Урок может быть использован учителем математики при изучении в 5 классе темы "Задачи на совместную работу". Используются формы и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Формируются основные виду деятельности учащихся в рамках изучаемой темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Задачи на совместную работу"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №6
городского округа-город Камышин
Волгоградской области
Урок математики.
«Задачи на совместную работу»
Выполнила: учитель математики
Киселева Г.М.
Апрель, 2017г.
Место урока: первый урок в теме.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: сформировать у учащихся навыки решения задач на совместную работу; показать значимость данного типа задач в практической деятельности.
Формирование УУД:
Познавательные: умение работать с текстом (анализировать, извлекать нужную информацию), формулировать вопросы, отвечать на них, использовать ранее изученный материал при решении задач.
Регулятивные: постановка целей на каждом этапе урока, формирование навыков самооценки и взаимооценки, отработка навыков действия по плану.
Коммуникативные: совместное решение задач (в парах, группах), анализ полученных результатов.
Ход урока.
Организационный момент (2 мин)
Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос с помощью МС) 6 мин
Задание
Трактор вспахал поле за 6 дней. Какая часть поля была вспахана за 1 день, за 3 дня, за 5 дней?
Маляры могут покрасить здание за 2 недели. Какую часть работы они выполнят за 3 дня, за неделю, за 10 дней?
Сергей идет от школы до дома 25 минут. Какую часть пути проходит Коля за 1 минуту, за 6 минут?
Задание.
Разгадайте 2 ребуса и выясните тему сегодняшнего урока.
«Решение задач».
Задание.
Ребята, задачи в математике бывают разные. Какие мы будем решать на сегодняшнем уроке? Чтобы ответить на этот вопрос я Вам предлагаю прочитать следующие задачи и определить, что у них общего.
На птицефабрику привезли корм, которого хватило бы уткам на 6 дней, а гусям – на 3 дня. Рассчитайте, на сколько дней хватит привезенного корма уткам и гусям вместе.
Две бригады построят дорогу в 6 км за 4 дня, первая бригада в одиночку построит дорогу за 6 дней. За сколько дней в одиночку построит дорогу вторая бригада.
Через первую трубу бассейн можно наполнить за 10 ч, а через вторую за 15ч. Какую часть бассейна наполнят трубы за 1 ч совместной работы. За сколько часов наполнится бассейн, если открыть обе трубы.
Ответ: в этих задачах речь идёт о какой - либо деятельности. Трубы заполняют бассейн, бригады рабочих строят дорогу, животные вместе съедают корм так далее. Деятельность может быть любая.
Формулирование темы, цели и задач урока (2 мин)
Ребята, такие задачи в математике называются задачами на совместную работу.
Какова же цель сегодняшнего урока?
Ответ: Научиться решать задачи на совместную работу. Вывести алгоритм решения такого типа задач.
Изучение нового материала (10мин)
Я предлагаю вам решить следующую задачу: На птицефабрику привезли корм, которого хватило бы уткам на 6 дней, а гусям – на 3 дня. Рассчитайте, на сколько дней хватит привезенного корма уткам и гусям вместе.
Давайте определим, какие величины связаны между собой в этих задачах.
Их всего три.
Первая величина в задачах на работу - время. Это время, за которое выполняется та или иная работа. Измеряется в секундах, минутах, часах, сутках и так далее. Обозначается буквой t.
Вторая величина - объём работы. Сколько сделано деталей, налито воды, вспахано полей и так далее. Измеряется в тех единицах, о которых идёт речь в задаче: деталях, литрах, полях и т.д. Обозначается буквой A или как целое принимается за единицу.
Третья величина - производительность. То есть скорость работы. Обозначается буквой р.
Всю работу («Целое») принимаем за 1,
Производительность- часть работы, выполненная за единицу времени
Какую величину можно найти в задаче?
Ответ: производительность за 1 день уток и гусей.
– количество корма, которое съедают утки за день.
- количество корма, которое съедают гуси за день.
Зная, сколько съедают отдельно за один день утки и за один день гуси, что можем найти?
Ответ: сколько корма в день они съедают вместе.
+ = = часть корма съедят утки и гуси вместе.
Как узнать на сколько дней хватит привезенного корма уткам и гусям вместе? Как найти число по его дроби?
Ответ: нужно 1 (объем корма) разделить на , получаем 2 дня.
Ответ: на 2 дня.
Подведение итогов:
Мы составили алгоритм решения задач на совместную работу.
Обратили внимание, что при совместной работе складываются не время работы, а часть работы, которую делают ее участники за единицу времени.
Вся выполняемая работа принимается за 1 – «целое».
Первичное закрепление (10мин)
Учащимся предлагается работа в парах.
Работа с последующей проверкой (с помощью МС)
Через первую трубу бассейн можно наполнить за 10 ч, а через вторую за 15ч. За сколько часов наполнится бассейн, если открыть обе трубы.
Два тракториста вспахали поле за 6 часов совместной работы. Первый тракторист мог бы один выполнить ту же работу за 10 часов. За сколько часов второй тракторист может вспахать поле?
Увидели ли Вы разницу между 1 и 2 задачами?
Возникли ли у вас проблемы с решением 2 задачи?
Давайте обсудим алгоритм ее решения. Учащийся делает записи на доске.
- часть работы, выполняемая трактористами вместе за 1 час.
- часть работы, выполняемая 1 трактористом за 1 час.
Что можно узнать?
- = = часть работы, выполняемая 2 трактористом за 1 час.
= 15 часов – понадобится 2 трактористу, чтобы вспахать поле. Ответ: 15 часов
Физкультминутка (3 мин)
Закрепление полученных знаний (работа в группах) (7 мин)
Ученики могут выбрать сами, задачи какого уровня сложности они будут решать.
1 уровень. Решить № 903 (а) из учебника.
2 уровень.
Крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк решили подготовить площадку, на которой они будут строить дом для друзей. Гена, работая один, может выполнить всю работу за 12 часов, Шапокляк – за 15 часов, а Чебурашка – за 20 часов. Какую часть работы выполнят они вместе за 1 час?
3 уровень.
(Из “Арифметики” Л.Ф. Магницкого.)
Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а с женою выпьет ту же кадь в 10 дней. Спрашивается, в сколько дней жена его отдельно выпьет ту же кадь?
Защита решения (выступает 1 ученик от группы), осуществляем проверку с помощью МС. Анализ выполненной работы (где возникли затруднения? Есть ли вычислительные ошибки? И др.)
Рефлексия (3 мин)
Какие задачи учились решать?
Что было самым трудным?
Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я понял, что…»
Продолжите фразу: «Дома мне предстоит…»
Домашнее задание (2 мин)
Лошадь съедает воз сена за месяц, коза - за два, овца – за три месяца. За какое время они вместе съедят воз сена.
Малыш может съесть банку варенья за 30 мин, а Карлсон – в 5 раз быстрее. За сколько времени они съедят такую банку варенья, если начнут со своей обычной скоростью есть ее вместе?
Составить 2 задачи на совместную работу по картинкам.