Проверка готовности к уроку. Прозвенел звонок. Вот и начался урок. Дружно все мы подтянулись и друг другу улыбнулись, С мыслями мы собрались, За работу принялись. -12 1. Выполни операцию: 96 ? ? 2. Определи операцию: 43 50. 3. Найди неизвестное число. Я задумала число, прибавила к нему 15, вычла 7 и прибавила 13, получилось 51. Какую операцию нужно выполнить, чтобы найти задуманное число? (Выполнить обратную операцию) +15 -7 +13 Х 45 38 51 -15 +7 -13 4. Сегодня, ребята, мы встретимся с нашей старой знакомой. А какой – вы узнаете, выполнив программу действий. Кто быстрее заполнит цепочку? +7 -15 +96 -60 +3 -30 12 +13 - Подставьте под числа буквы: 19 – е 4 – л 13 – н 40 – ч 12 – в 26 – а 100 – и 43 – и - Какое слово получилось? -Величина. - Молодцы! - Что такое величина? (Количественная характеристика предметов, то, что можно сравнить – больше, меньше или равно). - Какие способы сравнения величин вы знаете? («На глаз», непосредственно, с помощью измерений). - Как измеряют величину? (Выбирают мерку и узнают, сколько раз мерка в ней уложится). - Какие величины вы знаете? (Длина, масса, объём). Рассуждение. Величины «Да или нет». Длина Да Единицы измерения м, дм, см. Цвет Нет Нет единиц измерения. Объём Да Единица измерения - литр. Температура Да Единица измерения - градус. Аппетит Нет Нет единицы измерения. Масса Да Единица измерения грамм, килограмм. Площадь Да -Чему равна масса котёнка в мышатах, в воробьишках? (7 мышат, 5 воробьишек) - Разве котенок становится тяжелее, когда его измеряют другой меркой? (Нет, просто воробей тяжелее мышонка, поэтому получилось меньшее число). - Какое правило надо помнить при сравнении величин? (Для измерения любой величины надо выбрать мерку – единицу измерения. При разных мерках получаются разные ответы. Поэтому сравнивать, складывать и вычитать величины можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками). - Какие общепринятые единицы массы вы знаете? (Килограмм) - А единицы объёма? (Литр). - Как вы понимаете, что объём банки равен, например, 3 литрам? (В банку входит три литра жидкости). - Давайте измерим объём банки в стаканах, в чашках. ( б = 5 с , б =10 ч) - Какие общепринятые единицы длины вы знаете? (Сантиметр, дециметр, метр). - Измерьте длину парты в ладонях, в дециметрах. (Дети должны практически продемонстрировать понимание ими смысла измерения). - Какие результаты получились? (Ответы детей). - Можно ли «на глаз» определить, что занимает больше места – поверхность доски или стола? (Конечно, доски). - Кто знает, как об этом говорят математики? (У доски больше площадь). - «Площадь фигур» – это тема нашего сегодняшнего урока. - Приходилось ли вам в жизни сравнивать площади? (Да. Можно сравнивать площадь комнат, участков и т.д.) - Возьмите круг и треугольник. - Какая из этих фигур больше? Докажите. (Площадь круга больше, так как треугольник полностью уложился в нем). В А - Сравните по площади прямоугольники А и В, которые лежат в конверте. 4 см 3см В А А 4 см 4 см 5 см 4 см - Можно ли измерить площади прямоугольников А и В на «глаз», а непосредственным наложением? (Нет). - Какое затруднение возникло при решении этого вопроса? (Больше или меньше места занимают фигуры на плоскости?) - Чтобы сравнить данные фигуры по площади, надо научиться её измерять. - Цель урока: научиться измерять площадь фигуры. - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы измерить площадь фигур А и В? (Выбрать мерку – единицу измерения. С её помощью измерить площади данных фигур). - Такой меркой будет квадрат со стороной 1 см. а - Измерьте площадь каждого прямоугольника с помощью мерки. - Какова площадь прямоугольника А, В? (А=15а, В=16а) - К какому выводу мы пришли? (Площадь прямоугольника В больше, чем площадь прямоугольника А). - Измерьте площадь прямоугольника m сначала клеточками (а), а потом полосками (в и с). (Выполняется с комментированием в громкой речи). - Каковы результаты измерения? m=6a m=3в m=2c Вывод: увеличение мерки приводит к уменьшению значения измеряемой величины. Выполним задание в учебнике. (С комментированием в громкой речи). (Детям даётся пояснение, что знак = - это математический символ, заменяющий слова «следовательно», «поэтому», «значит» и делающий запись более удобной. - А теперь поработаем самостоятельно, в парах, с последующей самопроверкой. - Были ли затруднения? - Чем они вызваны? 1. Составь программу действий и вычисли. а) 563+278-(195+134) ( у доски с комментированием). 2. Решение задачи. (Самостоятельно. Ответ сверяют с решением на доске). - Что нужно сделать, чтобы измерить любую величину? (Выбрать мерку – единицу измерения). - Как зависят результаты измерения от выбора мерки? (Чем больше мерка, тем меньше результат измерения, и наоборот). - Где эти знания могут вам пригодиться? - А где эти знания уже пригодились? - Что на уроке понравилось? - Какие встретились затруднения? - Почему? - Над чем ещё необходимо поработать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок и затруднений? Страница 55 (знать всё, что записано в рамочке), №9, 10, №6 (творческое). |