kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

 

Тип урока: закрепление знаний.

Цели урока:

Обучающая:  обобщить и систематизировать знания по теме «Рациональные дроби»; продолжить формирование умений и навыков сложения и вычитания рациональных дробей с одинаковыми знаменателями; научить складывать и вычитать рациональные дроби с противоположными знаменателями.

Развивающая: продолжить развитие самостоятельности в мышлении и в учебной деятельности, формирование познавательного интереса; научить находить выход из проблемной ситуации.

Воспитательная: продолжить воспитание сознательного отношения к труду.

Планируемые результаты:

- предметные умения: повторение теоретического материала по данной теме; формирование знаний и умений по изучаемому материалу, закрепление навыков сложения и вычитания рациональных дробей с противоположными знаменателями;

- личностные УУД: формирование навыков самоанализа, самоконтроля и самооценки, устойчивой мотивации к обучению;

 - регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности, осуществление поиска средств её достижения, выявление отклонений от эталона в своей работе, понимание причины ошибок;

- познавательные УУД: умение заменять термины определениями, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- коммуникативные УУД: умение организовать учебное взаимодействие в коллективе, паре, умение высказывать точку зрения, аргументированно обосновывая её.

Коррекционная составляющая урока:

- дробный способ подачи и усвоения информации;

 - развитие зрительно-слухового внимания;

- автоматизация произношения терминов со сложной слоговой структурой.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Оборудование: портрет Р. Декарта, плакат с высказыванием, карточки для индивидуальной и коллективной работы учащихся; раздаточный материал.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока и постановка целей и задач, формулировка темы урока.

3. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

4. Основной этап урока:

- закрепление знаний;

- минута отдыха;

- проблемная ситуация;

- физкультминутка;

- тестовые задания.

5. Домашнее задание.

6. Итог урока.

7. Рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"»









Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями


Тип урока: закрепление знаний.

Цели урока:

Обучающая: обобщить и систематизировать знания по теме «Рациональные дроби»; продолжить формирование умений и навыков сложения и вычитания рациональных дробей с одинаковыми знаменателями; научить складывать и вычитать рациональные дроби с противоположными знаменателями.

Развивающая: продолжить развитие самостоятельности в мышлении и в учебной деятельности, формирование познавательного интереса; научить находить выход из проблемной ситуации.

Воспитательная: продолжить воспитание сознательного отношения к труду.

Планируемые результаты:

- предметные умения: повторение теоретического материала по данной теме; формирование знаний и умений по изучаемому материалу, закрепление навыков сложения и вычитания рациональных дробей с противоположными знаменателями;

- личностные УУД: формирование навыков самоанализа, самоконтроля и самооценки, устойчивой мотивации к обучению;

- регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности, осуществление поиска средств её достижения, выявление отклонений от эталона в своей работе, понимание причины ошибок;

- познавательные УУД: умение заменять термины определениями, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- коммуникативные УУД: умение организовать учебное взаимодействие в коллективе, паре, умение высказывать точку зрения, аргументированно обосновывая её.

Коррекционная составляющая урока:

- дробный способ подачи и усвоения информации;

- развитие зрительно-слухового внимания;

- автоматизация произношения терминов со сложной слоговой структурой.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Оборудование: портрет Р. Декарта, плакат с высказыванием, карточки для индивидуальной и коллективной работы учащихся; раздаточный материал.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока и постановка целей и задач, формулировка темы урока.

3. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

4. Основной этап урока:

- закрепление знаний;

- минута отдыха;

- проблемная ситуация;

- физкультминутка;

- тестовые задания.

5. Домашнее задание.

6. Итог урока.

7. Рефлексия.


Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд 1) Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку.

(Слайд 2) Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В математики мир отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.

II. Мотивация.

(Слайд 3) – Отгадайте, какое записано слово?

бралега

(Ответы: дробь, числитель, алгебра)

ильчелтис

бродь

- Как вы думаете, с какими выражениями мы сегодня будем работать?

– Есть такая поговорка «Попасть в дробь», что означает попасть в тупик, трудное положение. Это объясняется тем, что долгое время действия с дробными числами, которые иногда называли “ломаными”, считались по праву очень сложными. Но сейчас принято рассматривать не только числовые дроби.

- Какими дробями мы занимаемся на последних уроках?

Ответ учеников.

- Именно им мы и посвятим сегодняшний урок. Какие действия мы уже умеем выполнять с алгебраическими дробями?

Ответ учеников.

- Скажите, как же можно сформулировать тему нашего урока?

Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь, а затем ставят цели и формулируют задачи.

- Пусть девизом нашего урока станут слова известного философа и математика Рене Декарта «Для того, чтобы совершенствовать свой ум, надо больше рассуждать, чем заучивать». Будем совершенствовать свой ум, будем рассуждать, думать, искать простые и красивые решения, узнавать что-то новое и в то же время закреплять свои прошлые знания. А ещё сегодня на уроке нам пригодятся (Слайд 4):

  • хорошее настроение;

  • уважение друг к другу;

  • знание материала;

  • желание открыть истину;

  • добросовестная работа;

  • осмысление произведённой деятельности.

III. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос (Слайд 5):

  • Какая дробь называется рациональной?

  • Когда рациональная дробь не имеет смысла?

  • Когда рациональная дробь равна нулю?

  • Сформулировать основное свойство рациональной дроби.

  • Что значит сократить дробь?

  • Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

  • Сформулировать правило изменения знака перед дробью.

- Молодцы! Просто знать правило мало, надо уметь применять его на практике.

2. Проверка домашнего задания.

(Слайд 6)

3. Устная работа.

(Слайд 7) – При каких значениях переменной дробь не имеет смысла?

(Ответы: при а = 0, при b = -1, нет такого значения с)

(Слайд 8) – Найдите значения переменной, при которых дробь равна нулю.

(Ответы: при а = -2, при b = 2, при с = 0 и с = 1)

(Слайд 9) – Верно ли выполнено сложение и вычитание рациональных дробей?







(Ответы: верно, неверно, неверно)

При верно выполненном задании учащиеся вытягивают руки вперёд, при неверно выполненном поднимают вверх.

(Слайд 10) – К каждой дроби найдите равную ей дробь.

А. Б. В.



1. 2. 3.

(Ответы: А-3, Б-1, В-2)

IV. Основной этап урока.

1. Закрепление знаний – самостоятельная работа по карточкам разного уровня сложности.

Карточка 1.1. Заполнить таблицу:


Дроби


Действия


и

и

и

и

Сложение





Вычитание






Карточка 1.2. Заполнить таблицу:


Дроби


Действия


и

Сложение





Вычитание







Карточка 1.3. Заполнить таблицу:


Дроби


Действия


и

и

Сложение





Вычитание





Ответы:

Карточка 1.1.

Дроби


Действия


и

и

и

и


Сложение







Вычитание





m - n




Карточка 1.2.

Дроби


Действия


и


Сложение







Вычитание





m + n




Карточка 1.3.

Дроби


Действия


и

и


Сложение







Вычитание





2m + n




(Слайд 11) Проверка по слайду, самооценка по карточке «Критерии оценки».

Критерии оценки

Верно решённые задания


0-2


3-4


5-6


7-8

Оценка

2

3

4

5



2. Минута отдыха.

Сообщения учащихся.

(Слайд 12)

  • Английский физик и математик Исаак Ньютон в своей книге « Всеобщая арифметика» ввел понятие дроби следующим образом: « Запись одной из двух величин под другой, ниже которой между ними проведена черта, обозначает частное или же величину, возникающую при делении верхней величины на нижнюю. Так, означает величину, возникающую при делении 6 на 2, т.е. 3.

- есть величина, возникающая при делении а на b. Величины такого рода называют дробями».

(Слайд 13)

  • Лев Николаевич Толстой сравнивал дробь с человеком:

"Человек есть дробь. Числитель – это достоинства человека; знаменатель – это оценка человека самого себя. Увеличить свой числитель – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель – своё мнение о самом себе и этим уменьшением приблизится к совершенству".

3. Проблемная ситуация.

Письменная работа по учебнику № 61 (а, б), № 62 (д). 1 ученик – у доски, остальные - в тетрадях.

Задание. Сложить дроби:

+

Учащиеся сталкиваются с проблемой: знаменатели дробей неодинаковые.

- Какими выражениями являются знаменатели дробей?

- Можно ли их сделать одинаковыми?

Учащиеся приходят к выводу, что чтобы воспользоваться известным правилом сложения дробей с одинаковыми знаменателями, надо изменить знак перед второй дробью и знак знаменателя.

4. Физкультминутка.

Во всех делах умеренность нужна,

Пусть будет главным правилом она.

Гимнастикой займись, коль мыслил долго,

Болезни чтоб прогнать и сохранить здоровье.

Гимнастика не изнуряет тела,

Но очищает организм всецело!


Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

5. Тестовые задания (мониторинг усвоения нового материала).

Карточка 2.

  • Выберите выражение, которое является суммой дробей и :


1. 2. 3. 4.


  • Найдите разность дробей и .


1. 2. 3. 4. 3


  • Упростите выражение + .


1. 2. 3. 4.


Номер задания

1

2

3

Правильный ответ


2


1


1


V. Домашнее задание. (Слайд 14)

1. Прочитать материал п.5.

2. Решить № 62 (б, г, е), 63.

3. Найти информацию о математиках, имена которых мы сегодня услышали (по желанию).

VI. Итог урока. (Слайд 15)

- Трудным ли для вас был материал урока?

- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

- Работали ли вы на уроке в полную меру сил?

Учитель оценивает работу класса и выделяет наиболее активных.

VII. Рефлексия.

- В заключении я хочу рассказать вам такую притчу:

«Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горючим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: ʺА что ты делал целый день? ʺ И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: ʺА что ты делал целый день?ʺ, и тот ответил: ʺА я добросовестно выполнял свою работуʺ. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: ʺА я принимал участие в строительстве храма!ʺ

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу на уроке.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

(Слайд 16) Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.


Литература.

  • Изучение алгебры в 7—9 классах. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Суворова С. Б./ М. – «Просвещение», 2012г.

  • Алгебра, 8. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И. и др./ М. – «Просвещение», 2013г.

  • Алгебра: Дидактические материалы для 8 класса. Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. / М. – «Просвещение», 2013г.

  • Уроки алгебры в 8 классе. Жохов В. И., Карташева Г. Д. / М. – «Просвещение», 2013г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Автор: Коробанова Светлана Николаевна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281344

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока на тему"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_na_tiemu_slozhieniie_drobiei_s_odinakovymi_zna"
    ["file_id"] => string(6) "403191"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490448764"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-matiematiki-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "148395"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419688943"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока на тему: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhieniie-i-vychitaniie-obyknoviennykh-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "143260"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418484738"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока по математике в 5 классе по ФГОС "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями""
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekturokapomatiematikiev5klassiepofgosslozhieniieivychitaniiedrobieisodinakovymiznamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "267877"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450470856"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока математики Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_slozhieniie_i_vychitaniie_obyknoviennykh_drobiei_s_o"
    ["file_id"] => string(6) "379740"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484504034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства