Урок: Математика.
Класс: 4.
Тема: Решение задач арифметическим и алгебраическим путём.
Технология: игровая технология, ИКТ.
Форма проведения урока: урок-путешествие в «Мир математических задач».
Цель: пополнение знаний учащихся о решении задач с помощью уравнений, научить подбирать арифметическое или алгебраическое решение задачи.
Задачи:
- Отрабатывать знания, умения, навыки у детей в решении задач, используя уравнения.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Воспитывать уважение к мнению других людей, чувство взаимовыручки.
Тип урока: систематизация знаний.
Оборудование: презентация к уроку, тест, индивидуальные карточки, сигнальные карточки, учебник по математике 4 класс издательство «Атамура».
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Девиз урока: «Всякая хорошо решённая задача доставляет умственное наслаждение» Г. Гессе.
2. Сообщение темы, цели урока.
- Сегодня на уроке мы закрепим умения решать задачи арифметическим и алгебраическим путём. И за великими знаниями мы отправляемся в «Мир математических задач» на корабле под названием «Секрет».
3. Актуализация опорных знаний.
- И первым делом нам необходимо купить билеты на наше судно.
Устный счёт
1) Дидактическая игра «Покупка билета».
95-37:29+90:23= 4
28+32:12 ·17+25= 110
100-8:2-45 ·18= 18
2) Дидактическая игра «Собери команду».
На палубе сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей. Известно:
а) что Иванов не Алексей и не Андрей;
б) Сергей сидит между Марковым и Тимофеем;
в) Карпов не Сергей и не Алексей;
г) Петров сидит между Карповым и Андреем.
Как зовут Иванова, Петрова, Маркова и Карпова? (Иванов Сергей, Петров Алексей, Карпов Тимофей, Марков Андрей)
3) Дидактическая игра «Безмолвное море» (работа по сигнальным карточкам)
- В уравнении неизвестное является слагаемым 54 + х = 67? (Да).
- Является ли число 12 корнем уравнения (х – 8) ? 10 = 40? (Да).
- Сложением находится неизвестное в уравнении 73 – х = 37? (Нет).
- Является ли уравнением выражение 3 · х – 16 ?(Нет).
- Х равен 19 в уравнении 45 – х = 26? (Да)
4) Индивидуальная работа у доски:
3425-х=1245 х+357=1287 72018: х=9 5 · х=11035
4. Работа по теме.
- Отправляясь в путешествие, мы совсем забыли о еде, но не забыл об этом корабельный кок, который уже принял на борт корабля какие-то коробки с провизией.
1) Корабельный кок принял на борт 7 больших коробок, каждая массой 9 кг, и 5 маленьких. Какова масса маленькой коробки, если масса всех коробок составила 78 кг? Реши задачу уравнением.
7 · 9+5 · х=78
63+5 · х=78
5 · х=78-63
5 · х=15
Х= 3кг
2) На путешествие в шторм уходит времени в 3 раза больше, чем в хорошую погоду. Сколько времени займет наше путешествие в хорошую и штормовую погоду, если разница во времени составляет 12 часов?
12:3=4 ч х · 3=12
12+4=16 ч х = 12:3
Х = 4 ч +12 ч = 16 ч
3) Масса двух рыб составляла 11 кг. Найдите массу каждой рыбы, если одна из них легче другой на 3 кг.
I - ? на 3 кг легче 11 кг х + х – 3 = 11
II - ? 2 · х = 14
х = 14 : 2 = 7 кг - 3 кг = 4 кг
4) Физминутка «Морская».
5) Работа по учебнику.
- Сойдём на берег, чтобы прогуляться и осмотреться. Приобрести сувениры для своих родных.
а) Задача №3 стр. 120
S – 300 км 60 · 2+х · 2=300
t – 2 ч 120+х · 2=300
Легковая - ? х · 2=300-120
Грузовая – 60 км/ч х · 2=180
х= 90 км/ч
б) Обобщение по теме.
- Какие способы решения задач мы повторили?
Арифметический и алгебраический способы решения задач.
- Объясните, в чем отличие арифметического способа решения задач от алгебраического?
Решая задачу алгебраическим способом, обозначают неизвестную величину буквой, составляют уравнение по условию задачи и решают его. Когда задача решается арифметическим способом, уравнение не составляют.
в) Дидактическая игра «Пещера тестов»
Тест. 1-й вариант.
1. Уравнение – это:
а) числовое равенство; б) равенство, содержащее букву.
2. Решить уравнение – значит:
а) подставить число в уравнение; б) найти все корни уравнения.
3. Является ли число 15 корнем уравнения 28 – (3 + х) = 10?
а) да; б) нет.
4. Решите уравнение: 118 – у = 40:
а) 88; б) 78.
5. Составьте уравнение для решения задачи: 8 одинаковых коробок с конфетами весят 16 кг.
Сколько весит одна коробка конфет? а) х : 8 = 16; б) 8 ? х = 16.
Тест. 2-й вариант.
1. Уравнение – это:
а) буквенное выражение; б) равенство, содержащее букву.
2. Решить уравнение – значит:
а) найти все корни уравнения; б) заменить букву в уравнении.
3. Является ли число 21 корнем уравнения 2х – 11 = 53?
а) да; б) нет.
4. Решите уравнение: у – 112 = 39.
а) 151; б) 141.
5. Составьте уравнение для решения задачи: На изготовление 3 деталей мастеру потребовалось х минут, а на их обработку 24 минуты. Сколько минут мастер изготавливал одну деталь, если на всё ушло 69 минут? а) 3х + 24 = 69; б) 24х + 3 = 69.
г) Дидактическая игра «Экологическое бедствие».
Из-за деятельности людей погибло целое море.
40 лет назад в Средней Азии было удивительное малосоленое море. Люди, жившие у его берегов, называли море Аральским.
- Слово «арал» означает «остров». Это был удивительный остров воды в пустыне глубиной до 67 метров, протянувшийся почти на 400 километров в длину и ширину. В Аральское море несли воду реки Амударья и Сырдарья! По морю плавали корабли. В море было около 1000 островов. По берегам моря жили люди, работали заводы. Крупнейшими портами берега Аральского моря были Аральск и Муйнак. Сегодня, от Муйнака до берега моря 60 километров. Вместо воды можно увидеть выжженный солнцем песок с солью и кладбище кораблей.
Как же все это произошло? В 50-е годы прошлого века люди решили увеличить посевы риса и хлопка. Для этого пришлось создать целую сеть оросительных каналов. Вода в эти каналы шла от рек Амударья и Сырдарья, в Аральское море стало поступать меньше воды, чем испарялось с его поверхности. Объем воды стал уменьшаться. Сейчас в нем воды меньше в три раза, чем было раньше.
Вода стала очень соленой и рыба погибла. Рыболовство прекратилось. Желание человека получить больше хлопчатника и риса обернулось экологической катастрофой.
Море высыхает и скоро превратится в два озера с соленой водой. Изменился климат. С открывшегося дна моря поднимаются тонны соли и разлетаются с ветром по прилегающим территориям. От этого страдает почва, а, следовательно - все растения и человек. В этом месте люди стали жить меньше, чем раньше.
Восстановить то, что человек нарушил в этом месте, невозможно.
- Внесём мы свой посильный вклад, выполнив задание № 6 устно.
- Сколько на рисунке отрезков? Прямых? Лучей?
Дополнительный материал:
Задания № 7, 8, 2, 1 стр. 120-121.
5. Итог урока. Рефлексия.
- Вот и закончилось наше путешествие в «Мире математических задач». Надеюсь, что это путешествие было для вас познавательным.
Достигли вы той цели, которую поставили перед собой на уроке? Прогуляемся по тропинке знаний (на доске).
Я понял тему Я понял тему и могу объяснить другому Мне нужна помощь
6. Домашнее задание. № 9 стр. 121.