Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме: "Уменьшаемое, вычитаемое разность"»
Тема: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель: Познакомить с названиями компонентов при вычитании, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность».
Планируемые результаты:
Личностные:
Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике. Контролировать и оценивать свою работу и ее результат. Учить проводить самооценку на ее основе критерия успешности учебной детельности.
Предметные:
Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание. Выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10).
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
Договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
Давать адекватную самооценку; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; уметь применять знания при выполнении нестандартных заданий.
Ресурсы: учебник М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика» 1 класс часть 2, рабочая тетрадь.
План
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.(1мин)
Актуализация и пробное учебное действие.(3-4мин)
Локализация индивидуальных затруднений.(3 мин)
Построение проекта выявления затруднений.(10 – 15 мин)
Реализация построенного проекта.(3мин)
Обобщение затруднений во внешней речи.(5 мин)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.(3-4 мин)
Включение в систему знаний и повторения.(3 мин)
Итог урока. Рефлексия.(2мин)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
У: Здравствуйте, ученики!
Д: Здравствуйте, учитель!
У: Меня зовут Надежда Дмитриевна и сегодня урок математики у вас проведу я!
Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
У: А сейчас мы с вами посчитаем до 10 через число
Д: Считают до 10 через число
У: А теперь посчитаем в обратном порядке начиная с 10 через число
Д: Считают
Актуализация и пробное учебное действие.
У: А сейчас мы с вами решим задачи.
Буратино и Мальвина, гуляя по лесу, наткнулись на 3 птичьих гнезда. В каждом из них было по 2 яйца. Буратино хотел взять в руки яйцо и посмотреть, но Мальвина вовремя остановила его. «Не трогай птичьих гнёзд и яиц!» — закричала она. Почему? (Птицы бросают гнезда, которые трогал человек). Сколько будущих птенцов спасла Мальвина?
Д: 2+2+2=6
У: Незнайка чистит зубы и не закрывает кран. В результате чего напрасно расходуется 3 литра воды. Если Незнайка чистит зубы утром и вечером, то сколько воды впустую расходуется за день?
Д: 3+3=6
У: Буратино нашёл под одной берёзой 4 мухомора, а под другой — 3 мухомора. Сколько мухоморов нашёл Буратино?
Д: 4+3=7
Выявление места и причины затруднения.
У: Посмотрите на доску.
6+2 7-1 3+4
5+1 8-2 2+7
У: Разделите записи на 2 группы
У: На какие две группы вы поделили эти выражения
Д: Выражения со знаком минус и плюс
У: Как называются записи в 1 столбике?
Д: Ответы детей
У: Вычислите
Д: Вычисляют
У: Как называются числа при сложении?
Д: 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма
У: Посмотрите на записи, которые остались. Вычислите.
Д: Вычисляют
У: Можно ли их прочитать, используя эти же термины? Попробуем? Получилось?
Д: Нет
У: Почему?
Д: Потому что мы не знаем как читаются компоненты при вычитании
У: Почему не получилось? (Выявление причины затруднения.)
Д: Значит, чего мы ещё не знаем. Мы не знаем, как называются числа при вычитании. Мы не знаем компонентов действия вычитания.
У: На какой вопрос нам предстоит ответить?
Д: Мы должны узнать, как называются компоненты при вычитании
Построение проекта выхода из затруднения.
У: Кто хочет узнать ответ на поставленный вопрос?
У: Какая тема нашего урока?
Д Название компонентов действия вычитания.
У: Поэтому, какую цель поставим себе на уроке?
Д: Запомнить названия чисел при вычитании. Научиться по-новому читать выражения на вычитание.
У: Перед вами пирожные. Сколько их?
Д: (7)
У: Я уберу 1. Что произошло с количеством пирожных?
Д: Оно уменьшилось.
У: А что произошло с числом 7?
Д: Оно тоже уменьшилось.
У: Как же мы будем называть это число при вычитании? У вас на партах лежат карточки с названием чисел (уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности). Поработайте в паре друг с другом и выберите подходящий компонент для первого числа (проблемная ситуация). Если выбрали, положите эту карточку перед ребёнком, сидящим на 1 варианте.
У: Давайте вспомним, а что мы сделали с 1 пирожным?
Д: Убрали. Вычли. Отняли.
У: Подумайте, как можно назвать это число? Выберите, посовещавшись, карточку и положите её справа от первой. А теперь вы должны подумать и решить, как мы будем называть математическую запись со знаком «минус» и результат этого действия? Закончите выкладывать карточки по порядку. Работая в паре, вы сделали свои предположения. Как проверить их правильность?
Д: Можно спросить у учителя или посмотреть в учебнике.
Физкультминутка
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)
Реализация построенного проекта.
У: Откройте учебник стр.29. Посмотрите в таблицу. Сравните со своей работой.
Д: Проверка
У: Покажите мне результат своей работы с помощью сигнальной карточки (+ верно, - ошибка). Какое открытие мы с вами сделали?
Д: Узнали компоненты действия вычитания.
У: Попробуйте, опираясь на новые знания, прочитать выражение.
Д: Уменьшаемое 7, вычитаемое 4, значение разности равно 6. Разность чисел 7 и 1 равна 6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
У: А сейчас нам предстоит научиться пользоваться новыми знаниями. Составьте задачу по иллюстрации.
Д: На ветке сидело 5 снегирей. 2 снегиря улетели. Сколько снегирей осталось?
У Когда снегири улетели, их осталось больше, чем было или меньше?
Д: Их осталось меньше на 2.
У: Что произошло с количеством снегирей на ветке?
Д: Оно уменьшилось.
У: Как узнать, сколько снегирей осталось?
Д: Надо от 5 отнять 2 и получится 3.
У: Прочитайте получившееся выражение.
Д: Уменьшаемое 5, вычитаемое 2, значение разности равно 3. Разность чисел 5 и 2 равна 3.
сделать.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
У: Учебник стр.29 № 1.
Д: Работа у доски: 9 – 4 = 5
Д: Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5.
Включение в систему знаний и повторение.
У: А сейчас мы с вами приступим к номеру 2. Прочитаем задачу.
Д: Читают задачу
У: О чем говорится в задаче?
Д: О яблоках
У: Сколько яблок лежало в вазе?
Д: В вазе лежало 6 яблок
У: Сколько стало яблок к вечеру?
Д: К вечеру их уменьшилось на 4
У: Итак, какой же вопрос задачи?
Д: Сколько яблок осталось к вечеру?
У: Сможем ли мы сразу узнать сколько яблок осталось к вечеру?
Д: Да
У: Каким действием?
Д: Вычитанием
У: Почему вычитанием?
Д: Потому что сказано, что к вечеру на 4 яблока уменьшилось
У: Какое числовое выражение составим?
Д: 6-4=2
У: Записываем решение задачи в тетради
Д: Записывают решение задачи в тетради
У: А сейчас мы с вами откроем рабочую тетрадь на странице 16
Д: Открывают тетрадь
У: Прочитаем первое задание
Д: Читают первое задание
У: А теперь вы самостоятельно выполните это задание
Д: Выполняют задание
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
У: Вот и подошёл к концу ещё один урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогла повторить изученный материал и открыть новые знания.
У: Какую цель ставили?
Д: Познакомиться с названиями компонентов при вычитании, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность».
У: Какие новые знания получили на уроке?
Д: Ответы детей
У: Что вам особенно понравилось?
Д: Ответы детей
У: Что не совсем получилось, какие вы испытали трудности?
Д: Ответы детей
6+2
7-1
3+4
5+1
Департамент образования Орловской области
Управление профессионального образования и воспитательной работы
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»