развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.
развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
| № п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| | Организационный момент | Эмоциональный настрой на урок. - Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке. | Деление на группы «Астрологический прогноз по цвету» Дети отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся садятся на свои места, включаются в деловой ритм урока. |
| 1. Мотивационный этап: |
| | Этап актуализации | - Начать урок я хочу с притчи «Лучший рассказ» Как вы думаете, почему лишь один ученик показал на деле , то что он выучил? Желаю и вам чтобы дела ваши говорили громче ,чем слова. (показать мультфильм) (слайды 4, 5) | Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа, Эта долька — для утят, | Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура! Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто куда | Актуализация знаний Квадрат поделили на одинаковые квадратики. Какую долю квадрата составляет один квадратик (слайд 6)?  Валя пригласила на свой день рождения подруг. Она разрезала торт на 8 равных частей (слайд 7) Вера взяла одну часть, а Катя — две а) Какие доли получаются при делении на 8 равных частей? б) Какую часть торта получила Вера и какую — Катя? | Выдвигают свои варианты ответов на вопрос. Считая, дети загибают пальчики, а потом отвечают на вопросы: на сколько долек разделили апельсин? какую дольку получил еж? какую дольку получили котята? Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы (1/9, ¼, 1/12, 1/25) Отвечают на вопросы (Вера – одну восьмую, а Катя – две восьмых) |
| 1.2 | Постановка проблемы | - Названия долей мы знаем. Но мы ведь привыкли в математике все записывать. Как нам записать одна девятая, две девятых и др.? - Для записи долей используется специальная запись. А вот как она называется, мы с вами узнает, если отгадаем ребус (слайд8):  - Правильно, это дробь. | Обучающиеся сталкиваются с проблемой. Отгадывают ребус, тем самым знакомятся с новым понятием – дробь. |
| 1.3 | Целеполагание | - Ребята, открываем наши тетради и запишем в них сегодняшнее число. - А теперь скажите мне, чем же мы будем сегодня, по-вашему, изучать на уроке? - Действительно, тема нашего урока: «Доли. Обыкновенные дроби». Запишем ее в тетрадь. (слайд 9) | Отвечают на вопрос: - Дроби, доли. Цель урока: «Узнать, что такое дробь?» |
| 2. Изучение нового : |
| 2.1 | Моделирование знания | - Для того, чтобы узнать что такое «обыкновенная дробь» давайте обратимся к нашему помощнику – учебному листу, читаем материал, делаем записи в тетради, составляем вопросы. Работа с учебным текстом, фронтальная работа с классом. | Работают с учебным текстом, отвечают на вопросы сначала самостоятельно, а затем фронтально |
| 2.2 | Конструирование знания | - Как же записать долю с помощью математических знаков? - Что показывает знаменатель? (на сколько долей делят целое) - Что показывает числитель? (сколько таких долей взяли) - Назовите, какие самые часто встречающиеся доли вы знаете? - Какую часть круга составляет доля на каждом из кругов?  (слайд 10 - 16) - Прочитать дроби №. (при чтении дробей надо помнить: числитель – количественное числительное женского рода (одна, три, восемь), знаменатель – порядковое числительное (восьмая, сотая)). - Записать дроби № - работа по карточке «торт» | Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетрадях и на карточках. - Назовите числитель и знаменатель каждой дроби . - |
| | Физкультминутка. | Физминутка елочка | Обучающиеся выполняют зарядку |
| 2.3 | Исторические сведения | Исторические сведения(резерв) (слайд 18 - 19): В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик. Самостоятельная работа с фронтальной проверкой. тест | Хотите узнать, как изображались обыкновенные дроби у разных народов? Слайд 7,8,9,10,11,12 Слушают историческую справку Тест каждому ученику Ответы заполняют в бланке ответов Фронтальная проверка задания. |
| 3. Рефлексия |
| 3.1 | Домашнее задание | - Ребята, открываем ваши дневники и давайте запишем домашнее задание к следующему уроку. Учитель задает домашнее задание и объясняет ход его выполнения § | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник |
| 3.2 | Рефлексия | Дорогие ребята, давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока. А для этого нам как нельзя лучше подойдет такое стихотворение: Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать – обыкновенной. Продолжить фразу: -Что было важным на уроке…. Корзина «корзина удовлетворённости» Ребята, на доске у нас корзина, а у вас у каждого на столе есть Цветок розовый – урок прошёл полезно, плодотворно; - Цветок оранжевый – урок прошёл довольно неплохо; Цветок жёлтый -не совсем удовлетворён уроком; | Учащиеся высказывают свое мнение По окончании урока дети прикрепляют на корзине цветы |
В жизни нам нередко приходится пользоваться не только целыми числами, но и их частями (долями).
Доли — это равные части целого.
Рассмотрим круг, разделённый на четыре равных части.
| Сколько частей круга закрашено? Одна. На сколько частей разделён целый круг? На четыре части. Какая часть целого круга закрашена? Ответ: | Число, стоящее над дробной чертой, называется числителем. Числитель показывает, сколько долей взяли (закрасили) у целого. Число, стоящее под дробной чертой, называется знаменателем. Знаменатель показывает, на сколько равных долей разделено целое. |
| Запомните! Чтобы запомнить, что знаменатель — это нижняя часть дроби, выучите стихотворение: Знамёна упали, знаменатель — внизу, А числа сражались, числитель — вверху | Этот круг разделён на 8 равных долей. Значит, знаменатель дроби будет равен 8. В круге закрашено три части — значит числитель будет равен 3. Иными словами, в круге закрашено 3/8 круга. Обыкновенные дроби тесно связаны с единицами измерения. 1 метр содержит в себе 100 см. Что означает, что 1 м разделён на 100 равных долей. Таким образом 1 см = 1/100 м (один сантиметр равен одной сотой метра). |