kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Показательная функция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой конспект урока алгебры и начал математического анализа в 11 классе.  Урок  изучения новых знаний предназначен для учителей,  работающих по УМК А.Г.Мордковича. В помощь молодым учителям и учителям, начинающим работать по УМК, приведены подробные решения некоторых сложных заданий. В связи с предстоящей итоговой аттестацией за курс средней (полной ) школы в конспект включены задания из открытого банка заданий ЕГЭ (сайт  ФИПИ). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Показательная функция"»

Урок алгебры 11 класс
Автор УМК А.Г. Мордкович


Тема урока «Свойства показательной функции»

Цели: изучить основные свойства показательной функции; формировать умения использовать свойства показательной функции для исследования функций и решения уравнений и неравенств; систематизировать знания по ранее изученным функциям с целью подготовки к ЕГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Фронтальный опрос.

  • Какая функция называется линейной?

  • Что является графиком линейной функции7

  • Как зависит расположение графика линейной функции на координатной плоскости в зависимости от углового коэффициента k? Приведите примеры.

  • Какой формулой задается прямая пропорциональность? Приведите примеры.

  • Какая функция называется квадратичной?

  • Что является графиком квадратичной функции?

  • Как зависит расположение графика квадратичной функции на координатной плоскости в зависимости от а? Приведите примеры.

  • Функции какого вида называют степенными?

  • – Как выглядит график степенной функции y = в зависимости от показателя?

  • – Как построить график функции вида y = (x + a)n + b?

  • – В чём состоит суть графического метода решения уравнений и неравенств?

  • III. Объяснение нового материала.

1. Перечислим основные свойства показательной функции y = ax.

1) D (f) = (–; +).

2) Ни четная, ни нечетная.

3) Монотонна. При 0 a a 1 – возрастает.

4) Ограничена снизу и не ограничена сверху.

5) Не имеет ни наименьшего, ни наибольшего значений.

6) Непрерывна.

7) E (f) = (0; +).

8) Выпукла вниз.

IV. Формирование умений и навыков.

1. № 39.14, 39.15 (устно).

При выполнении данных упражнений учащиеся должны назвать функцию, указать её вид, назвать её график. Следует оперировать такими понятиями как монотонность, ограниченность.

2. № 39.16.

При выполнении этого задания ученики должны обосновать выбор ключевых точек, единичного отрезка, расположение графика, возрастание (убывание).

3. № 39.17 (а; б), 39.18 (а; б), 39.19 (а).

При выполнении данных заданий используются свойства монотонности показательной функции.

Решение:

39.17.

а) Функция у = 1,3х – возрастает, так как 1,3 1. Так как 34 34 40;

б) Функция у = – убывает, так как 0 –3, то .

39.18.

Все графики показательных функций проходят через точку с координатами (0; 1). Учащиеся могут изобразить соответствующие графики:

а) у = 17х – возрастающая (17 1). Так как 0, то 1.

б) у = (9,1)х – возрастающая (9,1 1). Так как 0, то 1.

39.19 (а).

Функция у = 2х – возрастающая. Расположим показатели степеней в порядке возрастания (с учетом, что 1 = 20):

Значит, .

Ответ:

4. № 39.20 (устно), 39.21 (а; б).

При выполнении упражнения необходимо определить соотношение единицы и основания степени.

Решение:

39.21.

а) у = 2х.

2х = .

Значит, у = 2х совпадает с у = – функция монотонно убывает, так как 0

б) у = ; .

Значит, у = совпадает с у = – функция монотонно возрастает, так как 1.

5. № 39.22 (а; б), 39.23 (а; б).

39.22 (а)

4x  64.

y = 4x – возрастает. При х = 3 4x = 64.

Значит, при x  3 график функции y = 4x лежит ниже графика функции у = 64, то есть неравенство верно.

Ответ: x  3.

39.23 (а).

 81.

81 = 34 = тогда и только тогда, когда х = –4.

Функция y = – убывает, значит, при график функции лежит y = выше графика функции у = 81, то есть неравенство верно.

Ответ: x  –4.

6. № 39.24 (а; б), 39.25 (а; б), 39.26.

39.24 (а).

y = 2x, [1; 4].

Функция у = 2х – монотонно возрастает на всей области определения, значит, наименьшее значение она принимает в точке 1, а наибольшее в точке 4.

yнаим. = y (1) = 21 = 2;

yнаиб. = y (4) = 24 = 16.

39.25 (б).

y = , (–; 2].

Функция y = – монотонно убывает на всей области определения, значит, наименьшее значение она примет в точке 2, а наибольшего значения – не существует.

yнаим. = y (2) = .

39.26.

у = 2х – монотонно возрастает на всей области определения.

yнаиб. = 32; 32 = 25, значит, 2x = 25 тогда и только тогда, когда х = 5.

yнаим. = ; = 2–1, значит, 2х = 2–1 тогда и только тогда, когда х = –1.

Значит, функция у = 2х принимает соответствующее наибольшее и наименьшее значения на отрезке [–1; 5].

Ответ: [–1; 5].

V. Проверочная работа.

Вариант 1

1. Найдите значение аргумента х, при котором функция у = 7х принимает значение, равное .

2. Сравните числа и .

3. Исследуйте на монотонность функцию y = – 3.

Вариант 2

1. Найдите значение аргумента х, при котором функция у = принимает значение, равное .

2. Сравните числа и .

3. Исследуйте на монотонность функцию y = –4x.

VI. Решение заданий из открытого банка заданий ЕГЭ (Сайт ФИПИ)

  1. Шесть одинаковых рубашек дешевле куртки на 10%. На сколько процентов семь таких же рубашек дороже куртки?

  2. Теплоход рассчитан на 950 пассажиров и 110 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 50 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

  3. В ходе распада радиоактивного изотопа его масса уменьшается по закону m(t)=m0⋅2− tT, где m0 (мг) — начальная масса изотопа, t (мин.) — время, прошедшее от начального момента, T (мин.) — период полураспада. В   начальный момент времени масса изотопа m0=200 мг. Период его полураспада T=3 мин. Через сколько минут масса изотопа будет равна 25 мг?

VII. Итоги урока.

Вопросы учащимся:

– Какая функция называется показательной?

– Какова область определения и область значений функции у = ах.


VIII. Домашнее задание: № 39.17 (в; г), 39.18 (в; г), 39.19 (б), 39.21 (в; г), 39.22 (в; г), 39.23 (в; г).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Показательная функция"

Автор: Гончарова Любовь Александровна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 269935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока математики по теме " Показательные уравнения""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt_uroka_matiematiki_po_tiemie_pokazatiel_nyie_uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "430758"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507052033"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока математики: "Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-matiematiki-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "243773"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445799025"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме:"Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-po-tiemie-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "103156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402569488"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока "Решение показательных уравнений и неравенств" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii-i-nieravienstv"
    ["file_id"] => string(6) "223726"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438077293"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "конспект урока по алгебре и началам анализа: "Показательная и логарифмическая функции" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-pokazatiel-naia-i-logharifmichieskaia-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "152818"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420906755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства