kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по информатике в 5 классе "Метод координат"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Метод координат

Место данного урока в системе знаний.

В 5 классе на изучение программного материала по теме «Информация вокруг нас» отводится 12 часов. Урок «Метод координат» является третьим в изучении темы и закрепляет сведения о числовом способе кодирования информации. Не все учащиеся легко воспринимают  материал, т.к. тема довольно сложная, требующая систематической отработки навыков и умений. Данная тема присутствует в контрольно-измерительных материалах ГИА. Полученные навыки формируют общие сведения о методе координат, который далее будет рассматриваться в курсе математики.
На уроке рассматриваются такие ключевые слова как «код», «кодирование», «способы кодирования», «координата». Устанавливается алгоритм работы с координатами в ходе выполнения практической работы.

Цели и задачи:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные на предыдущем уроке;
  • объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования информации;
  • закрепить знания учащихся о методе координат;
  • подчеркнуть, что за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации: графический, числовой и символьный.
  • выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.

Тип урока: урок актуализации и закрепления новых знаний.

Форма обучения: беседа, индивидуальная, практическая работа.

Методы и приемы обучения: частично- поисковый, беседа, практические задания.

Оборудование: рабочее место учителя; презентация;

рабочие места ученика с программой «Метод координат»; карточки с заданием

Определение целей и задач урока, их соответствие целям обучения информатике в 5 классе.

Данный урок по структуре – урок систематизации и обобщения изученного материала, по дидактической цели - урок   актуализации и закрепления знаний, формирования навыков. Цели и задачи урока соответствуют целям обучения курса информатики в 5 классе. Поставленные цели и задачи  реализовывались на протяжении всего урока,  в форме диалога учителя с классом, в форме индивидуальной работы учащихся. С целью закрепления ранее усвоенных знаний была организована самостоятельная практическая работа в программе «Координатная плоскость». Обобщение материала по изученной теме проводились через проблемные вопросы. На уроке осуществлялась деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

В ходе урока реализованы следующие задачи:  развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. Логическое мышление, творческое воображение  развивалось при работе с иллюстративным материалом, ответно-вопросной формой, через самостоятельную формулировку выводов.  Учащиеся показали средний уровень усвоения материала, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. Взаимоотношения учителя и учащихся доверительные и дружеские.

На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья учащихся. В ходе урока проведена физкультминутка, организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. На заключительном этапе урока, для успешности каждого ребёнка, была проведена рефлексия. Формирование положительного отношения и мотивации к учебе достигается за счет отбора материала, соответствующего возрастным особенностям учащихся и формы поощрения за хороший результат при выполнении заданий. Таким образом, поставленные цели и задачи способствуют реализации принципа развивающего обучения: развитию внимания, речи и логического мышления.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- словесный (беседа, рассуждение, самоанализ (сравнение полученного результата с образцом);
- проблемный (проблемные вопросы на этапе подготовки к представлению материала в вопросно-ответной форме);
- практический (решение заданий по принципу соревнования в процессе закрепления материала);
- иллюстративный (обобщение материала с опорой на слайды);
- частично-поисковый (установление связей при выполнении  заданий);
-стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся).

Целесообразность использования ИКТ на уроке информатики:

  1. . Повышает эффективность обобщения и систематизации материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного материала.
    2. Увеличивает активность и интерес учащихся в процессе обучения.
    3. Воспроизводит связи информатики с другими областями знаний.
    4. Меняет характер взаимодействия учителя и ученика, формирует  новый стиль общения - сотрудничество.

Мотивация обучения

1. На этапе актуализации опорных знаний задаются вопросы, которые способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, внимание учащихся.
2. При подготовке к закреплению и систематизации материала эффективны проблемные вопросы, порождающие познавательную потребность, требующие поиска ответов.
3. На этапе систематизации знаний были использованы различные виды работы: самостоятельная работа в программе «Координатная плоскость», презентация с анимацией, что способствовало прочному усвоению, закреплению и  обобщению знаний.
4. На завершающем этапе урока - рефлексия, объективное оценивание самого себя, что способствует активности в подведении итогов.

Оценка деятельности учащихся.

Оценка деятельности  учащихся осуществлялась удовлетворение итогами практической работы, словесными методами поощрения и поддержки со стороны других учащихся, позитивным эмоциональным настроем, мотивировалась словом учителя. Выставление оценок осуществлялось на заключительном этапе урока. Самые активные и знающие материал учащиеся, успешно выполнивших практическую работу получили высокую оценку за урок.

Целесообразность и эффективность домашнего задания.

Домашнее задание необходимо, так как оно является продолжением урока. Учащиеся закрепят знания о координатах. Инструктаж необходим для успешного выполнения  домашнего задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике в 5 классе "Метод координат" »

Тема: Метод координат 5 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

  • познакомиться с прямоугольной системой координат,

  • научиться обозначать точки в системе координат;

  • декодировать графическое изображение заданных с помощью координатных точек;

  • формировать практические навыки

Развивать:

  • мыслительную деятельность учащихся;

  • память;

  • внимание.

Воспитывать:

  • трудолюбие;

  • интерес к предмету.

Оборудование:

  1. Компьютеры

  2. Учебник Л.Босова. Информатика. 5 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004

  3. Рабочая тетрадь по информатике и ИКТ. 5 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  4. Раздаточный материал: заготовки координатной плоскости, карточки с индивидуальными заданиями.


План урока:


I. Организационный момент.

(1 мин.)

II. Проверка домашнего задания.

(2 мин.)

III. Объяснение нового материала.

(10 мин.)

IV. Физкультминутка

(1 мин)

V. Закрепление нового материала.

(5 мин.)

V. Домашнее задание.

(1 мин.)

VII. Практическая часть.

(16 мин.)

VIII. Подведение итогов урока

(3 мин.)

IX. Рефлексия

(2 мин)

X. Выставление оценок

(1 мин)


Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Как ваше настроение? Все ли принадлежности приготовлены к уроку?

Рукопожатие – наиболее распространенное действие при приветствии. В прошлом считалось, что тем самым демонстрируются дружеские намерения – в руке нет оружия. В наше время рукопожатие не является непременным условием приветствия, хотя и используется очень часто. При встрече мужчины и женщины решение о рукопожатии принимает женщина.

Давайте поприветствуем друг друга.

Улыбнулись друг другу и в добрый путь!


  1. Проверка домашнего задания

Сейчас ваша задача – показать, как вы усвоили материал прошлого урока. Вспомните, с каким понятием вы познакомились на предыдущем уроке? (Кодирование)

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое информация? (Информация- это сведения об окружающем на мире) с. 10

  2. Какие виды информации по форме представления вы знаете? (числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация ) с.10

  3. Что такое код? (Код- это система условных знаков для представления информации)с. 28

  4. Что такое кодирование? (Кодирование- это представление информации с помощью некоторого кода) с. 28

  5. Какие способы кодирования вы знаете? (графический, числовой, символьный) с. 29

  6. Как мы кодируем информацию? (Привести примеры различных систем кодировки).

  1. Объяснение нового материала

Мы поговорили о разных способах кодирования информации с помощью различных систем кодирования. Возникает вопрос: Как закодировать графическую информацию?

Действительно, рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации.

Для того, чтобы узнать как он называется вам необходимо декодировать сообщение, это и будет темой урока

14-6-20-16-5 12-16-16-18-5-10-15-1-20

Алфавит русский нумерованный (пронумерованный) по порядку.

А- 1

Б -2

В- 3

Г- 4

Д-5

Е -6

Ё- 7

Ж -8

З- 9

И- 10

Й- 11

К- 12

Л- 13

М -14

Н -15

О -16

П -17

Р- 18

С -19

Т- 20

У -21

Ф -22

Х -23

Ц -24

Ч- 25

Ш- 26

Щ -27

Ъ -28

Ы- 29

Ь- 30

Э -31

Ю -32

Я -33

-

-


Итак, тема нашего урока: «Метод координат». Сегодня на уроке мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел.

Любая, в том числе и графическая, информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы “связать” числа и точки, используют системы координат. Простейшую их них — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики.

Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Её также называют прямоугольной декартовой системой координат — в честь французского математика Рене Декарта

Нарисуем на листе в клетку две перпендикулярные оси, точку их пресечения обозначим через О. На уроках математики с этой системой координат вы будете работать начиная с 6 класса. Если сейчас запомните, то вам легко будет заниматься в дальнейшем.

Сколько углов вы видите?

Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Давайте посчитаем их справа налево. Далее мы будем работать только в первой координатной четверти.

Горизонтальная ось называется осью ОХ, в математике – ось абсцисс, вертикальная – осью ОY – ось ординат. Место пересечения осей ОХ и ОY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 (ноль). На координатных осях выбираем единичный отрезок и отмечаем цифрой 1.

Давайте отметим на координатной плоскости точки. Каждая точка имеет свой точный адрес, например, А (х,у). Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе – по оси ОY. Эти числа называются координатами точки. А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси ОY).

Теперь перед нами стоит еще одна задача: научиться строить изображения в прямоугольной системе координат. Сначала научимся строить точки.

Итак, точка имеет две координаты: по оси ОХ и по оси ОY. Запомните: сначала заходим в подъезд, потом поднимаемся на этаж.


Посмотрите на экран: вы видите точку А, с координатами х и у. Давайте узнаем чему равно х и чему равно у. Для этого мы спускаем прямую на ось ОХ и на ось ОY. Получается, что точка А с координатами 3,5. А теперь постоем точку В с заданными координатами х=5, у=3.


Задача 1.

Координаты точек 1(4;1), 2(4;2), 3(1;2), 4(5;5), 5(9;20), 6(6;2), 7(6;1), 8(2;5), 9(5;8), 10(8;5)

Построить изображение по заданным координатам и соединить полученные точки по заданному пути.

Точки: 1(4;1), 2(4;2), 3(1;2), 4(5;5), 5(9;20), 6(6;2), 7(6;1)

Соедини:1→2→3→4→5→6→7→1

Точки: 8(2;5), 9(5;8), 10(8;5)

Соедини: 8→9→10→8

Что вызвало затруднения? Что непонятно? Какие вопросы?


  1. Физкультминутка

Танец маленьких утят


  1. Закрепление нового материала

Попробуйте теперь сами построить изображение. Проверьте, как вы поняли новый материал.

Задание: РТ: № 34 (вариант 3).

Учащиеся самостоятельно под контролем учителя строят изображение. Для учеников, которые быстро выполнили задание, раздаются карточки с дополнительным заданием, в котором дан рисунок в координатной плоскости. Надо определить координаты опорных точек записать их. Так и компьютер запоминает числовые координаты нарисованных вами точек.

  1. Домашнее задание

Домашнее задание: 1. § 1.8 – прочитать, ответить устно на вопросы 1-3.

  1. РТ: № 34 (вариант 5-6).

  2. Творческое задание: нарисовать в прямоугольной системе координат простой рисунок. Определить и записать координаты опорных точек.

  1. Практическая часть

Потренируемся строить точки на координатной плоскости, для этого мы будем пользоваться электронным практикумом «Координатная плоскость». Если каждый обучающийся правильно укажет точку на координатной плоскости, то в результате должен получиться рисунок, который они выберут.

  1. Подведение итогов урока

Подведем итог урока о том, что нового вы узнали.

  1. Как называется плоскость, которую образуют две координатные прямые при пересечении под прямым углом в начале отсчета?

  2. Как называется координата х?

  3. Как называется координата у?

  4. Как записываются координаты точки в математике, информатике?

  5. Где вам больше понравилось рисовать в тетрадях или на компьютере?



  1. Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

  1. Выставление оценок




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по информатике в 5 классе "Метод координат"

Автор: Макарова Оксана Александровна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока"Метод координат" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-mietod-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "105819"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402913850"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока с разработками по теме "Координатная плоскость" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-s-razrabotkami-po-tiemie-koordinatnaia-ploskost"
    ["file_id"] => string(6) "140295"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417933499"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Представление информации в компьютере "
    ["seo_title"] => string(44) "priedstavlieniie-informatsii-v-komp-iutierie"
    ["file_id"] => string(6) "189886"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427044455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства