Конспект урока математики для 4 класса на тему: "Работа с данными"
Конспект урока математики для 4 класса на тему: "Работа с данными"
В данном конспекте представлена авторская разработка урока по УМК "Перспективная начальная школа" по теме работа с данными, где раскрывается специфика данной темы на авторских примерах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ребята, предлагаю Вам выбрать девиз, под которым мы будем работать сегодня на уроке. Буду думать, буду внимательным, буду стараться.
Актуализация знаний.
А сейчас мы с вами поупражняемся в развитии мышления и порешаем интересные задачки, работаем в парах, вам нужно совместно решить эти задачи.
Ребро куба ровно 3 кубическим дециметрам, найди его объем.
Заяц, когда ему угрожает опасность, пробегает за 6 секунд 72 метра. С какой скоростью бежит заяц?
Ребята измеряли шагами длину игровой площадки. У Лизы получилось 25 шагов, у Полины – 27, у Максима – 22, а у Юры – 24. У кого из ребят самый короткий шаг? Ответ: У Полины.
Речь пойдёт про единицы времени. Что можно узнать, данным произведением 60 х 60 х 24 х 7? Ответ: Количество секунд в неделю.
Катя и Соня подсчитывали количество дней в четырёх годах, следующих один за другим. У Кати получилось 1460 дней, а у Сони – 1461 день. Кто из них подсчитал правильно? Соня, так как она учла один високосный год.)
В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось? ..
7.Один оборот вокруг Земли спутник делает за час и 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть? Час и 40 минут = 100 минут
8. Самые заботливые доктора леса – муравьи. Один муравей за одну минуту приносит в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых сможет принести 1 мураве за час? (1 200).
9. Одно большое предприятие выбрасывает в окружающую среду 200 тонн вредных веществ в год. После того как устанавливают очистительные сооружения, количество вредных веществ, выбрасываемых в воздух, уменьшается в 20 раз. Сколько тонн вредных веществ выбрасывается в воздух после установки сооружений для очистки воздуха? (10 тонн).
10. Объем кувшина 12 кубических дециметров. Сколько литров молока поместится в этот кувшин?
У Абдуллы было пятнадцать овец. Все, кроме четырнадцати, сдохли. Сколько овец осталось у Абдуллы? Четырнадцать
Сообщение темы урока.
Откройте учебники и найдите тему нашего сегодняшнего урока.
Ребята, скажите, а для чего нам нужно уметь работать с данными, где они нам могут пригодиться? (при решении задач, при знакомстве с новой информацией)
С какими данными мы будем с вами работать сегодня на уроке? С данными представленными в таблице. Ребята, это новая тема, или она вам уже знакома?
Данные, с которыми нам предстоит работать сегодня на уроке, представлены в форме таблиц.
5.Объяснение нового материала.
Найдите номер 389, в таблице представлены данные по некоторым видам внеклассных занятий учащихся начальной школы в субботу. Внимательно рассмотрите таблицу, в которой представлены данные по числу учеников каждого класса начальной школы, посещающих некоторые виды внеклассных занятий в субботу.
Сколько учащихся 4Б выбрали проектную деятельность и «Человек и природа»?
Какой из классов начальной школы самый спортивный, в каком классе большее количество спортсменов?
В каком классе большее количество художников?
В каком из классов наибольшее количество музыкантов?
Где больше всего любителей природы?
Хорошо, молодцы, вспомнили, как работать с информацией, содержащейся в таблице.
А сейчас посмотрите на доску, там я приготовила для вас ребус, разгадав который, вы узнаете, с чем еще мы будем с вами сегодня работать на уроке математики.
Правильно ребята, это диаграмма.
А теперь, чтобы выполнить следующую часть задания, нам с вами необходимо вспомнить какие виды диаграмм мы знаем.
(На доске определение и примеры распечатки).
Читаем вслух задание, которое можно выполнить, используя данные таблицы. Построй столбчатую диаграмму, иллюстрирующую число учеников двух первых классов, двух вторых, двух третьих и двух четвертых классов, посещающих спортивные секции в этот день .
Вспоминаем правила построения диаграммы:
Строим прямой угол
На горизонтальном луче откладываем равные отрезки (на каждом из них мы построим столбики, иллюстрирующие число классов, в которых ученики, посещают спортивные секции)
. На вертикальном луче отмечаем точки, соответствующие числам 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 (с их помощью мы обозначим число учеников, посещающих спортивные секции в каждой параллели классов).
Используя таблицу, выясняем, что спортивные секции посещали 11 учеников первых классов (5 + 6 = 11), 11 учеников вторых классов (5 + 6 = 11), 12 учеников третьих классов (8 + 4 = 12) и 16 учеников четвертых классов (9 + 7 = 16). • Вместе с учениками строим на доске столбчатую диаграмму из четырех столбиков (по количеству классов), комментируя свои действия: 1. Чертим прямой угол. 2. На горизонтальном луче откладываем 4 равных отрезка (на каждом из них мы построим столбики, иллюстрирующие число учеников, посещающих спортивные секции). 3. На вертикальном луче отмечаем точки, соответствующие числам 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 (с их помощью мы обозначим число учеников, посещающих спортивные секции). 4. Строим столбики, высота которых равна значению соответствующих величин. •
Далее поработаем по вариантам. 1 вариант построит столбчатую диаграмму для музыкального кружка, 2 вариант для кружка изобразительного искусства.
Сначала мы считаем количество учащихся 1, 2, 3, 4 классов, посещающих данный кружок, затем строим прямой угол, по горизонтали откладываем равные отрезки шириной 1 см, расстояние между ними 1 клетка это число классов, по вертикали мы откладываем высоту равную количеству детей. Работаем, я проверяю правильность выполнения задания. Даем время на построение диаграмм; проверяем.
Давайте с вами прочитаем последнее требование в данном номере и выполним устно сложение учеников всех классов, посещающих разные внеклассные занятия в субботу. •
Выясняем, что в субботу спортивные секции посещают 50 учеников, музыкальный кружок посещает 21 ученик, кружок проектной деятельности «Человек и природа» — 34 ученика, а кружок изобразительного искусства — 31 ученик.
6.Первичное закрепление
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, здесь у меня диаграмма, может быть кто-то вспомнит, что это? Это прошлогоднее исследование Дарины к конкурсу «Школьники города – науке 21 века», иллюстрирующее количество детей начальной школы, любящих лакомство чупа-чупс. Давайте сделаем вывод, в каких классах наибольшее количество любителей этого лакомства, в каких наименьшее? В параллели каких классов отсутствуют те, кто не любит это лакомство? А в параллели каких классов больше всего не любителей чупа-чупсов?
Молодцы, немного отдохнули, отвлеклись, вспомнили о приятном и с новыми силами идет дальше.
Переходим к заданию № 390. А сейчас ребята, вы сами побываете в роли учителей математики.
Читаем задание. Ну что интересно? Тогда идем дальше.
Учащиеся рассматривают таблицу, в которой приведены данные по количеству учебных часов, предусмотренных на изучение соответствующего раздела программы по математике в начальной школе.
1.Просим учащихся прочитать первое требование задачи: сколько всего учебных часов отводится на изучение начального курса математики согласно данному тематическому планированию? (540) 2.Сколько учебных недель продолжаться обучение, если в неделю должно быть сколько уроков математики у вас , ну ка вспоминайте? 4 правильно.
Учащиеся читают второе требование задачи и самостоятельно оформляют решение (пауза). • Проверяем устно: 540 : 4 = 135 (нед.) — столько продолжается обучение. Ответ: 135 недель. • 3. Построй диаграмму, отражающую количество часов, отведенное на изучение каждого раздела программы. Строим диаграмму, отражающую количество часов, отведенное на изучение каждого раздела программы. Раздел программы Количество часов 0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 4.Просим учеников упорядочить разделы программы в порядке убывания количества учебных часов. Вспоминаем что такое порядок убывания. ( от большего к меньшему)
Проверяем устно: 1. . Арифметические действия (190 ч).2. . Работа с текстовыми задачами (110 ч).3. Числа и величины (70 ч).4. . Пространственные отношения, геометрические фигуры (50 ч).5. Геометрические величины, работа с данными и повторение (40 ч).
7. Задание на дом: ТПО с. 91 № 163, здесь нужно выполнить задание из учебника, составить таблицу, в которой будет показано, сколько очков в каждом виде спорта набрал каждый из 7 участников, опираясь на таблицу в учебнике на странице 114 и построить столбчатую диаграмму, по которой будет видно какое количество очков набрал каждый участник по всем 4 видам соревнований, это в рабочей тетради. Все понятно?
8.Итог урока. Ребята наш урок подошел к концу, предлагаю оценить себя по итогам урока, если вы полностью поняли и усвоили материал урока, поставьте знак + на полях тетради., если считаете, что нет, то поставьте знак -, если сомневаетесь, то знак? А я посмотрю и если возникнут вопросы, то тему проработаем еще раз.