8
1. 4,599 4,8.
А 2. Сравните дроби 3,500 и 3,50.
1. 3,500 3,50.
А 3. Выразите время в часах и запишите ответ в виде
десятичной дроби: 1ч 12 мин.
1. 1,12ч 2. 0,112ч 3. 1,2ч 4. 1,25ч
А 4. Вычислите значение суммы чисел 13,27 и 6,3.
1. 19,3 2. 76,27 3. 13,9 4. 19,57
А 5. Вычислите значение разности чисел 18,5 и 4,26.
1. 14,24 2. 13,24 3. 13,59 4. 22,76
В 1. Найдите корень уравнения: у – 5,36 = 6,8 .
Ответ:___________
В 2. Скорость теплохода по течению реки 29,2 км/ч.
Собственная скорость лодки 26,5 км/ч. Найдите скорость
течения реки.
Ответ:___________
С. Сколько натуральных чисел заключено между
данными десятичными дробями 15,03 и 21,98?
Ответ:___________
Тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
5 « » Фамилия Имя: _________________________
Вариант 2.
А 1. Сравните дроби 4,5 и 4,500
1. 4,5 4,500.
А 2. Сравните дроби 6,799 и 6,8.
1. 6,799 6,8.
А 3. Выразите время в часах и запишите ответ в виде
десятичной дроби: 2ч 30 мин.
1. 2,30ч 2. 0,23ч 3. 2,5ч 4. 2,3ч
А 4. Вычислите значение суммы чисел 12,37 и 5,3.
1. 12,9 2. 17,4 3. 17,7 4. 17,67
А 5. Вычислите значение разности чисел 19,6 и 4,24.
1. 2,72 2. 15,36 3. 14,36 4. 22,84
В 1. Найдите корень уравнения: х – 7,54 = 4,6 .
Ответ:___________
В 2. Скорость теплохода против течения реки 12,7 км/ч.
Собственная скорость лодки 15,3 км/ч. Найдите скорость
течения реки.
Ответ:___________
С. Сколько натуральных чисел заключено между
данными десятичными дробями 17,43 и 23,01?
Ответ:_________
Ваня решал примеры на тему сложение и вычитание положительных десятичных дробей. Проверьте, правильно ли ученики справились с заданием?
1) _ 5,7 8 2) 1, 3
1,3 +11, 45
5, 6 5 1 2,75
3) _ 1 1, 34 4) 4, 75
1,1 3 + 2, 3
0,0 0 4 7, 05
Маша решала примеры на тему сложение и вычитание положительных десятичных дробей. Проверьте, правильно ли ученики справились с заданием?
1) _ 5,14 2) 1,3
1, 3 +1 1, 45
3, 74 2, 4 45
3) _ 11, 34 4) 4, 75
1,13 +2, 3
10, 21 7, 0 8
Лена решала примеры на тему сложение и вычитание положительных десятичных дробей. Проверьте, правильно ли ученики справились с заданием?
1) _ 5,14 2) 2 1,3
1, 23 +1 1,45
3, 91 3 2,75
3) _ 11,34 4) 1,35
1,13 + 2,3
10,21 1,58
Ваня решал примеры на тему сложение и вычитание положительных десятичных дробей. Проверьте, правильно ли ученики справились с заданием?
1) _ 5,7 8 2) 1, 3
1,3 +11, 45
5, 6 5 1 2,75
3) _ 1 1, 34 4) 4, 75
1,1 3 + 2, 3
0,0 0 4 7, 05
Маша решала примеры на тему сложение и вычитание положительных десятичных дробей. Проверьте, правильно ли ученики справились с заданием?
1) _ 5,14 2) 1,3
1, 3 +1 1, 45
3, 74 2, 4 45
3) _ 11, 34 4) 4, 75
1,13 +2, 3
10, 21 7, 0 8
Лена решала примеры на тему сложение и вычитание положительных десятичных дробей. Проверьте, правильно ли ученики справились с заданием?
1) _ 5,14 2) 2 1,3
1, 23 +1 1,45
3, 91 3 2,75
3) _ 11,34 4) 1,35
1,13 + 2,3
10,21 1,58
Ваня решал примеры на тему сложение и вычитание положительных десятичных дробей. Проверьте, правильно ли ученики справились с заданием?
1) _ 5,7 8 2) 1, 3
1,3 +11, 45
5, 6 5 1 2,75
3) _ 1 1, 34 4) 4, 75
1,1 3 + 2, 3
0,0 0 4 7, 05
Маша решала примеры на тему сложение и вычитание положительных десятичных дробей. Проверьте, правильно ли ученики справились с заданием?
1) _ 5,14 2) 1,3
1, 3 +1 1, 45
3, 74 2, 4 45
3) _ 11, 34 4) 4, 75
1,13 +2, 3
10, 21 7, 0 8
Лена решала примеры на тему сложение и вычитание положительных десятичных дробей. Проверьте, правильно ли ученики справились с заданием?
1) _ 5,14 2) 2 1,3
1, 23 +1 1,45
3, 91 3 2,75
3) _ 11,34 4) 1,35
1,13 + 2,3
10,21 1,58