развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.
развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| Организационный момент | Эмоциональный настрой на урок. - Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке. | Деление на группы «Астрологический прогноз по цвету» Дети отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся садятся на свои места, включаются в деловой ритм урока. |
1. Мотивационный этап: |
| Этап актуализации | - Начать урок я хочу с притчи «Лучший рассказ» Как вы думаете, почему лишь один ученик показал на деле , то что он выучил? Желаю и вам чтобы дела ваши говорили громче ,чем слова. (показать мультфильм) (слайды 4, 5) Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа, Эта долька — для утят, | Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура! Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто куда | Актуализация знаний Квадрат поделили на одинаковые квадратики. Какую долю квадрата составляет один квадратик (слайд 6)? Валя пригласила на свой день рождения подруг. Она разрезала торт на 8 равных частей (слайд 7) Вера взяла одну часть, а Катя — две а) Какие доли получаются при делении на 8 равных частей? б) Какую часть торта получила Вера и какую — Катя? | Выдвигают свои варианты ответов на вопрос. Считая, дети загибают пальчики, а потом отвечают на вопросы: на сколько долек разделили апельсин? какую дольку получил еж? какую дольку получили котята? Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы (1/9, ¼, 1/12, 1/25) Отвечают на вопросы (Вера – одну восьмую, а Катя – две восьмых) |
1.2 | Постановка проблемы | - Названия долей мы знаем. Но мы ведь привыкли в математике все записывать. Как нам записать одна девятая, две девятых и др.? - Для записи долей используется специальная запись. А вот как она называется, мы с вами узнает, если отгадаем ребус (слайд8): - Правильно, это дробь. | Обучающиеся сталкиваются с проблемой. Отгадывают ребус, тем самым знакомятся с новым понятием – дробь. |
1.3 | Целеполагание | - Ребята, открываем наши тетради и запишем в них сегодняшнее число. - А теперь скажите мне, чем же мы будем сегодня, по-вашему, изучать на уроке? - Действительно, тема нашего урока: «Доли. Обыкновенные дроби». Запишем ее в тетрадь. (слайд 9) | Отвечают на вопрос: - Дроби, доли. Цель урока: «Узнать, что такое дробь?» |
2. Изучение нового : |
2.1 | Моделирование знания | - Для того, чтобы узнать что такое «обыкновенная дробь» давайте обратимся к нашему помощнику – учебному листу, читаем материал, делаем записи в тетради, составляем вопросы. Работа с учебным текстом, фронтальная работа с классом. | Работают с учебным текстом, отвечают на вопросы сначала самостоятельно, а затем фронтально |
2.2 | Конструирование знания | - Как же записать долю с помощью математических знаков? - Что показывает знаменатель? (на сколько долей делят целое) - Что показывает числитель? (сколько таких долей взяли) - Назовите, какие самые часто встречающиеся доли вы знаете? - Какую часть круга составляет доля на каждом из кругов? (слайд 10 - 16) - Прочитать дроби №. (при чтении дробей надо помнить: числитель – количественное числительное женского рода (одна, три, восемь), знаменатель – порядковое числительное (восьмая, сотая)). - Записать дроби № - работа по карточке «торт» | Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетрадях и на карточках. - Назовите числитель и знаменатель каждой дроби . - |
| Физкультминутка. | Физминутка елочка | Обучающиеся выполняют зарядку |
2.3 | Исторические сведения | Исторические сведения(резерв) (слайд 18 - 19): В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик. Самостоятельная работа с фронтальной проверкой. тест | Хотите узнать, как изображались обыкновенные дроби у разных народов? Слайд 7,8,9,10,11,12 Слушают историческую справку Тест каждому ученику Ответы заполняют в бланке ответов Фронтальная проверка задания. |
3. Рефлексия |
3.1 | Домашнее задание | - Ребята, открываем ваши дневники и давайте запишем домашнее задание к следующему уроку. Учитель задает домашнее задание и объясняет ход его выполнения § | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник |
3.2 | Рефлексия | Дорогие ребята, давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока. А для этого нам как нельзя лучше подойдет такое стихотворение: Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать – обыкновенной. Продолжить фразу: -Что было важным на уроке…. Корзина «корзина удовлетворённости» Ребята, на доске у нас корзина, а у вас у каждого на столе есть Цветок розовый – урок прошёл полезно, плодотворно; - Цветок оранжевый – урок прошёл довольно неплохо; Цветок жёлтый -не совсем удовлетворён уроком; | Учащиеся высказывают свое мнение По окончании урока дети прикрепляют на корзине цветы |
В жизни нам нередко приходится пользоваться не только целыми числами, но и их частями (долями).
Доли — это равные части целого.
Рассмотрим круг, разделённый на четыре равных части.
Сколько частей круга закрашено? Одна. На сколько частей разделён целый круг? На четыре части. Какая часть целого круга закрашена? Ответ: | Число, стоящее над дробной чертой, называется числителем. Числитель показывает, сколько долей взяли (закрасили) у целого. Число, стоящее под дробной чертой, называется знаменателем. Знаменатель показывает, на сколько равных долей разделено целое. |
Запомните! Чтобы запомнить, что знаменатель — это нижняя часть дроби, выучите стихотворение: Знамёна упали, знаменатель — внизу, А числа сражались, числитель — вверху | Этот круг разделён на 8 равных долей. Значит, знаменатель дроби будет равен 8. В круге закрашено три части — значит числитель будет равен 3. Иными словами, в круге закрашено 3/8 круга. Обыкновенные дроби тесно связаны с единицами измерения. 1 метр содержит в себе 100 см. Что означает, что 1 м разделён на 100 равных долей. Таким образом 1 см = 1/100 м (один сантиметр равен одной сотой метра). |