kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики "Задачи на проценты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ

(по тестам ЕГЭ)

 

I. Сплавы; смеси

Часто в задачах В14 встречаются текстовые задачи с процентами. Приведу примеры таких задач и рекомендации по их решениям.

Задача №1.   Смешаем 2 кг 15%-го водного раствора некоторого вещества с 8 кг 10%-го водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Решение

  1. 2 · 0,15 = 0,3 (кг) – вещество в I растворе;
  2. 8 · 0,1 = 0,8 (кг) – вещество во II растворе;
  3. 2 + 8 = 10 (кг) – I + II растворы;
  4. 0,3 + 0,8 = 1,1 (кг) – вещество вместе из I и II растворов;
  5.  – концентрация нового раствора.

Ответ: 11.

Пятое действие можно сделать по-другому. Составить пропорцию:

1,1 кг – х %

10 кг – 100 %

.

 

Задача №2.   Эту задачу решим с помощью системы уравнений с двумя переменными.

Имеется два сосуда. Первый содержит 7,5 кг, а второй – 50 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 42% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 50% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?

Решение

  1. 75 + 50 = 125 (кг) –раствор, содержащий 42% кислоты
  2. 125 · 0,42 = 52,5 (кг) – вещество в новом растворе
  3. Пусть х % – концентрация I раствора;

Тогда y % – концентрация II раствора;

В I растворе вещества 0,75x кг, а во II растворе 0,5y кг. Имеем первое уравнение 0,75x + 0,5y = 52,5.

Пусть во второй раз смешали одинаковые массы этих растворов 50 кг  I-го раствора и 50 кг II-го раствора. Тогда имеем второе уравнение    0,5x + 0,5y = 50.

Решим систему уравнений способом сложения.

 

 

 

 

 

10% концентрация I раствора, тогда найдем кислоту в I растворе.

75 · 0,1 = 7,5 кг

Ответ: 7,5.

 

Задача №3.   Имеется два сплава. Первый содержит 15% золота, а второй – 2% золота. Масса первого сплава 3 кг, масса второго – 7 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав. Найдите процентное содержание золота в полученном сплаве.

Решение

  1. 3 · 0,15 = 0,45 (кг) золота в I сплаве;
  2. 7 · 0,02 = 0,14 (кг) – золота во II сплаве;
  3. 3 + 7 = 10 (кг) – III сплав;
  4. 0,45 + 0,14 = 0,59 (кг) золота в III сплаве;
  5.  – процентное содержание золота в III сплаве.

Ответ: 5,9.

 

Задача №4.   Изюм получается в процессе сушки винограда. Сколько килограммов винограда потребуется для получения 54 килограммов изюма, если виноград содержит 90% воды, а изюм содержит 5% воды?

Решение

  1. Найдем сначала сколько кг в изюме совсем без воды.

54 кг – 100 %

  • кг – 95 %
  •  
  1. Теперь найдем вес винограда

51,3 кг – 10 %, т.к. воды 90%

  • кг – 100 %

 

Ответ: 513 кг винограда.

 

II. Вклады; банки

 

Задача №1.   Клиент А сделал вклад в банке в размере 8800 рублей. Проценты по вкладу начисляются раз в год и прибавляются к текущей сумме вклада. Ровно через год на тех же условиях такой же вклад в том же банке сделал клиент Б. Еще ровно через год клиенты А и Б закрыли вклады и забрали все накопившиеся деньги. При этом клиент А получил на 968 рублей больше клиента Б. Какой процент годовых начислял банк по этим вкладам?

Решение

Пусть р % годовых начислял банк. Тогда через два года клиент А получил 8800 (1 + 0,01 р)2 , а клиент Б через год получил 8800 (1 + 0,01 р). Разница равна 968 рублей.

8800 (1 + 0,01 р)2 – 8800 (1 + 0,01 р) = 968

1 + 0,01 р = х

8800 х2 – 8800 х – 968 = 0

100 х2 – 100 х – 11 = 0

D1 = 2500 + 1100 = 3600

 

 

1 + 0,01 р = 1,1

р = 10

Ответ: 10 %.

 

Задача №2.   В понедельник акции компании подешевели на некоторое число процентов, а во вторник подорожали на то же самое число процентов. В результате они стали стоить на 9% дешевле, чем при открытии торгов в понедельник. На сколько процентов подешевели акции компании в понедельник?

Решение

Пусть при открытии торгов в понедельник акции стоили х руб. К вечеру понедельника они подешевели на р % и стали стоить . К вечеру вторника акции подорожали на р % и стали стоить . По условию, акции подешевели на 9%. Имеем уравнение

 

;

;            р2 = 30.

Ответ: 30.

 

Задача №3.   Компания «Дельта» начала инвестировать средства в перспективную отрасль в 2008 году, имея капитал в размере 8000 долларов. Каждый год, начиная с 2009 года, она получала прибыль, которая составляла 200% от капитала предыдущего года. А компания «Омега» начала инвестировать средства в другую отрасль в 2010 году, имея капитал в размере 10000 долларов, и, начиная с 2011 года, ежегодно получала прибыль, составляющую 300% от капитала предыдущего года. На сколько долларов капитал одной из компаний был больше капитала другой к концу 2013 года, если прибыль из оборота не изымалась?

Решение

Если вкладчик не снимет со счета сумму начисленных процентов, то эта сумма присоединяется к основному вкладу, а в конце следующего года банк будет начислять р % уже на новую увеличенную сумму. Это означает, что банк станет теперь начислять проценты не только на основной вклад Sо, но и на проценты, которые на него полагаются

.

Тогда получаем

 

Разница 1 944 000 – 640 000 = 1 304 000

 

Ответ: 1 304 000.

 

 

 

Задача №4.   Акционерное общество израсходовало 20% своей годовой прибыли на реконструкцию производственной базы, 25% оставшихся денег потратило на строительство спортивного комплекса, выплатило 4 200 000 рублей дивидендов по акциям. После всех этих расходов осталось нераспределенной 0,1 прибыли. Сколько рублей составляла прибыль акционерного общества?

Решение

  1. 100% – 20% = 80% оставшиеся
  2. 80 · 0,25 = 20% от всей прибыли на строительство спортивного комплекса
  3. 20% + 20% = 40% на реконструкцию + на спортивный комплекс
  4. 100% – 40% = 60% осталась прибыль
  5. Пусть х рублей годовая прибыль
  6.  
  7.  
  8. = 8 400 000

Ответ: 8 400 000.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока математики "Задачи на проценты" »

ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ

(по тестам ЕГЭ)


I. Сплавы; смеси

Часто в задачах В14 встречаются текстовые задачи с процентами. Приведу примеры таких задач и рекомендации по их решениям.

Задача №1. Смешаем 2 кг 15%-го водного раствора некоторого вещества с 8 кг 10%-го водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Решение

  1. 2 · 0,15 = 0,3 (кг) – вещество в I растворе;

  2. 8 · 0,1 = 0,8 (кг) – вещество во II растворе;

  3. 2 + 8 = 10 (кг) – I + II растворы;

  4. 0,3 + 0,8 = 1,1 (кг) – вещество вместе из I и II растворов;

  5. – концентрация нового раствора.

Ответ: 11.

Пятое действие можно сделать по-другому. Составить пропорцию:

1,1 кг – х %

10 кг – 100 %

.


Задача №2. Эту задачу решим с помощью системы уравнений с двумя переменными.

Имеется два сосуда. Первый содержит 7,5 кг, а второй – 50 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 42% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 50% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?

Решение

  1. 75 + 50 = 125 (кг) –раствор, содержащий 42% кислоты

  2. 125 · 0,42 = 52,5 (кг) – вещество в новом растворе

  3. Пусть х % – концентрация I раствора;

Тогда y % – концентрация II раствора;

В I растворе вещества 0,75x кг, а во II растворе 0,5y кг. Имеем первое уравнение 0,75x + 0,5y = 52,5.

Пусть во второй раз смешали одинаковые массы этих растворов 50 кг I-го раствора и 50 кг II-го раствора. Тогда имеем второе уравнение 0,5x + 0,5y = 50.

Решим систему уравнений способом сложения.






10% концентрация I раствора, тогда найдем кислоту в I растворе.

75 · 0,1 = 7,5 кг

Ответ: 7,5.


Задача №3. Имеется два сплава. Первый содержит 15% золота, а второй – 2% золота. Масса первого сплава 3 кг, масса второго – 7 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав. Найдите процентное содержание золота в полученном сплаве.

Решение

  1. 3 · 0,15 = 0,45 (кг) золота в I сплаве;

  2. 7 · 0,02 = 0,14 (кг) – золота во II сплаве;

  3. 3 + 7 = 10 (кг) – III сплав;

  4. 0,45 + 0,14 = 0,59 (кг) золота в III сплаве;

  5. – процентное содержание золота в III сплаве.

Ответ: 5,9.


Задача №4. Изюм получается в процессе сушки винограда. Сколько килограммов винограда потребуется для получения 54 килограммов изюма, если виноград содержит 90% воды, а изюм содержит 5% воды?

Решение

  1. Найдем сначала сколько кг в изюме совсем без воды.

54 кг – 100 %

х кг – 95 %

(кг)

  1. Теперь найдем вес винограда

51,3 кг – 10 %, т.к. воды 90%

х кг – 100 %

Ответ: 513 кг винограда.


II. Вклады; банки


Задача №1. Клиент А сделал вклад в банке в размере 8800 рублей. Проценты по вкладу начисляются раз в год и прибавляются к текущей сумме вклада. Ровно через год на тех же условиях такой же вклад в том же банке сделал клиент Б. Еще ровно через год клиенты А и Б закрыли вклады и забрали все накопившиеся деньги. При этом клиент А получил на 968 рублей больше клиента Б. Какой процент годовых начислял банк по этим вкладам?

Решение

Пусть р % годовых начислял банк. Тогда через два года клиент А получил 8800 (1 + 0,01 р)2 , а клиент Б через год получил 8800 (1 + 0,01 р). Разница равна 968 рублей.

8800 (1 + 0,01 р)2 – 8800 (1 + 0,01 р) = 968

1 + 0,01 р = х

8800 х2 – 8800 х – 968 = 0

100 х2 – 100 х – 11 = 0

D1 = 2500 + 1100 = 3600



1 + 0,01 р = 1,1

р = 10

Ответ: 10 %.


Задача №2. В понедельник акции компании подешевели на некоторое число процентов, а во вторник подорожали на то же самое число процентов. В результате они стали стоить на 9% дешевле, чем при открытии торгов в понедельник. На сколько процентов подешевели акции компании в понедельник?

Решение

Пусть при открытии торгов в понедельник акции стоили х руб. К вечеру понедельника они подешевели на р % и стали стоить . К вечеру вторника акции подорожали на р % и стали стоить . По условию, акции подешевели на 9%. Имеем уравнение

;

; р2 = 30.

Ответ: 30.


Задача №3. Компания «Дельта» начала инвестировать средства в перспективную отрасль в 2008 году, имея капитал в размере 8000 долларов. Каждый год, начиная с 2009 года, она получала прибыль, которая составляла 200% от капитала предыдущего года. А компания «Омега» начала инвестировать средства в другую отрасль в 2010 году, имея капитал в размере 10000 долларов, и, начиная с 2011 года, ежегодно получала прибыль, составляющую 300% от капитала предыдущего года. На сколько долларов капитал одной из компаний был больше капитала другой к концу 2013 года, если прибыль из оборота не изымалась?

Решение

Если вкладчик не снимет со счета сумму начисленных процентов, то эта сумма присоединяется к основному вкладу, а в конце следующего года банк будет начислять р % уже на новую увеличенную сумму. Это означает, что банк станет теперь начислять проценты не только на основной вклад Sо, но и на проценты, которые на него полагаются

.

Тогда получаем


Разница 1 944 000 – 640 000 = 1 304 000


Ответ: 1 304 000.




Задача №4. Акционерное общество израсходовало 20% своей годовой прибыли на реконструкцию производственной базы, 25% оставшихся денег потратило на строительство спортивного комплекса, выплатило 4 200 000 рублей дивидендов по акциям. После всех этих расходов осталось нераспределенной 0,1 прибыли. Сколько рублей составляла прибыль акционерного общества?

Решение

  1. 100% – 20% = 80% оставшиеся

  2. 80 · 0,25 = 20% от всей прибыли на строительство спортивного комплекса

  3. 20% + 20% = 40% на реконструкцию + на спортивный комплекс

  4. 100% – 40% = 60% осталась прибыль

  5. Пусть х рублей годовая прибыль

0,6х = 4 200 000 + 0,1х

0,5х = 4 200 000

х = 8 400 000

Ответ: 8 400 000.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока математики "Задачи на проценты"

Автор: Николаева Вера Михайловна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока математике по сингапурской технологии "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-matiematikie-po-singhapurskoi-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "146976"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419279845"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока математики в 6 классе. «Проценты. Решение задач на проценты»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_v_6_klassie_protsienty_rieshieniie_zadach_na_protsie"
    ["file_id"] => string(6) "435957"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509527885"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Урок математики в 5 классе "Проценты" "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-matiematiki-v-5-klassie-protsienty"
    ["file_id"] => string(6) "169498"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423414385"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока математики в 6 классе Формирование функциональной (математической) грамотности"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_matematiki_v_6_klasse_formirovanie_funktsionalnoi_matematicheskoi"
    ["file_id"] => string(6) "618328"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1669297345"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока  «Решение задач на нахождение процентов от числа. Курить – здоровью вредить». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-rieshieniie-zadach-na-nakhozhdieniie-protsientov-ot-chisla-kurit-zdorov-iu-vriedit"
    ["file_id"] => string(6) "217105"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433237610"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства