Урок математики в 6 классе
Тема: Координатная плоскость.
Цели урока:
«координатный угол», «оси координат», закрепление умений
строить и соединять точки на плоскости, формирование
навыков решения простейших задач методом координат;
развивающая: формирование умения видеть математические закономерности в расположении точек, развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение);
воспитывающая: развитие у учащихся культуры речи, графической культуры, смекалки, кругозора, аккуратности ведения записей.
Тип урока: обобщение знаний с элементами проектной деятельности
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
- в личностном направлении:
-формировать у учащихся готовность и способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формировать уважительное и доброжелательное отношение к мнению другого человека;
- формировать культуру умственного труда;
- в метапредметном направлении:
- формировать умения организовывать учебную деятельность: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своего труда;
- формировать умения формулировать гипотезы, приводить аргументы, доказывать свою точку зрения;
- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- в предметном направлении:
- повторить понятие «координатная плоскость» и ее элементы;
- закрепить умения в построении точек на координатной плоскости;
- применить знания, умения и навыки в конкретной ситуации.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Техническое обеспечение: карточки с заданиями, презентация MicrosoftOfficePowerPoint.
Оборудование:
измерительные инструменты, карандаш;
оценочные листы;
карточки для практической работы;
карточки для индивидуальной самостоятельной работы трёх уровней сложности;
листы миллиметровой бумаги;
карточки-задания для математического диктанта.
Оценочный лист
Фамилия, имя оценка | Этапы урока | Фамилия, имя оценка |
| Устная работа | |
| Практическая работа | |
| Самостоятельная работа | |
| Математический диктант | |
| Итоговая оценка за урок | |
План урока:
Устная работа.
Практическая работа.
Математический диктант.
Индивидуальная самостоятельная работа.
Итог урока. Домашнее задание.
Ход урока:
I Организационный момент.
Сегодня на уроке мы повторим понятия «координатная плоскость», «координаты точки», «оси координат», «координатный угол». Работать будем по следующему плану:
1. Устная работа.
2. Практическая работа. Составление карты звёздного неба.
3. Математический диктант.
4. Индивидуальная самостоятельная работа.
5. Итог урока. Домашнее задание.
II Устная работа.
а) У доски 1 учащийся выполняет задание по карточке: на координатной плоскости изображена часть чертежа, нужно достроить точки, соединить
их так, чтобы получился весь чертёж.
б) один учащийся выполняет задание на карточке: найти координаты выделенных на рисунке точек, двигаясь по часовой стрелке от самой жирной точки с цифрой 1.
в) учащиеся класса выполняют устное задание:
отметить точки в координатной плоскости, записав в правом верхнем углу соответствующую букву, прочитать пословицу.
(7; 1) в | (2; 3) е | (-9; -1) н | (-8; -1) ь | (4; -1) д | (-6; 1) л |
(-8; 3) п | (1; -1) о | (10; 1) а | (4; 3) ж | (-8; -3) б | (-2; 3) л |
(5; 1) и | (-5; 3) р | (9; 1) к | (-10; -1) е | (5; -3) ё | (-1; 1) т |
(-4; -1) г | (-7; 1) о | (-3; 3) и | (-6; -3) ь | (-11; 1) й | (1; 1) о |
(9; -1) а | (11; 1) м | (7; 3) н | (7; -3) т | (8; -1) з | (2; 1) к |
(-8; 1) м | (8; 3) ы | (-2; -1) в | (-4; 1) о | (3; -1) з | (5; -1) ь |
Прилежный молоток и в камень гвоздь забьет.
III Практическая работа «Карта звездного неба».
- Что такое созвездие?
- Какие созвездия вам известны?
Более подробные ответы на эти вопросы вы узнаете из сообщения Юли.
Всего на небе 88 созвездий. Они делятся на три группы: созвездия Северного полушария, созвездия Южного полушария и зодиакальные созвездия. Например, к созвездиям Северного полушария (неба) относятся такие, как Большая Медведица, Возничий, Волопас, Кассиопея и другие (всего 29). Зодиакальных созвездий (с названиями известных вам знаков Зодиака) насчитывается всего 12 (Козерог, Стрелец, Телец, Овен, Близнецы, Рыбы, Скорпион, Весы, Водолей, Лев, Рак, Дева). Созвездия Волк, Ворон, Кит и другие (их всего 47) относятся к созвездиям Южного полушария.
Нам предстоит построить не все 88 созвездий, а лишь самые крупные из них.
а) У доски по карточке работает один учащийся. Класс выполняет задание в тетрадях: построить зодиакальное созвездие «Скорпион».
(-10; -11), (4; -2), (13; -5),
(-10; -9), (9; 1), (13; 1),
(-3; -3), (10; 5), (14; 2),
(-2; 0), (12; -1), (15; 1).
(2; 1), (11; -4),
б) На каждой парте лежат карточки с заданием и системой координат, на которой нужно построить (изобразить) точки с заданными координатами, являющиеся «звёздами» конкретного созвездия. А затем сообщить сведения о созвездиях, связанные с происхождением их названий.
Созвездие Лев
А(7,6; 0,7), В(8,2; 0,6), С (8,6; 1,2), Д(8,6; 1,7), Е(8; 2,5),
F(10,4; 2,8), K(11,5; 3,1), L(10,5; 2,4).
Соединить точки L и Д.
В этом созвездии запечатлён Немейский Лев, над которым одержал победу Геракл.
Созвездие Близнецы
А(4,1; 1,3), В(4,8; 2,2), С(6,3; 3,1), Д(6,7; 2,4), Е(5,4; 1,3),
F(5; 0,7).
Соединить точки F и А.
Созвездие названо в честь двух неразлучных братьев, сыновей Елены Прекрасной – Кастора и Полидевка.
Большая Медведица
А(1; 1), В(0,8; 1,7), С(1,7; 2,2), Д(2,1; 1,7), Е(2,8; 1,8),
F(3,4; 1,7), К(4; 2,2).
Соединить точки Д и А.
Согласно греческому мифу это созвездие олицетворяет прекрасную нимфу Каллисто, превращённую Зевсом в Медведицу, чтобы спасти её от мести богини Геры.
Малая Медведица
А(2; 0,2), В(2,4; 0,6), С(3; 0,7), Д(3,2; 1,1), Е(3,2; 1,7),
F(3,7; 1,7), L(3,7; 1).
Соединить точки L и Д.
Созвездие известно как Малый Ковш, последняя звезда в «ручке» которого – Полярная.
Орион
А(0,6; 2), В(0,5; 3,7), С(1,64 3,6), Д(2,9; 4), Е(3,4; 3,2),
F(3; 2,7), К(1,8; 2,7), L(1,6; 2,4), М(1,7; 3,2).
Соединить точки L и А; С, М и К.
В греческой мифологии Орион – сын Посейдона и Эвриалы, великий охотник.
Телец
А(1,5; 3), С(1,6; 1), Д(1,7; 0,5), Е(1,8; 0,3), F(2,1; 0,6),
К(2,2; 0,8), В(2,8; 2,8).
Соединить точки В и С.
Созвездие названо в честь быка, на котором Европа переплыла море и попала к Зевсу на остров Крит.
Возничий
А(0; 0), В(0; 1,7), С(1; 1,8), Д(1,3; 0,8), Е(0,8; 0,3). Соединить точки Е и А.
В мифологии Возничим, имя которого носит созвездие, считается бог моря Посейдон.
Персей
А(0,8; 0,4), В(1; 1), С(1,5; 1,3), Д(2,5; 1,6), Е(3; 1,4),
F(3,6; 1,4), К(4,2; 1,5), L(2,4; 0,5).
Соединить точки Е и L.
Персей – сын Зевса и Данаи, спас Андромеду от чудовища.
Кассиопея
А(0; 2,5), В(0,3; 1,8), С(0,7; 2), Д(0,8; 1,3), Е(1,4; 1,5).
Кассиопея была женой царя Цефея и матерью Андромеды.
Цефей
А(0; 2), В(1,3; 2), С(2,1; 1,4), Д(1,5; 0,4), Е(0,5; 1).
Соединить точки Е и А.
Цефей – мифический эфиопский царь, супруг Кассиопеи, отец Андромеды.
Созвездие Треугольник
А(8,3; 1,3), В(9; 1,5), С(9,8; 0,9).
Созвездие образовано тремя крупнейшими городами, которые богиня плодородия Деметра попросила Зевса перенести на небо.
Ящерица
А(0,3; 0,6), В(0,6; 1), С(0,8; 1,5), Д(0,8; 2), Е(0,9; 2,5),
F(1; 3), К(1,5; 3,2).
Ящерица – изящное млекопитающее, занимающее очень мало места на небе.
После выполнения задания на доске составляется карта звездного неба.
IV. Математический диктант на 2 варианта.
1 вариант 2 вариант
1. Ось х – это… 1. Ось у – это…
2. Ордината-это координата… 2. Абсцисса-это координата…
3.Расположение координаты х: 3, Расположение координаты у:
4.В каком координатном угле расположена точка, координаты которой:
(-7; 2)? (4; -1)?
5. Запишите координаты точки, изображённой в координатной плоскости
(2; -4) (-3; -5).
IV Самостоятельная работа.
Выбрать задание определённого уровня сложности: на «3», на «4» или на «5», отметить точки в координатной плоскости, соединить их, получив какую-либо фигуру.
VI Итог урока:
- подсчет баллов в оценочных листах,
- комментирование оценок,
- домашнее задание: самостоятельно нарисовать (изобразить) фигуру в координатной плоскости, записав соответственные координаты.
VII Рефлексия:
Продолжи предложение