Конспект урока "Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии"
Конспект урока "Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии"
Урок изучения нового материала.Вывести формулу суммы п первых членов арифметической прогрессии, сформировать у учащихся умение применять данную формулу при решении стандартных задач, показать практическое применение этой формулы в жизненных ситуациях, развивать логическое мышление, воспитывать культуру умственного труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии"»
Урок по алгебре в 9 классе
Тема: «Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии»
Девиз «Мало знать, надо уметь этим пользоваться».
Цели: вывести формулу суммы п первых членов арифметической прогрессии, сформировать у учащихся умение применять данную формулу при решении стандартных задач, показать практическое применение этой формулы в жизненных ситуациях, развивать логическое мышление, воспитывать культуру умственного труда.
Тип урока: изучения нового материала
Форма организации деятельности: фронтальная, парная (взаимоконтроль), индивидуальная (самоконтроль).
Ход урока:
Оргмомент.
Ребята, сегодня 27 февраля, а это значит, что остался всего лишь один день до начала весны. А весна – это всегда солнце и отличное настроение, пусть оно вас не покидает на протяжении нашего урока.
2. Проверка домашнего задания. (Взаимопроверка ответов и решения по образцу, разобрать задания, в которых допущены ошибки.)
3.Повторение и закрепление пройденного материала.
Устная работа: «Проверь себя!»
Какие из последовательностей являются арифметическими прогрессиями?
3, 6, 9, 12,…..
5, 12, 18, 24, 30,…..
5, 15, 25,….,95….
1, 2, 4, 7, 9, 11…..
5, 4, 3, 2, 1, 0, -1, -2,….
«Вычисли устно»
Найти разность арифметической прогрессии:
1; 5; 9………
105; 100….
-13; -15; -17……
11; ? ; 19,….
«Реши задачу»
Между числами 6 и 21 вставьте 4 числа так, чтобы вместе с данными числами они образовали арифметическую прогрессию.
Решение: а1 = 6, а6 = 21,
d = (21 – 6)/ (6 – 1) = 3,
6, 9, 12, 15, 18, 21.
4.Контроль усвоения материала (Проверочный тест)
5. Изучение нового материала.
Ребята, часто в жизни возникают такие ситуации, что без знаний математики нам не обойтись.
1 ситуация: Ко Дню рождения своей дочери Алины мы решили купить и обновить ей мобильный телефон. Для этого мы вместе в папой решили откладывать деньги с января месяца, в первый месяц отложили 1000 рублей, а в каждый последующий месяц мы будем откладывать на 200 рублей больше, чем в предыдущий. День рождения в июле. Какая сумма будет у нас, родителей Алины, ко дню ее рождения?
Можем мы сразу ответить на вопрос? (проблемная ситуация)
- Нет.
- Но у вас есть достаточно знаний, которые могут помочь родителям Алины. (1000 + 1200 + 1400 + 1600 + 1800 + 2000 = 9000 рублей)
Переход к изучению нового материала.
Предлагаю вам решить еще одну задачу.
Задача. Садовнику нужно изготовить лестницу для сбора яблок из 13 ступеней так, чтобы длина каждой следующей ступени была меньше предыдущей на 2 см. Какой длины брусок нужно взять садовнику для этих перекладин, если первая снизу длиной 50 см?
На слайде демонстрируется садовая лестница.
Создана проблемная ситуация.
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Для ответа на вопрос задачи необходимо найти сумму 13-ти слагаемых, а сначала сами слагаемые: 50, 48, 46, 44, … – последовательность, которая является арифметической прогрессией по определению. Это долго и нерационально. Поэтому надо бы вывести формулу для вычисления суммы n первых членов арифметической прогрессии.
6. Объяснение нового материала.
Записываем в тетрадях тему урока: Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока! - Дети формулируют, учитель координирует.
7. Сообщение ученицы.
- А теперь вернемся к нашей задаче о лестнице.
Каждую ступеньку можно обозначить как члены арифметической прогрессии: а1, а2,…, а13.
Появляется вторая лестница и обучающиеся замечают некоторую закономерность: а+а=а+а=…=а+а
Всего 13 пар слагаемых, сумма пар одинакова.
Используя это свойство, найдём сумму длин ступенек 2 лестниц
S = (а+ а)13 и поделим на 2.
494 см = 4 м 94 см
Ответ: садовнику понадобится брусок длиной 4м 94 см.
Таким образом, задача решена и для любого числа n получена формула
9. Первичное закрепление.
Решение № 603 из учебника, по одному пункту. ( Ответы: а) 1800; б) 1230.)
8.Пауза. Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь приятном, откройте глаза. Сфокусируйте свой взгляд на отдаленном предмете, а теперь на более близком. Повторите несколько раз.
- А если вам будут известны а1 и d, то каковы будут ваши действия?
Зная, что аn = а+ d(n – 1), получить другую формулу (это могут сделать сами обучающиеся).
Sn=
Sn=
Решение номеров из учебника № 606 и № 604 (по одному пункту).
Крупнейший немецкий математик Карл Гаусс (1777— 1855) в раннем возрасте проявил необыкновенные способности к изучению арифметики.
Семи лет Карл начал учиться в народной школе. В этом типе учебных заведений два первых года обучения почти полностью отводились на чтение и письмо.
И мальчик Гаусс из среды своих одноклассников ничем не выделялся.
Положение изменилось с переходом Карла в третий класс. В этом классе основное внимание уделяли арифметике.
Учитель, по фамилии Бюттнер, на одном из уроков предложил третьеклассникам найти сумму всех натуральных чисел от единицы до ста.
Нервно заскрипели на аспидных досках грифели учеников. Их всех, за исключением только одного, пугала нависшая угроза почувствовать на собственном теле сильные удары хлыста учителя. Ведь многие из них очень хорошо знали по личному опыту, что учитель больно хлещет не только за ошибки, но и за отставание от товарищей.
Этим одним был Карл Гаусс. Ему удалось почти мгновенно решить предложенную учителем задачу.
По установленному в классе распорядку решивший задачу первым клал свою доску на середину большого стола. Туда и положил свое решение маленький Гаусс, едва только учитель договорил последние слова формулировки задачи.
Насмешливый взгляд Бюттнера, не расстававшегося с хлыстом, был весьма выразительным. Наставник Гаусса даже и не допускал мысли, что на столь поспешно положенной доске может оказаться правильное решение задачи.
Но Карл оставался совершенно спокойным. Он был уверен в правильности своего ответа.
Долго сидел маленький Гаусс в ожидании окончания работы своими товарищами. Очень много прошло времени, прежде чем следующая доска легла на его доску. Но, в конце концов доски учеников последовательно легли друг на друга.
Учитель привычным движением рук перевернул эту кучу досок так, чтобы начать просмотр с тех работ, которые были сданы первыми.
Работа Карла удивила учителя. Решение мальчика было не только правильным, но к тому же весьма простым и оригинальным.
В решении Карла ярко проявилась его математическая зоркость. Ему оказалось достаточным взглянуть на запись задания 1+2 + 3+ ... +98 + 99 + 100, чтобы заметить, что сумма каждой пары слагаемых, которые одинаково отстоят от концов записанного выражения, равна 101 ( 1 + 100, 2 + 99, 3 + 98, ...,50 + 51).
А таких пар, рассуждал дальше мальчик, в два раза меньше, чем слагаемых, т. е. 50. Выходит, что вся искомая сумма равна 101 * 50 = 5050.
Способности Гаусса в области счета всегда удивляли людей, которым доводилось с ним встречаться. В развитии этих способностей очень большую роль сыграли целеустремленность, трудолюбие и тщательность выполнения каждой работы, в том числе и чисто ученических упражнений. При выполнении вычислений Карл Гаусс всегда соблюдал образцовый порядок. Каждую цифру он писал четко; каждое число занимало надлежащее ему место.
Почти неизвестно ошибок в работах Гаусса. Он умел своевременно выявлять и исправлять свои ошибки. С этой целью им широко использовались различные способы проверки.