Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Решение задач с помощью уравнений"»
Урок математики в 5 классе «Решение задач с помощью уравнений»
Цель урока:
ознакомиться с примером одного из типов задач на составление уравнения; тренировать способность к построению моделей текстовых задач на основе использования таблиц и способность к решению усложненных уравнений; повторить и закрепить зависимости между компонентами в уравнениях.
формирование алгоритма рефлексивного мышления.
Задачи:
Обучающие: •формирование представлений о решении задач с помощью уравнений; •приобретение опыта применения уравнения для решения текстовых задач.
Развивающие: •умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; •умение создавать, применять и преобразовывать математические модели для решения учебных и познавательных задач; •умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Воспитательные: •формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; •формирование целостного мировоззрения; •формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование, демонстрационный материал: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, таблицы для самостоятельной работы.
Ход урока:
I. Проверка д/з (крылья доски)
98 –((45+х) – 38) = 42
69- (97 – (28 + а)) = 45
II. Устная работа
Прочитайте числа
7 056 620 015
320 400 050 625
5 004 000 008
999 524 600 087
850 085 001 040
247 695 123 000
334 000 000 002
65 065 065 65 0
Прочитайте выражения
х + 17 = 60
с - 43 = 81
(х + 5) + 14 = 50
59 + х = 59
а – 14 = 30
16 - а = 16
20 – (4 + а) = 15
(х + 15) – 8 = 17
назовите номера уравнений, в которых надо найти слагаемое
сформулируйте правило: как найти неизвестное слагаемое
назовите номера уравнений, в которых надо найти уменьшаемое
сформулируйте правило: как найти неизвестное уменьшаемое
в каких уравнениях надо найти вычитаемое?
сформулируете соответствующее правило.
3. Составьте числовое или буквенное выражение для решения задачи. Прочитайте полученные выражения.
В одной команде у человек, а в другой – на 2 человека больше. Сколько человек во второй команде? Сколько человек в двух командах вместе?
Ботинки стоят х рублей и они на 20 рублей дешевле шляпы. Сколько стоит шляпа? Сколько стоят ботинки и шляпа вместе?
В одной капле сидит х микробов, а в другой на 17 микробов больше. Сколько микробов засядут в ученом Иннокентии, если он перепутает эти капли с валерьянкой и выпьет их залпом?
В доме а чашечек, а блюдечек на 3 меньше. Сколько чашек и блюдец разбили дети, если после их игры в доме не осталось никакой посуды?
III. Проблемная ситуация
Создание проблемной ситуации, выход на тему урока.
Демонстрирую классу «фокус»: задумайте число, прибавьте к нему 5, из результата вычтите 2, к полученному числу прибавьте 7. Назовите полученный результат. (Дети называют свои результаты, а учитель каждому «угадывает» задуманное число)
– подумайте, в чем секрет «фокуса»? Что мне помогло «угадать» задуманные вам числа? (Дети высказывают свои предположения)
Если правильного ответа в процессе обсуждения не возникает, учитель сам начинает «раскрывать секрет»: я решила задачу с помощью уравнения.
а мы можем решать таким способом задачи? (нет)
– так что мы должны научиться на сегодняшнем уроке? Какой будет тема нашего урока?
Сформулированная тема записывается на доске и в тетрадях учащихся.
Решение проблемы.
– Давайте проанализируем, что делала я, когда вы задумали число. Открываю записи на обратной стороне доски:
Задумайте число Прибавьте к нему 5 Из результата вычтите 2 К результату прибавьте 7 Назовите ваш результат
х х+5 ((х+5) -2) ((х+5) - 2 )+7 ((х+5) -2) +7 =13
– Я знала наперед, какое число вы задумали?
– нет
– как я поступила в этом случае?
– обозначила его буквой х
– Итак, давайте подведем первый итог: с чего надо начинать решение задачи с помощью уравнения? (открывается часть опорного конспекта)
1. Обозначить неизвестную величину буквой
– в ходе обсуждения появляется опорный конспект
– я составила буквенное выражение
2. составить буквенное выражение
– что называли мне вы?
– значение буквенного выражения
– я приравнивала составленное буквенное выражение к тем значениям, которые вы называли и получала равенство, содержащее букву, т.е. уравнение.
3. Приравнять буквенное выражение и его значение
(алгоритм учим, рассказываем)
IV. Решение задач
1.
Фрагмент мультика
Обезьянок сотня резвых Всласть поевши развлекались. Их немного кувыркалось на поляне. А 15 загорали. 40 по лианам стали прыгать и скакать. Ты скажи мне, в этой стае, Сколько резвых обезьянок кувыркалось на поляне?
- Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Что делали обезьянки? - Что нужно узнать в задаче? - С помощью чего можно решить данную задачу?
Давайте теперь составим схему к нашей задаче:
Всего (обезьянок)
Кувыркалось (обезьянок)
Загорали (обезьянок)
По лианам (обезьянок)
100
Х
15
40
Составим и решим уравнение: ( х + 15) + 40 = 100 х + 15 = 100 – 40 х + 15 = 60 х = 60 – 15 х = 45 1) 45 обезьянок – кувыркалось на поляне. Ответ: 45 обезьянок
2. Фрагмент.
Из одного заповедника перевезли в другой сначала 12 волков, затем ещё 7. В результате в заповеднике осталось 125 волков. Сколько волков было в заповеднике первоначально?
(х - 12) - 7=125
Из бочки взяли 25 л воды и дважды по 18 л, а затем долили 30 л, после чего в бочке стало 143 л воды. Сколько литров воды было в бочке первоначально? ((х-25) - 36) + 30 = 143
Домашнее задание №№ 400, 403
Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
Ребята! Давайте мы попробуем каждый с вами оценить свою работу за урок.
Кто работал так, как первый человек? (поднимите синие кружочки)
Кто работал добросовестно? (поднимите зеленые кружочки)
Кто принимал участие в строительстве храма? (поднимите красные кружочки)