Урок по теме "Масштаб" позволяет применять теоретические знания на практике – закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания; решение практических расчетных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Масштаб"»
Урок математики в 6-м классе по теме: "Масштаб"
Цели урока:
Обучающие:
Знать определение понятия масштаба
Научить определять масштаб, расстояние по карте, выбирать оптимальный маршрут на местности
Применять теоретические знания на практике – закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания; решение практических расчетных задач;
Воспитательные:
воспитывать:
Самостоятельность организации учебной деятельности, владения навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей;
Формировать качества личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление.
Развивающие:
Развивать владение предметной речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
Расширять кругозор, формировать целостные представления о мире;
Повышение любознательности детей, стремление к использованию приобретенного на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Ход урокаI.Организационный момент.II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
Домашняя работа. Задание. Измерить длину и ширину своей комнаты. Начертите в тетради план этой комнаты.
Проверка домашнего задания:(проблемная ситуация).
- В чём были затруднения?
При изображении местности на листе бумаги приходится расстояния уменьшать и давать их в сантиметрах и миллиметрах. Для этого надо выбрать масштаб. Кто из курса географии вспомнил понятие «масштаб», я думаю, справились с заданием. А кто не справился, то сегодня на уроке этому научится. Что необходимо знать, что бы выполнить домашнюю работу. Ребята называют тему. Учитель объявляет тему урока и просит учащихся вспомнить все, что они знают об упомянутом термине (любые возникшие ассоциации), подумать, на каких предметах они уже встречались с данным понятием и для чего его применяли (учащиеся должны вспомнить о данном понятии в связи с предметом география и попытаться пояснить для чего используется масштаб).
Для успешного изучения нового материала . Вам необходимо ответить на вопросы.
Что такое отношение? (Частное двух чисел)
Какие величины можно сравнивать? В одних единицах измерения)
Что такое пропорция? (Равенство двух отношений)
Основное свойство пропорции? (произведение крайних равно произведению средних)
Найдите неизвестный член пропорции? (14)
Перевод единиц измерения.
1 км=1000м=100 000см --вывесить на доску32 000 000 см= 32 0 000м=320км600 000см=6 000м=6 кмСлайд № 5. Тема урока: «Масштаб» I II. Изучение нового материала Очень часто в жизни приходится использовать увеличение или уменьшение для создания различных видов изображений реальных объектов. Мы не можем нарисовать на альбомном листе человека того роста, который он имеет, нам необходимо уменьшить реальный объект для его изображения; а если мы захотим нарисовать божью коровку, то нам придется на рисунке увеличить ее размеры относительно реальной. Для того, что бы точно и умело выполнять уменьшения и увеличения необходимо использовать в работе приемы масштабирования, то есть меть создавать масштабное изображение. Сегодня на уроке мы будем с этим знакомиться, и для начала давайте разберемся с определением понятия «МАСШТАБ» Определение масштаба дает учитель:
Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности. Например, обозначение масштаба М 1:100 будет говорить о том, что 1 см изображения соответствует 100 см реального объекта (обращается внимание учащихся на обязательное совпадение единиц измерения) Прочтите, пожалуйста, записи и объясните их смысл М 1:1000, М 1:4, М 2:1, М 4:1 Какие из записанных масштабов можно применять для увеличения, а какие для уменьшения? Почему вы так думаете? Дети высказывают мнения, далее делается общий вывод: Если в записи масштаба вторая величина больше первой, то данный масштаб дает уменьшение реальных размеров и наоборот. Где, на ваш взгляд, могут применяться увеличивающие и уменьшающие масштабы?
Записать коротко в виде формулы - Что показывает масштаб? Во сколько раз расстояние на карте меньше расстояния на местности.Виды масштабов: Числовой, именованный, линейныйЧитай правильно - учитель даёт образец, дети читают примерыСлайд №10. Виды карт (крупномасштабные и мелкомасштабные) – Какими величинами различаются карты? - Расставьте масштабы?Сделайте вывод: чем крупнее масштаб, тем мельче изображение.IV. Физминутка Слайд №11.V.Первичное закрепление.
Создается проблемная ситуация Перед вами карта Благоварского района, представляющая(карты раздаются учащимся на столы) Найдите пожалуйста на этой карте наше село и определите на каком расстоянии оно находится от с. Языково. Дети пытаются выполнить задание и приходят к выводу, что определить расстояние по данной карте невозможно, т. к. неизвестен ее масштаб Действительно при копировании уголок с указанием масштаба был потерян и пользоваться картой стало невозможно, но мы наверняка сможем сделать эту карту пригодной для работы, если воспользуемся информацией о том, что расстояние от нашего поселка до с. Языково примерно 18 км. Для начала попробуем четко сформулировать поставленную перед нами задачу:
Определить масштаб карты, если расстояние от с.Первомайска до с.Языково.18 км.
План решения задачи
Найти указанное расстояние по карте в см
Перевести расстояние на местности в см
Составить отношение расстояния на карте к расстоянию на местности
Для искомого масштаба расстояние по карте обозначить 1, а реальное расстояние считать неизвестным
Найти неизвестное масштабное данное их составленной пропорции
Хорошо, план действий у нас есть, этот план можно наглядно увидеть, составив удобную краткую запись, которая нам поможет при решении любой задачи, связанной с масштабами:
Наименование
Длина см
М
карта
3
1
местность
18
х
Решение:
Ответ:1:600000.
Демонстрируется фотографияс видом с.Первомайский. Учащиеся представляют краткую информацию о селе.
Расстояние на карте между с.Языково и с.Благовар 3 см. Найти расстояние между селениями на местности, если масштаб карты равен 1: 500 000
Наименование
Длина см
М
Карта
Х см
1
местность
15 км
500 000
Решение:
Демонстрируется фотографияс видом с.Языково. Учащиеся представляют краткую информацию о селе.
Ответ:3см.
Все предложенные задачи решаются и остаются на доске. После решения задач подводится предварительный итог урока, дети еще раз просматривают решения и отвечают на вопросы:
Какое математическое выражение необходимо составить для решения задачи с масштабом?
Какие строки должны присутствовать в оформлении краткой записи для задачи на масштаб?
Какие столбцы необходимо выделить в краткой записи?
Необходимо ли при решении задачи на масштабы учитывать размерность отрезков?
Какие данные необходимо иметь, что бы восстановить масштаб карты?
Как составляется пропорция для определения реального расстояния, или расстояния на карте?
Самостоятельная работа:
А)В нашем классе учатся ребята из деревни Санны, д. Амирово, из Первомайска. И чтобы добраться до школы ребята преодолевают путь из д.Санны - 5 км, из д.Амирово -11 км, а Юле надо пройти 600 м от дома. Найдите расстояние на карте, если масштаб равен 1: 5000.
Б) Сколько времени потребуется ученикам нашей школы, чтобы добраться на автобусе до школы, если скорость автобуса 60 км/ч.( 45км/ч).
Наименование
Длина см
М
карта
местность
VI.Контроль(самоконтроль и самооценка)
Выполнение самостоятельной работы
- Какое событие готовится провести наша страна этой зимой? – олимпийские игры
-Давайте сами составим задачу.
Решение задачи:
Определить масштаб карты, если расстояние от г. Уфы до д.Санны 80км, а на карте 4 см.
Дети попарно решают задачу, затем проверяем совместно.
V I I. Домашнее задание Сегодня мы с вами не только познакомились с темой масштаб, но и совершили небольшое путешествие по Благоварскому району. Я предлагаю вам продолжить это путешествие дома: составить задачу по теме Масштаб используя карту Благоварского района
V II. Подведение итогов занятия. Рефлексия учащихся (составление синквейна-пятистрочие)