Цели урока: 1. Предметные – Формировать знание о географической карте как источнике географической информации. Закрепить и систематизировать понятия «географическая карта», «легенда карты», «градусная сетка». Формировать метапредметные компетенции по чтению карты, определению географического положения природных объектов, ориентированию по карте.
2. Создать условия для развитияУУД:
а)личностных – осознание того, что география – наука, позволяющая ориентироваться в мире и решать вопросы взаимоотношения человека, природы и общества; формирование географического мышления: освоить способы ориентирования с помощью карты; умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности.
б)познавательных – поиск информации с помощью компьютерных средств (www.prlib.ru –Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина), структурирование знаний.
в) регулятивных – ожидание успешного результата в усвоении знаний, внесение необходимых корректив в план и способы действия, осознание качества и уровня усвоения знаний.
г)коммуникативных – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса или проблемы.
3. Способствовать развитию интереса к изучению географии как к учебному предмету и как области научных знаний, ориентировать в мире профессий (картограф, географ, топограф).
Ожидаемые результаты.
а) репродуктивный – систематизировать понятия «географическая карта», «легенда карты», «градусная сетка», знать и уметь демонстрировать многообразие карт.
б) конструктивный – систематизировать карты по охвату территории, содержанию и масштабу.
в) творческий – решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в группе, навыки работы с картами, текстом. Создавать на основе дополнительной информации мини проекты.
Тип урока – комбинированный. Методы обучения – частично поисковый, проблемный.
Ресурсы урока – учебник - А.А. Летягин. География. Начальный курс. Под общей редакцией В.П. Дронова, М., «Вентана-Граф», 2013,
настенная карта полушарий и мира, глобус, презентация «Географическая карта», атласы, компьютер с выходом в Интернет на сайт www.prlib.ru, мультимедиа установка.
Он на листок бумаги похож
Нашей Земли очень умный чертеж.
Горы, равнины, моря, океаны
И города есть на карте и страны.
Обращение к эпиграфу урока, (слайд №1) где указывается главная составляющая науки географии – географическая карта и формулирование цели занятия: что такое географическая карта, какие бывают карты и как, кем и для кого создаются.
Актуализация знаний и мотивация. Определяется значимость географической карты и практическое ее применение. По мере изучения учебного материала мы будем подниматься на вершину горы «Успех», самой высокой вершины мира, взбираясь, вы будете оценивать свои достижения и устанавливать флажок на той высоте, что смогли покорить. (Физическая карта мира).
Организация работы в группах. Выдаются маршрутные листы с указанием последовательности выполнения работы. Ученики самостоятельно распределяют роли.
Беседа с элементами работы с географическими источниками. Выясняется, что такое глобус как работать с ним, его недостатки и преимущества (слайд №2). Отмечаются высочайшие вершины и демонстрируются на карте. При правильных ответах «покоряются вершины» и отмечаются флажками на карте мира (по степени увеличения высоты вершин).
Работа в группах. Определяется последовательность работы, дополнительный материал к работе: учебник, атлас, глобус презентация, фонд Президентской библиотеки.
Задания для работы в группах.
Определить расстояние на глобусе с помощью масштабной линейки.
а) от северного полюса до экватора М: 1 : 50 000 000
б) от южного полюса до северного тропика М: 1 : 30 000 000
в) между северным и южным тропиками М: 1 : 30 000 000
2. Перевести именованный масштаб в численный
а) в 1см 100км б) в 1 см 1000км в) в 1см 500м
3. Перевести численный масштаб в именованный
а) 1:1000 б) 1:200000 в) 1:500
4. Ответить на вопросы:
- Какие бывают карты по масштабу?
- Как изменяется подробность карты с изменением масштаба?
- Что такое карта? (Слайд№3).
- Укажите виды карт и их свойства. (Слайд№4).
5. Решите задачу.
Судно, расположенное в координатах 200 С.Ш. и 1550 в.д., получило сигнал о штормовом предупреждении, вызванном подводным землетрясением и возможном цунами. У берегов, какого материка и в каком океане находится судно?
В каком направлении необходимо двигаться судну, чтобы как можно быстрее достичь берега?
6. Работа с материалами фонда Президентской библиотеки (www.prlib.ru).
- Проследите историю создания «Чертежной книги Сибири», созданной С.У. Ремезовым.
Демонстрация итогов работы в группах.
а) Ответы на вопросы с продвижением к вершине горы «Успех» (Эверест).
б) Демонстрация слайдов №4, №5.
в) Демонстрация материалов Президентской библиотеки.
Одним из самых ранних дошедших до нас памятников русской картографии является «Чертежная книга Сибири», составленная в 1699 – 1701годах замечательным русским географом, картографом и топографом С. У. Ремезовым и его сыновьями. Правда, свет она увидела только в 1882 году, когда была издана Археологической комиссией. Конечно, она имела некоторую условность изображения, на ней отсутствовала градусная сетка, но «чертежная книга» впервые предоставила возможность представить себе обширную территорию России, течение рек, населенные пункты, сведения о населении Сибири.
«Чертёжную книгу Сибири» Семёна Ремезова и его трёх сыновей можно смело назвать первым русским географическим атласом. Она состоит из предисловия и 23 карт большого формата, охватывающих всю территорию Сибири и отличающихся обилием и детальностью сведений. В книге представлены рукописные чертежи земель: Града Тобольска и посадов с улицами, Тобольского города, Тарского города, Тюменского города, Туринского острога, Вехотурского города, Пелымского города, и другие города и окрестности.
Закрепление.
Беседа.
- Что такое карта?
- Для каких целей они создаются?
- Какое значение имеют географические карты?
- Кому они нужны?
- В каких случаях вы обращаетесь к картам?
- Каким образом можно получить информацию, используя разные карты?
Рефлексия.
Подводится итог. Самооценка и оценка работы учеников учителем. Выясняются сложности в работе, высказываются слова поддержки. Отмечается коллективный успех совместного труда, устанавливается флажок на вершине «Успеха».
Постановка домашнего задания.
Для всех - Параграф 17, прочитать, ответить на вопросы, выполнить практическое задание на определение географического положения гор Кавказа и Урала (по вариантам) и вершин с их координатами.
По желанию – написать эссе на тему: «Какой я представляю нашу страну, глядя на физическую карту России».
Индивидуальное задание – Подготовить ответ на вопрос «Почему маршрут беспосадочного перелета чкаловцев из Москвы в Америку в 1936 году проходил через Северный полюс?»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Географическая карта" »
Технологическая карта урока по теме «Географическая карта».
Предмет – география.
Класс – 6-ой.
Автор УМК – А.А. Летягин.
Тема урока – Географическая карта.
Цели урока: 1. Предметные – Формировать знание о географической карте как источнике географической информации. Закрепить и систематизировать понятия «географическая карта», «легенда карты», «градусная сетка». Формировать метапредметные компетенции по чтению карты, определению географического положения природных объектов, ориентированию по карте.
2. Создать условия для развитияУУД:
а)личностных – осознание того, что география – наука, позволяющая ориентироваться в мире и решать вопросы взаимоотношения человека, природы и общества; формирование географического мышления: освоить способы ориентирования с помощью карты; умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности.
б)познавательных – поиск информации с помощью компьютерных средств (www.prlib.ru –Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина), структурирование знаний.
в) регулятивных – ожидание успешного результата в усвоении знаний, внесение необходимых корректив в план и способы действия, осознание качества и уровня усвоения знаний.
г)коммуникативных – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса или проблемы.
3. Способствовать развитию интереса к изучению географии как к учебному предмету и как области научных знаний, ориентировать в мире профессий (картограф, географ, топограф).
Ожидаемые результаты.
а) репродуктивный– систематизировать понятия «географическая карта», «легенда карты», «градусная сетка», знать и уметь демонстрировать многообразие карт.
б) конструктивный – систематизировать карты по охвату территории, содержанию и масштабу.
в) творческий – решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в группе, навыки работы с картами, текстом. Создавать на основе дополнительной информации мини проекты.
Тип урока – комбинированный. Методы обучения – частично поисковый, проблемный.
Ресурсы урока – учебник - А.А. Летягин. География. Начальный курс. Под общей редакцией В.П. Дронова, М., «Вентана-Граф», 2013,
настенная карта полушарий и мира, глобус, презентация «Географическая карта», атласы, компьютер с выходом в Интернет на сайт www.prlib.ru, мультимедиа установка.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые учебные действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые учебные действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые учебные действия
Формируемые способы деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
Актуализация знаний
Предлагаются вопросы: Что такое план местности, глобус, чем они отличаются, условные знаки?
Предлагают ответы.
Анализировать и выделять отличительные признаки.
Взаимодействуют с учителем при опросе.
Высказывать свое мнение.
Самостоятельный контроль при выполнении задания.
Определять самостоятельно степень успешности выполнения своей работы.
Целеполагание
Подведение учеников к формулированию темы урока и постановке учебных задач в ходе беседы.
Отвечают на вопросы, формулируют свое мнение.
Выделять главную информацию из разных источников, выдвигать гипотезу и обосновывать ее.
Взаимодействуют с учителем при опросе.
Слушать собеседников.
Контролируют правильность предлагаемых ответов.
Уметь слушать в соответствии с целями урока. Принимать и сохранять сформулированную учебную цель.
Освоение нового учебного материала
1-ый этап.
2-ой этап.
Распределяет учеников по группам и предлагает задания.
Предлагает продемонстрировать итоги своей работы.
Выполняют задания индивидуально.
Представляют результат своей исследовательской работы.
Отбирают нужную информацию и структурируют ее.
Анализировать и выделять существенные признаки, обобщать.
Объединяются в группу, распределяют роли, взаимодействуют друг с другом при решении общей задачи.
Заслушивают ответы, задают вопросы, уточняют.
Работать в группе в разных ролях, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективное решение.
Высказывают свое мнение, аргументируют.
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Осуществляют самоконтроль.
Выдвигать свои версии, определять пути и средства при решении проблемы, планировать свою деятельность.
Определяют степень успешности выполнения работы.
1
2
3
4
5
6
7
8
Закрепление знаний и способов действий
Обеспечивает усвоение знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Отвечают на проблемные вопросы, анализируют ответы, формулируют свою аргументированную точку зрения.
Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха.
Рефлексия
Анализирует деятельность обучающихся, предлагает ученикам произвести самооценку своей деятельности.
Анализировать и выделять существенные признаки, обобщать.
Высказывать свою точку зрения.
Проводят самооценку своей деятельности на уроке.
Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха.
Постановка домашнего задания.
Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания, предлагает творческое задание, индивидуальные задания.
Он на листок бумаги похож
Нашей Земли очень умный чертеж.
Горы, равнины, моря, океаны
И города есть на карте и страны.
Обращение к эпиграфу урока, (слайд №1) где указывается главная составляющая науки географии – географическая карта и формулирование цели занятия: что такое географическая карта, какие бывают карты и как, кем и для кого создаются.
Актуализация знаний и мотивация. Определяется значимость географической карты и практическое ее применение.По мере изучения учебного материала мы будем подниматься на вершину горы «Успех», самой высокой вершины мира, взбираясь, вы будете оценивать свои достижения и устанавливать флажок на той высоте, что смогли покорить. (Физическая карта мира).
Организация работы в группах. Выдаются маршрутные листы с указанием последовательности выполнения работы. Ученики самостоятельно распределяют роли.
Беседа с элементами работы с географическими источниками. Выясняется, что такое глобус как работать с ним, его недостатки и преимущества (слайд №2). Отмечаются высочайшие вершины и демонстрируются на карте. При правильных ответах «покоряются вершины» и отмечаются флажками на карте мира (по степени увеличения высоты вершин).
Работа в группах. Определяется последовательность работы, дополнительный материал к работе: учебник, атлас, глобус презентация, фонд Президентской библиотеки.
Задания для работы в группах.
Определить расстояние на глобусе с помощью масштабной линейки.
а) от северного полюса до экватора М: 1 : 50 000 000
б) от южного полюса до северного тропика М: 1 : 30 000 000
в) между северным и южным тропиками М: 1 : 30 000 000
2. Перевести именованный масштаб в численный
а) в 1см 100км б) в 1 см 1000км в) в 1см 500м
3. Перевести численный масштаб в именованный
а) 1:1000 б) 1:200000 в) 1:500
4. Ответить на вопросы:
- Какие бывают карты по масштабу?
- Как изменяется подробность карты с изменением масштаба?
- Что такое карта? (Слайд№3).
- Укажите виды карт и их свойства. (Слайд№4).
5. Решите задачу.
Судно, расположенное в координатах 200 С.Ш. и 1550 в.д., получило сигнал о штормовом предупреждении, вызванном подводным землетрясением и возможном цунами. У берегов, какого материка и в каком океане находится судно?
В каком направлении необходимо двигаться судну, чтобы как можно быстрее достичь берега?
6. Работа с материалами фонда Президентской библиотеки (www.prlib.ru).
- Проследите историю создания «Чертежной книги Сибири», созданной С.У. Ремезовым.
Демонстрация итогов работы в группах.
а) Ответы на вопросы с продвижением к вершине горы «Успех» (Эверест).
б) Демонстрация слайдов №4, №5.
в) Демонстрация материалов Президентской библиотеки.
Одним из самых ранних дошедших до нас памятников русской картографии является «Чертежная книга Сибири», составленная в 1699 – 1701годах замечательным русским географом, картографом и топографом С. У. Ремезовым и его сыновьями. Правда, свет она увидела только в 1882 году, когда была издана Археологической комиссией. Конечно, она имела некоторую условность изображения, на ней отсутствовала градусная сетка, но «чертежная книга» впервые предоставила возможность представить себе обширную территорию России, течение рек, населенные пункты, сведения о населении Сибири.
«Чертёжную книгу Сибири» Семёна Ремезова и его трёх сыновей можно смело назвать первым русским географическим атласом. Она состоит из предисловия и 23 карт большого формата, охватывающих всю территорию Сибири и отличающихся обилием и детальностью сведений. В книге представлены рукописные чертежи земель: Града Тобольска и посадов с улицами, Тобольского города, Тарского города, Тюменского города, Туринского острога, Вехотурского города, Пелымского города, и другие города и окрестности.
Закрепление.
Беседа.
- Что такое карта?
- Для каких целей они создаются?
- Какое значение имеют географические карты?
- Кому они нужны?
- В каких случаях вы обращаетесь к картам?
- Каким образом можно получить информацию, используя разные карты?
Рефлексия.
Подводится итог. Самооценка и оценка работы учеников учителем. Выясняются сложности в работе, высказываются слова поддержки. Отмечается коллективный успех совместного труда, устанавливается флажок на вершине «Успеха».
Постановка домашнего задания.
Для всех - Параграф 17, прочитать, ответить на вопросы, выполнить практическое задание на определение географического положения гор Кавказа и Урала (по вариантам) и вершин с их координатами.
По желанию – написать эссе на тему: «Какой я представляю нашу страну, глядя на физическую карту России».
Индивидуальное задание – Подготовить ответ на вопрос «Почему маршрут беспосадочного перелета чкаловцев из Москвы в Америку в 1936 году проходил через Северный полюс?»