Тема урока: «Масштаб».
Класс: 5
Цель урока: создать условия для введения понятие «масштаб» и «расстояние между двумя точками»; показать различные виды масштаба; развивать интерес к математике и показать связь математики с географией; обучить учащихся решать задачи по данной теме.
Планируемые результаты:
Предметные: используют в процессе реальной ситуации определения следующих понятий: «Масштаб», «Типы масштаба», вычисляют расстояние между объектами, решают задачи, используя масштаб карт.
Личностные: выражают интерес к изучению предметного курса; проявляют готовность и способность к саморазвитию;
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;
Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий;
Познавательные: выбирают способы решения задач в зависимости от конкретных условий; развивают навыки научно-исследовательской деятельности.
Сценарий урока:
Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).
Сообщение темы и цели урока.
Ребята! Вы часто задаете вопрос: а зачем нужно учиться делить и умножать, решать задачи, уметь работать с дробями? Сегодня на уроке мы покажем, что знать математику нужно не только для того, чтобы правильно производить расчеты в повседневной жизни. Математика-наука, которая тесно связана с другими науками.
В частности, с географией: при изучении нашей планеты возникает много вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математики.
Давайте угадаем тему нашего урока
Учитель предлагает угадать тему, разгадывая ребус (слайд № 1).
Запишем тему: «Масштаб»
Актуализация знаний:
Дается задание перевести одни единицы измерения в другие (слайд 3)
Выразите:
в метрах : 600 см; 2 км; 5000 см; 30000 см.
в километрах: 7000 м; 500000 см; 45000 м.
в сантиметрах: 3 км; 20 м; 1500м; 275 м.
Изучение новой темы:
Учитель предлагает детям выполнить проблемное задание – начертить в тетрадях план школьного класса в натуральную величину. (длина 8м; ширина 6м). - Почему не можем начертить план? (Класс большой, а тетрадь маленькая). - Что нужно, чтобы выполнить задание? (Уменьшить карту или увеличить тетрадь). 2. Далее учитель объясняет, что для того, чтобы составить план или карту, необходимо проводить точные измерения расстояний между географическими объектами, а чтобы их нанести на бумагу, эти расстояния надо уменьшить в определенное количество раз. - Например, расстояние 1000м изображают на карте отрезком в 1 см. Так как 1000м=100 000 см, то каждый отрезок на карте в 100 000 раз меньше соответствующего отрезка на местности. Это записывают так: 1:100 000. Учитель дает краткое определение масштаба под запись: «Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.» (слайд 4) 1: 100 000 – численный масштаб. Означает – 1 см на карте равен 100 000 см на местности. Если на карте масштаб указан в виде: в 1 см - 1 км, то такой масштаб наз. Именованный. Масштаб линейный изображается делениями на линии, показывает соответствующие делениям расстояния местности (слайд 5).
V. Закрепление материала:
1. Вернемся к нашей задаче - начертить план класса. Какой выбрать масштаб, чтобы план уместился в вашей тетради. Давайте подумаем. Варианты ответов учащихся.
Длина комнаты 8м, ширина 6м,
- можно взять масштаб в 1 см – 1м (это именованный масштаб, показывает, показывает, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте или плане).
1 см – 100 см
М 1:100
- Какую форму имеет комната? (прямоугольник).
- Начертите план комнаты. (Учащиеся выполняют задачу).
- Отрезки какой длины у вас получились? (8 см и 6 см).
Задание 1. №603
На стр.164, рис.123. заполнить таблицу (слайд 6)
Задание 2. (раздаточный материал) перед вами карта ЯНАО.
Пользуясь картой Ямало-Ненецкого автономного округа, найдите расстояние между городами:
г. Салехард и г. Надым;
г. Надым и г. Новый Уренгой;
г. Надым и г. Ноябрьск;
г. Тарко-Сале и г. Салехард.
Итог урока:
Зачем нам нужен масштаб?
С какими видами масштаба мы познакомились?
Домашнее задание: 604, дополнительно: начертить план своей комнаты, указать масштаб.