kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

           Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому,как они должны думать, 

то тогда исчезнут всякие недоразумения.  Г. Лихтенберг.

 6.2 Вычитание дробей.

                  Первый и второй урок 

 Урок построен в соответствии с системно-деятельностным методом обучения, урок по типу ОНЗ (открытие новых знаний).

Цель урока: формировать навыки вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

Для активизации познавательной деятельности и развития универсальных учебных действий на уроке использованы элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии групповой деятельности, ИКТ, здоровьесберегающая. Вместе с учителем учащиеся самостоятельно формулируют тему урока определяют задачи урока и  решают поставленные задачи.

Тема: Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Цель: формировать навыки вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

 понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Познавательные:

 формировать навыки вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби.

Коммуникативные:

воспитывать, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Методы обучения:

  • Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)
  • Наглядный
  • Проблемно – поисковый
  • Эвристическая беседа

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная
  • Парная
  • Групповая
  • Индивидуальная

Оборудование:

Мультимедийный проектор, документ-камера, презентация, карточки для работы в группе, бумага, ножницы.

Основные понятия, изучаемые на уроке: числитель и знаменатель дроби, сумма и разность дробей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вычитание обыкновенных дробей»

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг.

6.2 Вычитание дробей.

Первый и второй урок

Урок построен в соответствии с системно-деятельностным методом обучения, урок по типу ОНЗ (открытие новых знаний).

Цель урока: формировать навыки вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

Для активизации познавательной деятельности и развития универсальных учебных действий на уроке использованы элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии групповой деятельности, ИКТ, здоровьесберегающая. Вместе с учителем учащиеся самостоятельно формулируют тему урока определяют задачи урока и решают поставленные задачи.


Тема: Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Цель: формировать навыки вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Познавательные:

формировать навыки вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби.

Коммуникативные:

воспитывать, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Методы обучения:

  • Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)

  • Наглядный

  • Проблемно – поисковый

  • Эвристическая беседа

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная

  • Парная

  • Групповая

  • Индивидуальная

Оборудование:

Мультимедийный проектор, документ-камера, презентация, карточки для работы в группе, бумага, ножницы.

Основные понятия, изучаемые на уроке: числитель и знаменатель дроби, сумма и разность дробей.



Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику С.А. Козлова

Этапы урока

Приемы обучения и учения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, наличие на столах ножниц, бумаги, линейки, карандаша, организация внимания детей.






Включаются в деловой ритм урока.







Личностные: Умение выделять нравственный аспект поведения.

Коммуникативные: Умение слушать


2.Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности

Вызов

Что умеете? Составление кластера Слайд 1


Слайд 2. Сложите дроби:




Выполните вычитание:


; ; 1- . Умеете вы выполнять сложение и вычитание дробей?

Проблема: как вычитать обыкновенные дроби? Слайд 4. Цель:

1) Сформулировать правила вычитания дробей.

2) Научиться применять эти правила в практических примерах.

Итак, какую тему мы будем изучать?

Тема: «Вычитание дробей»

Чтобы реализовать поставленные цели, какие задачи надо выполнить?

1) Сформулировать правила, наблюдая за предложенными объектами.

2) Записать это правило с помощью букв в виде формулы.

3) Научиться применять правила при выполнении практических задач.


Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим

Регулятивные: Умение самостоятельно ставить цели.

Коммуникативные: Адекватно используют речевые средства

Познавательные: Анализ

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме


3. Актуализация знаний

Работа в группе

Задания группам смотрите в приложении.





Договариваются о совместной работе в группе. Пытаются сделать вывод.


Моделируют вычитание дробей с помощью рисунков, схем.

Личностные: активность при решении математических задач

Регулятивные: Сличают результат своих действий

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Познавательные: Умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной речи с применением математической терминологии.

Отчет о работе в группе

1 ученик. Делает запись на доске.

2 и 3 ученики - демонстрируют вырезанные модели.

4 ученик. Делает вывод. Слайды 6,7,8,9.

Выполняют вычитание, взаимопроверку и повторяют правила вычитания.

Работа с учебником по тексту

№1 устно стр 81


Читают текст на странице 80.

4.Применение полученных знаний

Подведение под понятие


№2(а,б, в, г) стр 81

№3(а, б, в, г) стр 81

№6 (а, б, в, г) стр 81

Рассматривают все возможные варианты, просчитывают их, делают вывод и дают ответ.

Один ученик оформляет результат на доске.

Личностные: Устойчивый познавательный интерес

Регулятивные: корректируют, дополняют ответы

Коммуникативные: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга.

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи


5. Динамическая пауза

Упражнения для профилактики сколиоза.


Презентация.(В приложении)


Выполняют упражнения


6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Самостоятельная работа.

Выполняют самостоятельную работу с последующей самопроверкой и оценивание выполненной работы по критерию. Слайд 10, 11, 12..


Выполняют работу и самопроверку, оценивают результат по критерию.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: Сличают результат своих действий с заданным эталоном,

Познавательные: овладение навыками устных и письменных вычислений.

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД

Индивидуальное выполнение. Проверяет учитель.

Повышенный уровень. № 11стр 83.

Индивидуально выполняют задание.

Личностные: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

Регулятивные: прогнозирование

Коммуникативные: Планируют общие способы работы

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи

8. Домашнее задание


Дает пояснение к заданиям п 6.2 №2,№3, №6 (дорешать), №5, стр 81

№16(а) (для желающих) стр 83.

Слайд 15.


Записывают задания в дневник


9. Рефлексия деятельности

Продолжить фразу

Презентация слайд 14.

-Как можно вычитать дроби:

-с одинаковыми знаменателями,

-с разными знаменателями?

Предлагает подвести итоги – оценить свой уровень знаний и умений.



Личностные: взаимное уважение

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства

Познавательные: умеют работать с математической терминологией












Приложение.

Правило работы в группе.


  • работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

  • работать по алгоритму (плану)

  • своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

  • качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

  • каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка-инструкция для 1 группы

Цель вашей группы:

  • сформулировать правила вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

  • записать это правило с помощью букв в виде формулы;

  • научиться применять правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;


Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.

1. с помощью координатного луча выполните вычитание дробей.

Сделайте запись в тетради!

2. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? Запишите ответ в тетради.

3. Закончите запись правила вычитания, заменив звёздочку буквой:

.

4. Выполните вычитание (записи делайте в тетради):

а)  =  = б) ; в) .


------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Карточка-инструкция для 2 группы.

Цель вашей группы:

  • сформулировать правило вычитания дробей с разными знаменателями;

  • научиться применять правило вычитания дробей с разными знаменателями;

Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.

1. с помощью долей круга выполните вычитание дробей

Сделайте запись в тетради!

2. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как вычитать дроби с разными знаменателями? Запишите ответ в тетради.


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Карточка-инструкция для 3 группы.


Цель вашей группы:

  • сформулировать правило вычитания из 1 дроби;

  • записать это правило с помощью букв в виде формулы;

  • научиться применять правило вычитания из 1 дроби;

Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.

1. с помощью долей прямоугольника выполните вычитание дробей. 1-

Сделайте запись в тетради!

2. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как вычитать из 1 дробь? Запишите ответ в тетради.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка-инструкция для 4 группы.


Цель вашей группы:

  • сформулировать правило вычитания из 1 дроби;

  • записать это правило с помощью букв в виде формулы;

  • научиться применять правило вычитания из 1 дроби;

Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.

1.С помощью долей круга выполните вычитание дробей. 1-

Сделайте запись в тетради!

2. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как вычитать из 1 дробь? Запишите ответ в тетради.


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Карточка-инструкция для 5 группы.

Цель вашей группы:

  • сформулировать правило вычитания дробей с разными знаменателями;

  • научиться применять правило вычитания дробей с разными знаменателями;


Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.

1. с помощью долей круга выполните вычитание дробей

Сделайте запись в тетради!

2. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как вычитать дроби с разными знаменателями? Запишите ответ в тетради.


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка-инструкция для 6 группы.

Цель вашей группы:

  • сформулировать правило вычитания дробей с разными знаменателями;

  • научиться применять правило вычитания дробей с разными знаменателями;


Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.

1 с помощью координатного луча выполните вычитание дробей

Сделайте запись в тетради!

2. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как вычитать дроби с разными знаменателями? Запишите ответ в тетради.


Просмотр содержимого презентации
«Вычитание об дробей»

ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ Тема: Складывать дроби Сравнивать дроби ЧИТАТЬ ЗАПИСЫВАТЬ ИЗОБРАЖАТЬ НА ЧИСЛОВОМ ЛУЧЕ Умеем:

ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ

Тема:

Складывать

дроби

Сравнивать

дроби

ЧИТАТЬ

ЗАПИСЫВАТЬ

ИЗОБРАЖАТЬ

НА

ЧИСЛОВОМ

ЛУЧЕ

Умеем:

1 -

1 -

Проблема как вычитать обыкновенные дроби? Тема урока Вычитание дробей Цели:

Проблема

как вычитать обыкновенные дроби?

Тема урока Вычитание дробей

Цели:

    Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Вычитание дробей Для того чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями, нужно найти разность их числителей , а знаменатель оставить прежним . 1 2-1 1 2 - = = 3 3 3 3

    Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

    Вычитание дробей

    Для того чтобы найти разность

    дробей с одинаковыми знаменателями,

    нужно найти разность их числителей ,

    а знаменатель оставить прежним .

    1

    2-1

    1

    2

    -

    =

    =

    3

    3

    3

    3

    Алгоритм: Чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями, надо 1. вычесть их числители, результат записываем в числитель 2. Знаменатель оставить прежним.

    Алгоритм:

    Чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями, надо

    1. вычесть их числители, результат записываем в числитель

    2. Знаменатель оставить прежним.

    Число 0 Число 0  равно дроби , где n  — любое натуральное число. 0 n Если уменьшаемое равно вычитаемому, то разность равна 0 . 2 / 0 4-4 2 4 = = - = 0 6 6 6 3

    Число 0

    Число 0 равно дроби ,

    где n — любое натуральное число.

    0

    n

    Если уменьшаемое равно вычитаемому,

    то разность равна 0 .

    2 /

    0

    4-4

    2

    4

    =

    =

    -

    =

    0

    6

    6

    6

    3

    Вычитание дробей с разными знаменателями Для нахождения разности дробей с разными знаменателями их сначала приводят к общему знаменателю , а затем находят разность по правилу вычитания дробей с одинаковыми знаменателями . 3 / 4 2 2 2 6 = = - - 9 3 9 9 9

    Вычитание дробей

    с разными знаменателями

    Для нахождения разности

    дробей с разными знаменателями

    их сначала

    приводят к общему знаменателю ,

    а затем находят разность

    по правилу вычитания дробей

    с одинаковыми знаменателями .

    3 /

    4

    2

    2

    2

    6

    =

    =

    -

    -

    9

    3

    9

    9

    9

    Математический диктант II вариант I вариант 14 10 2 4 12 6 = = 1) 1) 15 12 15 12 15 12 11 28 12 2 23 30 = = 2) 2) 25 25 47 47 47 25 19 22 14 15 5 7 = = 3) 3) 43 35 43 35 43 35 8 6 14 = 8 2 10 = 4) 4) 17 17 17 13 13 13 6 8 5 7 6 5 = = 1 5) 5) 1 9 9 9 8 8 8

    Математический диктант

    II вариант

    I вариант

    14

    10

    2

    4

    12

    6

    =

    =

    1)

    1)

    15

    12

    15

    12

    15

    12

    11

    28

    12

    2

    23

    30

    =

    =

    2)

    2)

    25

    25

    47

    47

    47

    25

    19

    22

    14

    15

    5

    7

    =

    =

    3)

    3)

    43

    35

    43

    35

    43

    35

    8

    6

    14

    =

    8

    2

    10

    =

    4)

    4)

    17

    17

    17

    13

    13

    13

    6

    8

    5

    7

    6

    5

    =

    =

    1

    5)

    5)

    1

    9

    9

    9

    8

    8

    8

    Математический диктант Проверьте себя: 1 вариант II вариант 13 1 6 11 5 1 = = 1) 1) 1 4 1 4 7 12 6 12 17 13 = 7 3 3 5 = 2) 2) 1 8 1 4 9 18 14 7 1 1 1 2 1 1 = = 3 ) 3) 1 2 3 3 1 5 4 5 7 11 = 1 1 = 1 1 4 ) 4) 10 1 8 5 2 2 9 7 9 2 1 2 1 1 1 = = 5) 5) 1 8 50 10 3 9 3 25 6

    Математический диктант

    Проверьте себя:

    1 вариант

    II вариант

    13

    1

    6

    11

    5

    1

    =

    =

    1)

    1)

    1 4

    1 4

    7

    12

    6

    12

    17

    13

    =

    7

    3

    3

    5

    =

    2)

    2)

    1 8

    1 4

    9

    18

    14

    7

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    =

    =

    3 )

    3)

    1 2

    3

    3

    1 5

    4

    5

    7

    11

    =

    1

    1

    =

    1

    1

    4 )

    4)

    10

    1 8

    5

    2

    2

    9

    7

    9

    2

    1

    2

    1

    1

    1

    =

    =

    5)

    5)

    1 8

    50

    10

    3

    9

    3

    25

    6

    II вариант I вариант 1 4 1 8 13 2 = = 1) 1) 12 12 15 15 1 1 12 17 30 13 = = 2) 2) 25 47 47 25 1 1 14 15 28 21 = = 3) 3) 35 43 35 43 1 6 11 = 1 2 11 = 4) 4) 17 17 13 13 1 1 2 5 4 3 1 = = 2 5) 5) 9 9 8 8 8 9

    II вариант

    I вариант

    1

    4

    1

    8

    13

    2

    =

    =

    1)

    1)

    12

    12

    15

    15

    1

    1

    12

    17

    30

    13

    =

    =

    2)

    2)

    25

    47

    47

    25

    1

    1

    14

    15

    28

    21

    =

    =

    3)

    3)

    35

    43

    35

    43

    1

    6

    11

    =

    1

    2

    11

    =

    4)

    4)

    17

    17

    13

    13

    1

    1

    2

    5

    4

    3

    1

    =

    =

    2

    5)

    5)

    9

    9

    8

    8

    8

    9

    ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ Тема: Складывать дроби Вычитать дроби Сравнивать дроби ЧИТАТЬ ЗАПИСЫВАТЬ ИЗОБРАЖАТЬ НА ЧИСЛОВОМ ЛУЧЕ Умеем:

    ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ

    Тема:

    Складывать

    дроби

    Вычитать

    дроби

    Сравнивать

    дроби

    ЧИТАТЬ

    ЗАПИСЫВАТЬ

    ИЗОБРАЖАТЬ

    НА

    ЧИСЛОВОМ

    ЛУЧЕ

    Умеем:

      Домашнее задание:  п 6.2 №2,№3, (дорешать), №5, стр 81  №16(б) (для желающих) стр 83.

      Домашнее задание: п 6.2 №2,№3, (дорешать), №5, стр 81 №16(б) (для желающих) стр 83.


      Получите в подарок сайт учителя

      Предмет: Математика

      Категория: Уроки

      Целевая аудитория: 5 класс.
      Урок соответствует ФГОС

      Скачать
      Конспект урока. Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

      Автор: Корнюшкина Вера Михайловна

      Дата: 24.06.2014

      Номер свидетельства: 108181

      Похожие файлы

      object(ArrayObject)#853 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(175) "Конспект урока на тему: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" "
          ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhieniie-i-vychitaniie-obyknoviennykh-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
          ["file_id"] => string(6) "143260"
          ["category_seo"] => string(10) "matematika"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1418484738"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#875 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(84) "Конспект урока математики " Сравнение дробей" "
          ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-matiematiki-sravnieniie-drobiei"
          ["file_id"] => string(6) "127858"
          ["category_seo"] => string(10) "matematika"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1415382237"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#853 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(179) "Конспект урока математики Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями."
          ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_slozhieniie_i_vychitaniie_obyknoviennykh_drobiei_s_o"
          ["file_id"] => string(6) "379740"
          ["category_seo"] => string(10) "matematika"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1484504034"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#875 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(172) "Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" ( ФГОС) "
          ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-slozhieniie-i-vychitaniie-obyknoviennykh-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami-fgos"
          ["file_id"] => string(6) "101206"
          ["category_seo"] => string(10) "matematika"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1402410423"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#853 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(160) "Конспект урока математики в 5 классе на тему:"Сложение и вычитание обыкновенных дробей" "
          ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-5-klassie-na-tiemu-slozhieniie-i-vychitaniie-obyknoviennykh-drobiei"
          ["file_id"] => string(6) "158358"
          ["category_seo"] => string(10) "matematika"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1421736306"
        }
      }
      


      Получите в подарок сайт учителя

      Видеоуроки для учителей

      Курсы для учителей

      ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

      Добавить свою работу

      * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

      Удобный поиск материалов для учителей

      Проверка свидетельства