Цель: закрепить соотношения между единицами измерения массы, умение выражать значения величин в разных единицах измерения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Познавательные: понимать и принимать учебную задачу, решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью.
Регулятивные: оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос. Коммуникативные: чтение, постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение, считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).
Личностные: навыки адаптации, сотрудничества, мотивация учебной деятельности.
Оборудование:таблица единиц массы, презентация, компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
Оргмомент. Создание эмоционального настроя.
(Звучит музыка)
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
Чистописание.
- Отгадайте число для чистописания.
- Если число 15 увеличить в 100 раз, то получится это число. (1500)
Образец написания.
3.Устный счет
- Запишите числа:
25 единиц класса миллионов и 12 единиц класса тысяч. Назовите предыдущее число.
56 миллионов 20 тысяч. Назовите следующее за ним число
2 миллиарда 2 миллиона и 2 единицы. Увеличьте это число на 1 сотню.
800 тысяч. Уменьшите его в 1000 раз.
- Прочитайте число и разложите его на сумму разрядных слагаемых 9 123 456 780
- Догадайтесь , какое число здесь записано:
4 • 1000 + 3•100 + 5•10 + 2 (4352)
- Сторона квадрата 10 см. Найдите площадь этого квадрата. (10•10 = 100 (см2).)
- Найдите периметр этого квадрата (10•4 = 40(см).)
4.Актуализация знаний. Определение к деятельности.
- Какие величины вы знаете? (Длина, время, масса, площадь, объём)
- Что общего у всех величин? (Их можно измерять, сравнивать, складывать, вычитать).
- Укажите лишнюю единицу измерения величины: 5 т, 57 ц, 250 кг, 27 км, 700г. Почему? (Потому что в километрах измеряется длина).
- Какой величине принадлежат оставшиеся единицы измерения? (Массе)
- Чем её измеряют?
- Люди каких профессий пользуются весами? (фармацевт, продавец, работник почты, и т.д.)
- Как видим, человек в повседневной жизни на каждом шагу сталкивается с массой. Нужно ли человеку знать единицы измерения массы?
- Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (Повторить единицы массы)
- Как назовем тему урока? (Единицы массы)
-Ребята, однажды я услышала спор трех мальчиков. Один говорил что масса бегемота 3т, другой, что масса бегемота 30ц, а третий 3000кг.Кто из них прав? Можем мы уже сейчас уверенно сказать кто из мальчиков прав? Чтобы ответить на этот вопрос мы должны познакомиться с таблицей единиц массы. (Вывешивается таблица на доску).
5. Работа по теме урока.
-Запишите таблицу в тетрадь и прочитайте. Эту таблицу нужно запомнить.
-Так кто из мальчиков был прав?
6. Динамическая пауза.
7. Работа по теме урока (продолжение)
- Ребята, единицы массы, о которых мы говорим сегодня на уроке, появились не очень давно. А издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы. Посмотрите.
1 пуд = 16 кг
1 фунт = 400 г
1 золотник = 4 г
- Народ сложил пословицы и поговорки, используя в речи старинные меры массы.
Болезнь входит пудами, а уходит золотниками.
Мал золотник, да дорог.
Друга узнать – вместе пуд соли съесть.
Узнать почём фунт лиха.
-А знаете ли вы, какие животные на земле имеют самую маленькую массу?
- А хотите узнать массу самых крупных животных?
- Давайте массу слона и гренландского кита выразим в центнерах и килограммах.
- А теперь попробуйте самостоятельно выразить массу цистерны в центнерах, а затем в тоннах и центнерах.