Цели
Образовательные: Познакомить с названиями компонентов при вычитании.
Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе.
Планируемые результаты
Предметные:
Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;
выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10).
Личностные:
Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.
Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану.
Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средства формирования этих действий: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Средства формирования этих действий: учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД
Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;
Средство формирования этих действий: технология проблемного диалога.
Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Средства формирования этих действий: организация работы в парах
Оборудование:
учебник «Математика 1 класс» М.И.Моро, С.И.Волкова;
рабочая тетрадь к учебнику;
набор цифр
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
-Начинаем урок математики. Мы продолжим развивать вашу память, ваше внимание и логическое мышление. Желаю вам сделать на уроке новые, пусть небольшие открытия.
- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». ( На доске)
- Желаю вам удачи!
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
-Запишите решение задач в тетрадь.
1) Буратино и Мальвина, гуляя по лесу, наткнулись на 3 птичьих гнезда. В каждом из них было по 2 яйца. Буратино хотел взять в руки яйцо и посмотреть, но Мальвина вовремя остановила его. «Не трогай птичьих гнёзд и яиц!» — закричала она. Почему? (Птицы бросают гнезда, которые трогал человек). Сколько будущих птенцов спасла Мальвина?
(2+2+2=6)
- Ребята, а сколько раз в день надо чистить зубы? А как вы думаете, пресную воду зря тратить можно? (Варианты ответов детей)
2) Незнайка чистит зубы и не закрывает кран. В результате чего напрасно расходуется 3 литра воды. Если Незнайка чистит зубы утром и вечером, то сколько воды впустую расходуется за день?
(3+3=6)
- Ребята, а что вы знаете о мухоморах? Мухоморы — ядовитые грибы, их нельзя рвать! Но, оплетая корень берёзы, они питают это дерево.
3) Буратино нашёл под одной берёзой 4 мухомора, а под другой — 3 мухомора. Сколько мухоморов нашёл Буратино?
(4+3=7)
4) Красная Шапочка сорвала 5 кг травы чистотела. Она подложила 1 кг к муравейнику, так как это лакомство для муравьёв. А остальную траву она засушила, так как трава эта лекарственная и лечит заболевания кожи.
Сколько килограммов травы засушила Красная Шапочка?
(5 - 1 = 4)
- Что вы, ребята, знаете о дикорастущем ландыше?
5) Дикорастущий ландыш занесен в Красную книгу России. На одной веточке ландыша было 9 цветов, а на другой – 6 цветов. На сколько цветов больше было на первой веточке, чем на второй?
( 9 – 6 =3)
3.Выявление места и причины затруднения
Цель: обсуждение затруднений
- Посмотрите на доску.
6+2 5+1 7-1
3+4 8-2 2+7
- Разделите записи на 2 группы.
- Как называются записи в 1 столбике?
- Вычислите.
- Как называются числа при сложении?
- Посмотрите на записи, которые остались. Вычислите.
- Можно ли их прочитать, используя эти же термины? Попробуем? Получилось?
- Почему?
-Значит, чего мы ещё не знаем?
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
1) Целеполагание
- На какой вопрос нам предстоит ответить?
- А для чего нам нужны эти знания? - А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения. Поэтому, какая ваша цель на уроке? (Запомнить названия чисел при вычитании; научиться читать, составлять и записывать выражения на вычитание).
- Это будет урок повторения или открытия новых знаний?
- Где можно об этом узнать?
2) Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
- Откройте учебник с. 27. Прочитайте шёпотом выделенные слова вверху. Рассмотрите рисунок.
- Сколько было снегирей? (5).
- Сколько улетело? (2).
- Сколько осталось? (3).
- Какой пример составили по рисунку? (5 – 2=3).
- Как называется число 5? (Уменьшаемое).
- Как называется число 2? (Вычитаемое).
- Как называется число 3? (Разность).
- Как теперь можно прочитать пример на вычитание? (Разность чисел 5 и 2 равна 3).
Карточки с названиями закреплены на доске.
УМЕНЬШАЕМОЕ
ВЫЧИТАЕМОЕ
РАЗНОСТЬ
Физкультминутка
5.Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания
- Прочитайте задание и приготовьтесь записать его в тетради.
- Кто хочет записать разность на доске? (Один ученик записывает на доске, а остальные – в рабочих тетрадях: уменьшаемое рвано 9, вычитаемое – 4. Чему равна разность?).
- Правильно выполнено задание? (Дети проверяют запись на доске).
Игра в слова.
- Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры.
После выполнения детьми самостоятельной работы они сверяют свои примеры с записями на доске.
- У меня получились такие примеры, а у вас?
- Прочитайте примеры, используя наше “открытие”.
На доске висят карточки с примерами с «окошечками»:
- Как называется число, которое закрыли в «окошечке»?
9 - __ = 6 __ - 2 = 7 6 – 4 = __ __ - 3 = 4 8 - __ = 7
(Дети называют и прикрепляют карточки – сокращённые компоненты при вычитании:
9 – в. =6 ум. – 2 = 7 6 – 4 = р. ум. – 3 = 4 8 – в. = 7)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Рабочая тетрадь «Математика» стр.13
- Прочитаем задание. Как вы его поняли?
- Работайте самостоятельно, вдумчиво, не отвлекаясь.
- Проверим правильность выполнения.
(На доску прикрепляется карточка – образец).
7. Итог урока. Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Какое открытие мы сделали на уроке?
- Как называются числа при вычитании?
- Вам понравилось делать открытия?
- Кто доволен своей работой, поднимите руку.
-. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогла повторить изученный материал и открыть новые знания.
- Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо всем за работу.