Урок алгебры по теме: «Сумма п-первых членов арифметической прогрессии»
Учитель Исаков А.Н.
Ход урока
- Организационный этап.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите, число…., классная работа.
II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
Задание классу:
1. На слайде представлены некие числовые последовательности.
а) продолжить ряд (записать в тетрадь)
Устно:
Продолжите ряд:
- 1;2;4;8;16…..
- 4;7;10;13……..
- 1;2;3;6;12…..
- 1;6;11;16;21….
- 1;4;9;16;25…..
- 16;12;8………
В парах обсудите варианты продолжения последовательностей. При проверке заслушаем 6 пар.
Проверка. (1- каждое последующее число в два раза больше предыдущего, 2- каждое последующее число на 3 больше предыдущего, 3- каждое последующее число на 1,2,3,4…. больше предыдущего, 4- каждое последующее число на 5 больше предыдущего, 5 – последовательность квадратов натуральных чисел, 6- каждое последующее число на 4 меньше предыдущего).
У кого было все правильно, ставит себе «+».
б) Выписать в тетрадь номера последовательностей, являющихся арифметическими прогрессиями.
Проверить в парах.
Одна пара представляет свой вариант. (Согласны, не согласны, почему…)
У кого было все правильно, ставит себе «+».
2.Почему последовательности 2); 4); 6) являются арифметическими прогрессиями?
Во время работы класса три ученика оформляют на доске решение домашней работы.
Задача 1.
Дана арифметическая прогрессия: a4 =18, a8=38. Найти и d.
Решение:
1. d= (38 -18)/(8-4)
d= 5
2. a4= а1+5+5+5= a1 + 15
а1 = 18 – 15 = 3
Ответ: а1 = 3 и d = 5.
Задача 2.
Сколько положительных членов в прогрессии 15,6; 13,5; 11,4……
Решение:
an= a1+ d (n – 1), где a1=15,6; d= -2,1
an = 15 ,6 -2,1 (n – 1)
по условию 15,6 -2,1 (n – 1) > 0
15,6-2,1 n + 2,1 > 0
17,7 > 2,1 n
n < 177 /21
n < 8,4…
т.к для натуральных значений n выполняется условие то n=8
Ответ: 8
Задача 3.
При каком значении х три подряд идущих числа 4х; х-1; 12 составляют арифметическую прогрессию? Найти эти числа.
Решение: по свойству арифметической прогрессии 2*( х-1 ) = 4х + 12
2х-2=4х+12
-2х = 14
Х=-7
Ответ: -28; -8; 12.
Ученики представляют свои решения классу.
Дополнительные вопросы выступающим ученикам:
1.Дайте определение арифметической прогрессии.
2. Дать характеристику числу d.
2. Как найти n-ый член арифметической прогрессии?
Во время проверки домашней работы 1 ученик заполняет таблицу у доски.
Ученикам предлагается себя оценить.
За каждую верно выполненную задачу ставим себе «+».
III. Этап изучения нового материала.
- На слайде задача в стихах:
Задача очень непроста:
Как сделать, чтобы быстро
От единицы и до ста
Сложить в уме все числа?
Пять первых связок изучи,
Найдёшь к решению ключи.
а) Найти сумму чисел от 1 до 10. (Ученики решали эту задачу и знают способ решения: 11*5=55)
Проверка в парах. Одну пару заслушиваем.
б) Найти сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, т.е. вычислим сумму
S = 1+2+3+4+5+........+99+100.
Проверка в парах. Одну пару заслушиваем.
S = 101*50 = 5050
Слайд. Гаусс К.Ф.
Много замечательных историй мы знаем о великих математиках. Одной из них является легенда о Карле Гауссе.
Согласно легенде, школьный учитель математики, чтобы занять детей на долгое время, предложил им сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Юный Гаусс вероятно рассуждал так: «Сумма первого и последнего слагаемого равна 101, сумма второго и предпоследнего слагаемого, тоже 101 и ничего странного в этом нет. Второе слагаемое на единицу больше первого, а предпоследнее на единицу меньше последнего, так что сумма должна быть такой же. То же будет происходить и с каждой новой парой чисел. Таких сумм 50, так как всего чисел 100 и все они разделены на пары. Значит, вся сумма равна числу 101 умноженному на 50. И Гаусс подсчитал, что сумма равна 5050» и мгновенно получил результат.
Эту задачу вы решили, используя свойство присущее всем арифметическим прогрессиям.
Ее решение предложено в учебнике на странице 248.
Учащиеся разбирают решение задачи, 1 ученик отвечает у доски:
Запишем сумму данных чисел, а под ней – те же слагаемые в обратном порядке:
S = 1+2+3+4+5+........+99+100
S = 100+99+…….+5+4+3+2+1
Сложим почленно эти два равенства. Каждая пара слагаемых даст один и тот же результат 101.
2 S = 101+101+101+101+……….+101 из числа 100 слагаемых
2 S = 10100
S = 5050
Этот же прием можно использовать и для вычисления суммы n-первых членов арифметической прогрессии. В тетради записываем тему: Сумма n-первых членов арифметической прогрессии.
Доказательство теоремы ученикам предложено провести самостоятельно. Те, кто затрудняется, могут воспользоваться учебником. В учебнике на стр. 249 оно представлено.
Доказательство теоремы 1 ученик проводит у доски, ученики записывают доказательство в тетрадь.
IV. Этап закрепления изученного материала.
На слайде предложены пять задач из УМК «Математика. Подготовка к ГИА». Их необходимо решить самостоятельно. У кого есть вопросы, можно их задавать учителю по ходу решения индивидуально.
5 желающих учеников решают задачи на доске (за шторками)
1)Найти сумму 35 первых членов арифметической прогрессии 2;4;6;8;……..
2) Найти сумму ста первых четных натуральных чисел.
3) Найти сумму 40 первых членов арифметической прогрессии, если a2 = 7, а4 =11.
4) Найдите сумму членов арифметической прогрессии с пятнадцатого по тридцатый включительно, если первый член равен 10 и разность равна 3.
5) Турист, поднимаясь в гору за первый час достиг высоты 580 м, а за каждый следующий час поднимался на высоту на 40 м меньше, чем в предыдущий. За сколько часов он достигнет высоты 2500 м, поднимаясь от подножия горы.
При проведении проверки шторки открываются, ученики представляют свои решения. Ученики задают им вопросы на понимание и по теории.
Выступающим ученикам предлагается оценить себя.
Задача 1.
Найти сумму 35 первых членов арифметической прогрессии 2;4;6;8;……..
Решение:
a35 = а1 + ( n - 1)d;
a35 = 2 + (35-1) 2=70
S = (2 + 70) *35/2 =1260.
Ответ: 1260
Задача 2.
Найти сумму ста первых четных натуральных чисел.
Решение:
2;4;6;8;…….2n.- это арифметическая прогрессия с разностью 2.
S = (2 + 200) *100/2 =10100.
Ответ:10100
Задача 3.
Найти сумму 40 первых членов арифметической прогрессии, если a2 = 7, а4 =11
Решение: Зная второй и четвертый члены арифметической прогрессии, найдем a1 и d
d = (11 – 7) / (4 – 2) = 2
a1= a2 – d =7 – 2 = 5
S = (2*5 +2(40 – 1))*40/2=(15+78)*20 = 93*20 = 1860
Ответ:1860
Задача 4.
Найдите сумму членов арифметической прогрессии с пятнадцатого по тридцатый включительно, если первый член равен 10 и разность равна 3.
Решение:
an = а1 + ( n - 1)d
а15 = 10 + 3( 15 - 1) = 10 + 42 = 52
a30 = 10 + 3( 30 - 1) = 10 + 87 = 97
т.к с 15-го по 30-ый 16 членов прогрессии, то
S = (52 +97)*8 = 1192
Ответ: 1192.
Задача 5.
Турист, поднимаясь в гору за первый час достиг высоты 580 м, а за каждый следующий час поднимался на высоту на 40 м меньше, чем в предыдущий. За сколько часов он достигнет высоты 2500 м, поднимаясь от подножия горы.
Решение:
a1= 580
d =-40
S= 2500
Найдем n. Воспользуемся формулой:
Решим уравнение:
(1160-40(n-1))*n=5000
(1160-40n+40)n=5000
1200n-40n²-5000=0
n²-30n+125=0
n1=5, n2=25
Отбираем число 5 по смыслу задачи.
Ученикам предложено задать вопросы на понимание.
V. Этап проведения контроля
Решить самостоятельно предложенные на слайде задачи:
Вариант 1
1. а1= - 3; d=7. Найдите S7.
2. (аn): 5; 2; -1; -4;… арифметическая прогрессия. Найдите S20.
Вариант 2
1. а1= - 2; d=9. Найдите S7.
2. (аn): 7; 5; 3; 1;…арифметическая прогрессия. Найдите S20.
Учащиеся выполняют решение, затем самопроверку, сравнивая полученные ими ответы с представленными верными ответами на слайде.
За каждую верно выполненную задачу ставим себе «+».
Ответы к тесту
№ п/п
Вариант 1
Вариант 2
1.
S7=108
S7=175
2.
S20= - 470
S20=240
VI. Этап инструктажа по домашнему заданию.
П.2 стр. 248, ГИА № 7.14 (2),
№39; 42 или задание повышенной сложности №44; 45.
VII. Этап подведения итогов урока, рефлексии.
Ученикам предложено оценить свою работу на уроке.
7 плюсов – «5», 5,6 плюсов – «4», 3,4 плюса – «3», 1,2 плюса – «2», о плюсов – «1»
Поднимают руки, кто поставил себе «5», «4», «3».
Учитель выставляет оценок за урок учащимся с учетом самооценки.