Средней школы №4 г. Хромтау
Актюбинской области
Урок математики в 5 классе. Тема урока: « Задачи на обыкновенные дроби»
учитель математики- Ержанова Турсун Нугмановна
Тема урока: « Задачи на обыкновенные дроби» (Слайд 1)
ЦЕЛЬ: (Слайд 2)
- Повторить и обобщить изучаемый материал
- Отработка умений и навыков работы в группах
- Отработать и закрепить понятия: числитель и знаменатель дроби
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Вводно - мотивационный
( 7 минут)
Включить учащихся в учебную деятельность.
Знакомство.
1. Сегодня урок математики будет проходить в атмосфере сотрудничества. Вы будете работать в группах.
2.Наверное, нужно установить правила. Оценку получит каждый ученик. Как нужно работать, чтобы добиться хороших результатов?
А ещё у вас на столах рабочие карты для каждой группы. Там есть оценочные листы для оценок. Как вы думаете, кто их будет ставить?
Первый вопрос, который изучается в курсе математики 5 класса - это натуральные числа. Ребята! Какие числа называются натуральными?
Определяют положительные моменты: легче работать, можно общаться, помочь друг другу.
Работать вместе
Поддерживать друг друга
Быть активным
Говорить тихо
Будем сами оценивать себя
Натуральные числа используются при счёте предметов.
2. Сообщение темы урока.
( 8 минут)
Актуализировать учебное содержание. Организовать познавательную деятельность учащихся.
Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.
Ребята! Подумайте и отгадайте тему сегодняшнего урока! Отгадайте загадку: «Она бывает барабанная. А еще бывает охотничья. Что это?
А в математике существуют дроби?
как они называются? В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части.
( Дробь.)
Обыкновенные дроби
Записывают в тетради тему урока.
3. Повторение понятия дроби.
Принятие учебной задачи
Теоретические вопросы(Слайд 3)
В первых учебниках математики дроби так и назывались - «ломаные числа» Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает “попасть в трудное положение”.
Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение. Тогда внимание на экран!
1. Давайте вспомним, из каких составных частей состоит дробь? (Числителя и знаменателя)
2. Что записывается под чертой дроби? (знаменатель)
3 Что он показывает? (на сколько частей разделили целое)
4 Что записывается над чертой дроби? (числитель)
5. Что он показывает? (сколько таких частей взяли)
Карточка –консультант.(Слайд 4)
Задача 1
Урок длится 45 минут. На решение задач затратили 2/9 урока. Сколько времени осталось ?
1 способ
1). 45 : 9 ·2 = 10 (минут);
2). 45 – 10 = 35 (минут).
2 способ
1). 1 – 2/9 = 7/9 (урока);
2). 45 : 9 ·7 = 35 (минут )
Самостоятельная работа (Слайд 5)
Длина шага кенгуру 1 м 20 см, длина шага охотника составляет 2/3 от шага кенгуру. Сравните длину шагов.
1). 120 : 3 · 2 = 80 (см)
2). 120 – 80 = 40 (см) шаг кенгуру длиннее.
Длина шага охотника 78 см, что составляет 3/5 от шага кенгуру. Какой шаг у кенгуру?
1). 78 : 3 · 5 = 26 · 5 = 130 (см) = 1м 30см длина шага кенгуру.
Проверяют в парах
Задачи (Слайд 6)
1.Торт разрезан на 7 кусков. Маша съела 2 из них. Какую часть торта съела Маша? (2/7).
2.В вазе лежат 15 фруктов, из них 4 бананов, 5 апельсина и 6 мандарин. Какую часть составляют бананы от всех фруктов? (4/15).
3. Высыпали 53 зерен риса и 47 фасоли . Какую часть от всех зерен составляет фасоль? (47/100).
4.У бабушки было 3 собаки и 3 хомяков. Ей принесли еще 4 котят. Какую часть составляю котята от всех домашних любимцев бабушки ? (4/10).
Работа по учебнику №421, 425, 426, 428. (Слайд 7)
Домашнее задание (Слайд 8)
Составить 2 задачи и записать их решение по теме“Обыкновенные дроби”
&3.3 №422, 423,424
Все ученики работают по карточке
Самооценка
Работа индивидуальная
Выполняют задание в паре и проверяют задание. Самооценка.
Оценочный лист (Слайд 9)
Ф. И. учащегося учащегося____________________
Вид работы:
Оценка:
Мозговой штурм (повторение пройденного материала)
Погружение в тему – я сам овладею новыми знаниями
Практическое задание
Применение новых знаний - решение задач
Итоговая оценка
Как ты считаешь, хорошо ли работал (а )?
Доволен ли ты своей работой на уроке?
4. Рефлексия
2мин (Слайд 10)
( Слайд 11)
Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. Оценить собственную деятельность на уроке. Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности
Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»
Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
Кто возил камни?
( стикеры яблоко)
Кто добросовестно работал?
(стикеры сердечки)
Кто строил храм?
( стикеры цветы)
1)Что нового вы узнали на уроке?
2)Чему научились?