Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Решение задач на сплавы, смеси и концентрацию"»
Дата 01.02.2017 Класс 9
Открытый урок
Тема урока: «Решение текстовых задач на смеси, сплавы и концентрацию».
Если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. Дьёрдь Пойа
Цели:
Образовательные:
Создание условий для углубления знаний обучающихся при решении текстовых задач на растворы, смеси, концентрацию, сплавы.
Повышение практической направленности предмета через решение практических задач.
Подготовка к ГИА.
Развивающие:
Развитие навыков логического, творческого мышления, сообразительности и наблюдательности.
Развитие умения использования химической и математической терминологии.
Воспитательные:
Формирование математической грамотности учащихся.
Оборудование:
Раздаточный материал;
компьютерная презентация в программе Power Point;
мультимедиапроектор;
ПК;
экран.
ХОД УРОКА
Организационный
Актуализация опорных знаний
Кроссворд:
1. Сотая часть числа называется …(процент) Устная разминка: Соотнести проценты и соответствующие им дроби: 5% - 0,05; 17% - 0,17; 123% - 1,23; 0,3% - 0,003; 25% - 0,25
5%
17%
123%
0,3%
25%
0,003
0,25
0,05
0,17
1,23
2. Частное двух чисел называют …(отношение)
3. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)
4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор). Один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.
5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или …(концентрация)
Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами рассмотрим задачи, решение которых связано с понятиями «концентрация», «процентное содержание». В условиях таких задач речь идет, чаще всего, о сплавлении каких-либо металлов, растворении друг в друге различных веществ или переливании жидкостей, состоящих из нескольких компонентов. Эти задачи входят в различные сборники заданий по подготовке к итоговой аттестации по математике за курс основной школы и включаются в варианты ГИА.
Объяснение нового материала
Долей (концентрацией, процентным содержанием) α основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества m в смеси к общей массе смеси M:
Эта величина может быть выражена либо в долях единицы, либо в процентах.
В большинстве случаев задачи на смеси и сплавы становятся нагляднее, если при их решении использовать схемы, рисунки, таблицы.
Поэтому мы с вами рассмотрим решения задач на смеси и сплавы.
I. Рассмотрим решения задач с применением таблицы.
Таблица для решения задач имеет вид.
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов
% содержание вещества (доля содержания вещества)
Масса раствора (смеси, сплава)
Масса вещества
Способ решения задач на смеси, сплавы и растворы.
Теория метода.
(рассматривается только в профильном классе или в классе с достаточным уровнем подготовки)
М1 – масса первого раствора
α1 концентрация первого раствора
М2 – масса второго раствора
α2концентрация второго раствора
М1+ М2 – масса конечного раствора
α3 - концентрация конечного раствора
α132
m1 = α1М1 – масса основного вещества в первом растворе
m2 = α2М2 – масса основного вещества во втором растворе
m3 = α3 (М1+М2) – масса основного вещества в конечном растворе
с другой стороны m3 =m1+ m2, получаем
α3 (М1+М2) = α1М1+ α2М2;
α3М1+ α3М2 = α1М1+ α2М2;
α3М1– α1М1= α2М2 – α3М2;
М1( α3 – α1) = М2( α2 – α3);
Тренировочная
Задача №2 Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота?
Задача № 3 (Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 8.22). Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?
Способ решения задач с помощью таблиц:
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов
% содержание вещества (доля содержания вещества)
Масса раствора (смеси, сплава)
Масса вещества
Сироп
25%=0,25
180 г.
0,25180=45 (г.)
Вода
0%
х г.
-
Новый сироп
20%=0,2
(180+х) г.
0,2(180+х)=36+0,2х (г.)
45 = 36 + 0,2х;
0,2х = 9;
х=45.
Ответ: 45 г.
Химический способ.
Решение задачи
Сколько нужно взять 10% и 30% растворов марганцовки, чтобы получить 200 г 16% раствора марганцовки?
Закрепление изученного материала
Решение задач:
Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?
Влажность свежих грибов 90%, а сухих 15%. Сколько сухих грибов получится из 1,7 кг свежих?
Итог урока
Оба подхода к решению задач имеют право на существование. Те, кто лучше понимают математику, пусть решают математическим способом. Те обучающиеся, кто лучше понимают и любят химию, пусть решают химическим способом. Мы увидели, что знания по химии помогают решать задачи из ГИА по математике.
Домашнее задание:
Решить задачи:
Имеется два сосуда, содержащие 30 кг и 35 кг раствора кислоты различной концентрации. Если смешать оба раствора, то получится раствор, содержащий 46 % кислоты. Если смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 47% кислоты. Какова концентрация данных растворов?
В сосуде объемом 10 л содержится 20%-й раствор соли. Из сосуда вылили 2 л раствора и долили 2 л воды, после чего раствор перемешали. Эту процедуру повторили ещё один раз. Определите концентрацию соли после первой и второй процедуры.
Сколько граммов 35% раствора марганцовки надо добавить к 325 г воды, чтобы концентрация марганцовки в растворе составила 10%?
Сколько граммов воды нужно добавить к 5% йодной настойке массой 100г, чтобы концентрация йода уменьшилась до 1%?
Требуется приготовить 100г 10%-го раствора нашатырного спирта. Сколько для этого потребуется воды и 25% - го раствора нашатырного спирта?
Собрали 8 кг свежих цветков ромашки, влажность которых 85%. После того как цветки высушили, их влажность составила 20%. Чему равна масса цветков ромашки после сушки?
Задача Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов
% содержание меди (доля содержания вещества)
Масса раствора (смеси, сплава)
Масса вещества
Первый сплав
15%=0,15
хг
0,15*х
Второй раствор
65%=0,65
(200 – х)г
0,65*(200–х)=130–0,65х
Получившийся раствор
30%=0,3
200 г
200*0,3=60
Сумма масс меди в двух первых сплавах (то есть в первых двух строчках) равна массе меди в полученном сплаве (третья строка таблицы):
Решив это уравнение, получаем х=140. При этом значении х выражение 200 – х=60. Это означает, что первого сплава надо взять140г, а второго 60г.
Ответ:140г. 60г.
Список использованной литературы:
1. Кузнецова Л.В. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. - М.: Просвещение, 2012.
2. Прокопенко Н.И. Задачи на смеси и сплавы.- М. :Чистые пруды, 2010 (Библиотечка «Первого сентября». Выпуск 31 )