Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока математики по теме "Масштаб"»
План-конспект урока математики в 6 классе.
Автор Митрофанова Л.А., преподаватель СПб ГБНОУ
«Санкт-Петербургский музыкальный лицей».
Тема урока: «Масштаб».
Тип урока: интегрированный урок закрепления знаний.
Цели и задачи урока (в соответствии с требованиями ФГОС).
Цели:
Предметные: закрепление умения работать с масштабом; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения изучения курса математики в основной и средней школе; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Личностные: формирование умения представлять результат своей деятельности; воспитание качеств личности, обеспечивающих культуру речи, социальную мобильность, любознательность; развитие способности к критическому мышлению.
Метапредметные: формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер деятельности человека; развитие умений учебно-познавательной деятельности.
Задачи:
Предметные: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Отношения. Масштаб»; проверить уровень знаний по данной теме через различные формы работы: умение строить речевое высказывание, анализировать условие задачи и умение изложить его на математическом языке, умение использовать уже имеющиеся знания, полученные в других предметных областях в предложенных обстоятельствах.
Личностные: воспитывать у учащихся интерес к математике; способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся, умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать умение анализировать и делать выводы.
Метапредметные: формировать представления учащихся о предмете математика, как о науке, которая является неотъемлемой частью любой сферы деятельности человека.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащийся поймёт связь математики с географией; научится работать с текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию, строить математическую модель, строить алгоритм решения задачи), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии; научится применять основное свойство отношения, применять понятие масштаба при решении задач.
Личностные: учащийся научится ясно, точно, грамотно и аргументировано излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; планировать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; контролировать процесс и результат своей учебной деятельности.
Метапредметные: учащийся научится планировать свою познавательную деятельность; определять понятия, грамотно излагать свою точку зрения, предлагать различные способы решения предложенных заданий, находить оптимальный способ решения; отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроках географии.
Ход урока с описанием заданий
Раздаточные материалы: копии страницы Малого АТЛАСА МИРА – Россия, листы с картой МО Смольнинское Центрального района Санкт-Петербурга; листы самооценки учащихся.
Краткое описание основных этапов проведения урока.
1. Организационный этап. Постановка формулируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учащимся предлагается выполнить задание, чтобы они самостоятельно сформулировали тему урока. На интерактивной доске появляется задание:
- Найдите отношения. Впишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.
26
6
26
0,9
а - 1,04 : 0,04; 4) б - 14,4 дм : 160 см;
т - 1,3 : 3,9; 5) ш - 26 м : 2,6 км;
с - 3 дм : 5 см; 6) м - 8 м : 1 км.
Ответ:
26
6
26
0,9
м
а
с
ш
т
а
б
Полученное слово – масштаб. Учащиеся формулируют тему урока. (Масштаб)
2. Актуализация знаний.
Повторим, что такое масштаб карты (отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности). Что показывает масштаб? (масштаб показывает во сколько раз расстояние на карте меньше, чем расстояние на местности)
Возьмите листы с картой России. С помощью масштаба мы с Вами найдём расстояние от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода.
Масштаб карты 1 : 5000000. Что это значит? (в 1 см 50 км) Измерьте на карте с помощью линейки расстояние от СПб до Великого Новгорода (3,3 см). Вычислите какое расстояние получается на местности ( 3,3 * 50 = 165 км)
Теперь выясним, во сколько нужно выехать из СПб, чтобы успеть на экскурсию в В. Новгороде, которая начинается в 11 ч 30 мин, если средняя скорость движения автобуса 60 км/ч ( 165 : 60 = 2 ч = 2 ч 45 мин ) Правильно, значит выехать нужно не позднее 8 ч 15 мин, чтобы ещё остался небольшой запас времени.
Раздаточный материал.
Атлас Мира – Россия.
3. Закрепление изученного материала.
Теперь будем работать в парах. У Вас на партах лежат ещё два листа: на одном из них проложен маршрут от станции метро «Чернышевская» до нашего лицея, а на втором – от станции метро «Площадь Восстания» до лицея. Выясните, от какой станции быстрее дойти до лицее и на сколько. Масштаб первой карты 1 : 7700, второй 1 : 15000; человек в среднем за час проходит 4 км. Договоритесь, кто работает с первым маршрутом, а кто со вторым. А потом обменяйтесь результатами и дайте ответ на поставленный вопрос.
( 1) 1,4 + 2,8 + 2,1 + 3,1 + 2,3 + 1,2 + 1 + 2,6 + 1,2 + 8 + 1 = 26,7 см – длина первого маршрута на карте; 26,7 * 7700 = 205590 см примерно 2 км на местности.
2) 0,7 + 1,4 + 1,5 + 1,6 + 2,3 + 2,6 + 2,6 + 1,5 + 0,8 + 1,8 + 0,2 + 3,2 = 20,2 см – длина второго маршрута на карте; 20,2 * 15000 = 303000 см примерно 3 км на местности.
3) 2 : 4 = ч = 30 мин.
4) 3 : 4 = ч = 45 мин. )
Таким образом, маршрут от станции метро «Чернышевская» занимает на 15 мин меньше.
Раздаточный материал.
Станция метро «Чернышевская» - Музыкальный лицей.
Станция метро «Площадь Восстания» - Музыкальный лицей.
4. Постановка домашнего задания.
Начертите план своей комнаты в масштабе 1 : 50.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Оцените активность своей работы на уроке. Возьмите листы самооценки и обведите ответ, который соответствует вашей работе на уроке.
На уроке я: а) активно работал(а); б) работал(а), но не активно; в) был(а) пассивен(пассивна).
Анализ приведённого урока
Тема урока соответствует программе основного общего образования в рамках реализации ФГОС по математике. Содержание урока соответствует требованиям программы, возрастным особенностям учащихся; направлено на формирование личностных, метапредметных, предметных результатов и универсальных учебных действий.
Во время урока акцент был сделан на значимость и ценность изучаемого материала, что помогало создавать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у учащихся необходимую мотивацию. В непринуждённой форме ученики обучались пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос, активизировалось мышление, память, воображение, стимулировалось желание узнать больше.
Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, индивидуальная формы работы и работа в парах. На этапе закрепления знаний, умений и навыков была организована работа, направленная на развитие вычислительных навыков.
По завершению этапа рефлексии можно утверждать, что цели урока были достигнуты, все учащиеся завершили урок на положительном эмоциональном уровне.