конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Показательная функция"
Конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Показательная функция"
Данная работа представляет собой конспект урока алгебры и начал математического анализа в 11 классе. Урок изучения новых знаний предназначен для учителей, работающих по УМК А.Г.Мордковича. В помощь молодым учителям и учителям, начинающим работать по УМК, приведены подробные решения некоторых сложных заданий. В связи с предстоящей итоговой аттестацией за курс средней (полной ) школы в конспект включены задания из открытого банка заданий ЕГЭ (сайт ФИПИ).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Показательная функция"»
Урок алгебры 11 класс Автор УМК А.Г. Мордкович
Тема урока «Свойства показательной функции»
Цели: изучить основные свойства показательной функции; формировать умения использовать свойства показательной функции для исследования функций и решения уравнений и неравенств; систематизировать знания по ранее изученным функциям с целью подготовки к ЕГЭ.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Фронтальный опрос.
Какая функция называется линейной?
Что является графиком линейной функции7
Как зависит расположение графика линейной функции на координатной плоскости в зависимости от углового коэффициента k? Приведите примеры.
Какой формулой задается прямая пропорциональность? Приведите примеры.
Какая функция называется квадратичной?
Что является графиком квадратичной функции?
Как зависит расположение графика квадратичной функции на координатной плоскости в зависимости от а? Приведите примеры.
Функции какого вида называют степенными?
– Как выглядит график степенной функции y = в зависимости от показателя?
– Как построить график функции вида y = (x + a)n + b?
– В чём состоит суть графического метода решения уравнений и неравенств?
III. Объяснение нового материала.
1. Перечислим основные свойства показательной функции y = ax.
1) D (f) = (–; +).
2) Ни четная, ни нечетная.
3) Монотонна. При 0 aa 1 – возрастает.
4) Ограничена снизу и не ограничена сверху.
5) Не имеет ни наименьшего, ни наибольшего значений.
6) Непрерывна.
7) E (f) = (0; +).
8) Выпукла вниз.
IV. Формирование умений и навыков.
1. № 39.14, 39.15 (устно).
При выполнении данных упражнений учащиеся должны назвать функцию, указать её вид, назвать её график. Следует оперировать такими понятиями как монотонность, ограниченность.
2. № 39.16.
При выполнении этого задания ученики должны обосновать выбор ключевых точек, единичного отрезка, расположение графика, возрастание (убывание).
3. № 39.17 (а; б), 39.18 (а; б), 39.19 (а).
При выполнении данных заданий используются свойства монотонности показательной функции.
Решение:
№ 39.17.
а) Функция у = 1,3х – возрастает, так как 1,3 1. Так как 34 3440;
б) Функция у = – убывает, так как 0 –3, то .
№ 39.18.
Все графики показательных функций проходят через точку с координатами (0; 1). Учащиеся могут изобразить соответствующие графики:
а) у = 17х – возрастающая (17 1). Так как 0, то 1.
б) у = (9,1)х – возрастающая (9,1 1). Так как 0, то 1.
№ 39.19 (а).
Функция у = 2х – возрастающая. Расположим показатели степеней в порядке возрастания (с учетом, что 1 = 20):
Значит, .
Ответ:
4. № 39.20 (устно), 39.21 (а; б).
При выполнении упражнения необходимо определить соотношение единицы и основания степени.
Решение:
№ 39.21.
а) у = 2–х.
2–х = .
Значит, у = 2–х совпадает с у = – функция монотонно убывает, так как 0
б) у = ; .
Значит, у = совпадает с у = – функция монотонно возрастает, так как 1.
5. № 39.22 (а; б), 39.23 (а; б).
№ 39.22 (а)
4x 64.
y = 4x – возрастает. При х = 3 4x = 64.
Значит, при x 3 график функции y = 4x лежит ниже графика функции у = 64, то есть неравенство верно.
Ответ: x 3.
№ 39.23 (а).
81.
81 = 34 = тогда и только тогда, когда х = –4.
Функция y = – убывает, значит, при график функции лежит y = выше графика функции у = 81, то есть неравенство верно.
Ответ: x –4.
6. № 39.24 (а; б), 39.25 (а; б), 39.26.
№ 39.24 (а).
y = 2x, [1; 4].
Функция у = 2х – монотонно возрастает на всей области определения, значит, наименьшее значение она принимает в точке 1, а наибольшее в точке 4.
yнаим. = y (1) = 21 = 2;
yнаиб. = y (4) = 24 = 16.
№ 39.25 (б).
y = , (–; 2].
Функция y = – монотонно убывает на всей области определения, значит, наименьшее значение она примет в точке 2, а наибольшего значения – не существует.
yнаим. = y (2) = .
№ 39.26.
у = 2х – монотонно возрастает на всей области определения.
yнаиб. = 32; 32 = 25, значит, 2x = 25 тогда и только тогда, когда х = 5.
yнаим. = ; = 2–1, значит, 2х = 2–1 тогда и только тогда, когда х = –1.
Значит, функция у = 2х принимает соответствующее наибольшее и наименьшее значения на отрезке [–1; 5].
Ответ: [–1; 5].
V. Проверочная работа.
Вариант 1
1. Найдите значение аргумента х, при котором функция у = 7х принимает значение, равное .
2. Сравните числа и .
3. Исследуйте на монотонность функцию y = – 3.
Вариант 2
1. Найдите значение аргумента х, при котором функция у = принимает значение, равное .
2. Сравните числа и .
3. Исследуйте на монотонность функцию y = –4x.
VI. Решение заданий из открытого банка заданий ЕГЭ (Сайт ФИПИ)
Шесть одинаковых рубашек дешевле куртки на 10%. На сколько процентов семь таких же рубашек дороже куртки?
Теплоход рассчитан на 950 пассажиров и 110 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 50 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
В ходе распада радиоактивного изотопа его масса уменьшается по закону m(t)=m0⋅2− tT, где m0 (мг) — начальная масса изотопа, t (мин.) — время, прошедшее от начального момента, T (мин.) — период полураспада. В начальный момент времени масса изотопа m0=200 мг. Период его полураспада T=3 мин. Через сколько минут масса изотопа будет равна 25 мг?
VII. Итоги урока.
Вопросы учащимся:
– Какая функция называется показательной?
– Какова область определения и область значений функции у = ах.