Урок математики
3 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: «Деление с остатком»
Цель: формирование умения выполнять деление с остатком.
Задачи:
Сформировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Сформировать умение выполнять учебные задания в соответствии с целями и задачами учебной деятельности
Создать условия для формирования познавательных компетенций: умение осуществлять анализ с выделением существенных признаков и делать вывод, умение строить рассуждения;
Создать условия для формирования коммуникативных умений: формулировать собственное мнение, слушать и понимать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формировать практические навыки деления с остатком, создать условия для определения компонента (остаток) и свойства остатка.
Разработать алгоритм деления числа с остатком.
Сформировать умение решать числовые выражения для закрепления навыка владения приёмами табличного и внетабличного умножения и деления.
Самостоятельно формулировать цель урока, оценивать свои достижения;
Формы организации урока: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
- стимулирования и мотивации познавательной деятельности, контроля и самоконтроля
- интерактивные: работа в группе
- методы организации: частично-поисковые
- наглядные: иллюстрации
- словесные: беседа, диалог.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник, экран, проектор, макеты футбольных ворот, мячей, наклейки.
Личностные УУД
- Положительная мотивация к учебной деятельности;
- Умение делать оценку и самооценку
Регулятивные УУД:
- Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, принимать и сохранять учебную задачу
- Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
- Умение формулировать цель деятельности на уроке
Познавательные УУД:
- Умение анализировать, сравнивать объекты;
- определениесвоих границы знания / незнания
- Построение речевых высказываний в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
- Умение отвечать на вопросы учителя
- уважительное отношение к мнению другого человека, принятие различных позиций в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
- Контролирование действий партнёра.
Предметные УУД:
- Выполнять умножение и деление на однозначное и двузначное число. Используя устные алгоритмы вычислений;
- Читать и составлять несложные числовые выражения;
- Выполнять деление с остатком;
- Называть компоненты действия деления с остатком.
- Решать текстовые арифметические задачи в 1-3 действия
.
Ход урока.
- Мотивация
-Выполните вычисления устно, расшифруйте слово.Это название всемирно популярной игры. (футбол)
21 х 4= е 9 56 147 888 200 3
207 - 198= ф
105 х 2= р
21 х 7= т
300 : 100= л
111 х 8= б
14 х4= у
247 + 321= м
20 х 10= 0
-Кто любит играть в футбол? Кто смотрит соревнования по футболу?
-Какой предмет необходим для игры в футбол?
(Мяч.)
- Как вы себе представляете мяч? (Предмет шарообразной формы, шьют из лоскутов разной формы из специальной непромокаемой ткани или кожи)
-Сегодня у вас будет возможность собрать свой футбольный мяч и хотя бы один раз ударить по виртуальным воротам. Мяч будете собирать из частей-лоскутов( 16 частей), учитывая успешность выполнения заданий на этапах урока. В конце урока каждый, у кого «соберётся» мяч, получит возможность забить гол, прикрепив мяч в ворота команды соперников.
- Актуализация
-В настоящее время футбол самый популярный и массовый вид спорта в мире. Среди выдающихся футболистов есть наш земляк. Дмитрий Вячеславович Лоськов - советский и российский футболист, полузащитник, российский футбольный тренер. Выступал за сборную России, участник чемпионата Европы 2004 года.
- Что ещё нужно сделать, чтобы наш класс смог сыграть в эту игру? (разделиться на команды). Обратите внимание, что мячи разного цвета.
(В классе должно быть нечётное количество учеников, если нет, то учитель тоже будет членом команды)
- Выявление места и причины затруднения
Работа в группе
-Что вызвало затруднение?
- Почему не получается 25 человек разбить на 2 команды?
(25 человек не делятся на 2 команды без остатка, один человек остается лишний.)
- Записать выражение.
-Какое алгебраическое действие мы используем, когда распределяем класс по командам?
(Деление.)
Почему не смогли решить?
-Вы уже догадались о теме нашего урока?
( «Деление с остатком».)
Сформулируйте цель и задачи урока.
4.Реализация построенного проекта
-Давайте определим, что нужно знать, чтобы правильно выполнить деление с остатком?
-Как называются компоненты при делении?
(Делимое, делитель, частное)
-Посмотрите как записывается деление с остатком в учебнике стр 98 и выполните запись в тетради.
- Как быть с классами, в которых 19, 12, 16, 15,23 человека?
-Как вы это поняли?
(Чётные и нечётные числа ( 23). Знание таблицы умножения на 2, ответов 19 и 15 нет.)
-Запишите выражения на деление с остатком. Обсудите со своим соседом по парте, правильно ли выполнили запись выражений. Сверьте свои записи с записями на доске.
На доске решённые выражения.
-Что о них можете сказать?
19:2=9(ост.1) 15: 2=6(ост.3) 23:2=11(ост.1)
-Все ли согласны с решением и записью выражений? (второе выражение решено неверно, т.к. остаток 3 можно ещё раз разделить на 2, такой остаток велик для делителя 2)
- Сделайте вывод и сравните его с выводом в учебнике на стр.99
-Запишите верное решение в тетради.
-Как вы действовали, чтобы правильно решить пример? В паре обсудите этапы алгоритма решения примера (на отдельных полосках даются этапы алгоритма)
-Расположите этапы алгоритма по порядку, если есть ошибки- исправьте.
Алгоритм деления с остатком.
- Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.
- Данное число делим на делитель. Это значение частного.
- Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток.
- Проверяем, остаток должен быть больше делителя
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА( на футбольную тематику)
5.Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи.
-Решить выражения из учебника стр.99 №4. После решения обменяйтесь тетрадями с соседом и, работая в паре, проверьте правильность решения. Обсудите свои варианты ответов, проговорите алгоритм выполнения действий, докажите свою точку зрения. За каждое правильно решённое выражение – отмечаем часть мяча.( макс. 8 частей)
6. Самостоятельная работа и самопроверка по эталону
-Используя данные числа, составьте выражения на деление, где делитель равен 5, а остаток при делении равен 2. Проверьте составленные выражения по эталону на экране.
9, 12, 7, 15, 24, 22, 27, 52
За каждое правильно составленное выражение вы отмечаете часть мяча.
12:5=2(ост.2)
7:5=1(ост.2)
22:5=2(ост.2)
27:5=5(ост.2)
52:5=10(ост.2)
-Составьте 2 своих аналогичных выражения.
(макс.7 частей)
7. Включение в систему знаний и повторения
-Наша игра приближается к концу, после матча у футболистов встреча с фанатами. Чтобы эта встреча была успешной, мы должны с вами правильно решить задачу.
Задача
(Базовый уровень)
- Поклонницы футболистов решили вручить букеты цветов. У них 20 роз. Сколько человек получат букеты из 3-х роз.
-Если вы правильно решили задачу, как на экране, то отмечаете одну часть мяча.
- А теперь попробуйте решить вторую более сложную часть задачи. Для этого вы можете объединиться в группы.
(Повышенный уровень)
- Сколько роз нужно добавить, чтобы все футболисты, участвующие в матче, получили по букету из трёх роз.
-Выполнившая задание раньше других группа (или представители группы) получит возможность выйти к доске, ознакомить остальных с правильным решением данной задачи и получит в качестве дополнительного бонуса наклейки на свои мячи с автографом известного курганского футболиста.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Вспомним, какую цель и задачи мы ставили в начале урока. Сделаем вывод, достигли ли мы поставленной цели, все ли задачи были выполнены? Какие затруднения испытывал каждый из вас?
-Давайте сделаем самооценку своей деятельности и результатов на уроке. У кого получилось за урок «собрать» все части мяча, могут выйти и забить гол, прикрепляя мячик к воротам противника.
(звучит футбольный марш).