учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – 27 – е изд., стер. –
М.: Мнемозина, 2010. – 288 с.: ил
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Время |
1.Организационный момент | Настраивает на сотрудничество, обращая внимание на девиз урока "Помогая другим, учимся сами!". Предлагает правила работы на уроке. | Принимают девиз урока. Уточняют, принимают правила работы на уроке. Распределяют роли в группах. | Коммуникативные: распределение обязанностей в группе; Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 1-2 мин. |
2.Этап повторения теоретического материала Актуализация и систематизация опорных знаний | 1.Актуализация теоретического материала по темам: «Умножение натуральных чисел и его свойства», «Сложение дробей с одинаковым знаменателем», «Сокращение дробей», «Запись обыкновенной дроби в виде десятичной дроби» Предлагает выбрать группам вопрос для повторения. 2.Систематизация теоретического материала по теме. Обращает особое внимание на главное, подчеркивает существующие логические связи между теоретическими вопросами, опираясь на конкретные задания. | Обсудив в группе темы, выбирают вопрос для повторения. Работают в группе: -активизируют имеющиеся знания; -осуществляют поиск информации в различных источниках: учебнике, тетради, справочнике по математике; -оказывают взаимопомощь; -рецензируют ответы товарищей; -выполняют индивидуальные задания по карточкам: карточка: 1.Сократите дробь: а) 4/10; б) 15/60; в) 6/30 Выполните действие и сократите ответ: а) 11/12-5/12; б)5/14+2/14 Запишите в виде десятичной дроби: а) 1/5; б) 13/20 Запишите в виде обыкновенной несократимой дроби: а) 0,875; б) 0,75 Замените сложение умножением: а) 5+5+5; б) 2+2+2+2+2+2; в) a+a+a+a карточка: 1.Сократите дробь: а) 2/8; б)88/33; в)9/12 2.Выполните действие и сократите ответ: а) 7/18-1/18; б) 6/15+4/15 Запишите в виде десятичной дроби: а) 1/4; б) 2/25 Запишите в виде обыкновенной несократимой дроби: а) 0,035; б) 0,45 Замените умножение сложением: а)3*5; б)2*6; в) b*4 | Познавательные: Осуществление актуализации знаний, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт. Анализ и выделение существенных признаков между понятиями, конкретизация способов решения задач в соответствии с их типом. Регулятивные: Выполнение учебных действий. Коммуникативные: Проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач. Личностные: формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, определение значимости для себя изучаемых понятий. | 5-6 мин |
3.Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной задачи. | дает проблемную ситуацию: Решите задачу: Скорость улитки 2/5 см/ мин. Успеет ли улитка за 4 мин. доползти до одуванчика, если расстояние до него равно 3 см? -Что неизвестно в задаче? -Как найти расстояние, зная скорость и время? -Составьте выражение для решения задачи -Сможем ли мы найти значение выражения? -Каких знаний нам не хватает? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Итак, сегодня на уроке мы будем заниматься… То есть нам предстоит вывести правило, озвученное в теме урока, и упражняться в его применении. | Отвечают на вопросы учителя: -Расстояние, которое проползет улитка -Чтобы найти расстояние надо скорость умножить на время - нет - мы не умеем умножать обыкновенную дробь на число -умножением дроби на число | Познавательные: анализ, сравнение, конкретизация типа задачи; составление краткой записи задачи в виде таблицы, применение алгоритма решения задачи, поиск ошибки в решении предложенной задачи. Коммуникативные: постановка вопросов-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: Выполнение учебных действий. составление плана решения задачи, самоконтроль на каждом этапе решения задачи. Личностные: формирование этических чувств, прежде всего-доброжелательности. | 4-5 мин. |
4.Открытие нового знания | Давайте подумаем, как мы можем решить задачу, используя те знания, которые у нас есть. Какие будут ваши предложения? Предлагает представителям групп продемонстрировать решение задач на интерактивной доске. Предлагает дать рецензию на выступление другим группам. Вопросы к аудитории: -Что объединяет представленные отчёты? - Как будем решать задачу, если в условии дана дробь, которую нельзя перевести в десятичную? -А теперь давайте вместе сформулируем единый алгоритм умножения обыкновенной дроби на натуральное число. Итак, мы с вами сформулировали данное правило: чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения. | - Можно умножение заменить сложением и сложить дроби с одинаковыми знаменателями. -Можно обыкновенную дробь перевести в десятичную и выполнить умножение. Выполняют работу в группах по заданному алгоритму: Задание 1: Выразите обыкновенную дробь в виде десятичной. Выполнить умножение полученной дроби на натуральное число. Запишите полученный результат в виде обыкновенной дроби (если необходимо сократите дробь) Подготовьте отчет группы. Задание 2: 1.Замените умножение действием сложения четырех слагаемых, каждое из которых равно 2/5. 2.Выполните сложение (если необходимо сократите дробь). 3. Запишите ответ в виде обыкновенной дроби. 4. Подготовьте отчет группы. Отчёт групп. Группы представляют отчёт о проделанной работе. По каждому заданию заслушивается одна из групп, другая дополняет ответ. На доске появляется запись работы каждой группы. Таким образом дети имеют возможность сравнить полученные результаты. -Ответы - выдают свои версии ответов; -с помощью наводящих вопросов учителя решают поставленную задачу | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: работа в группе, организация взаимоконтроля, взаимопроверки на всех этапах учебно-познавательной деятельности. Регулятивные: Выполнение учебных действий. Составление плана решения задачи, самоконтроль на каждом этапе решения задачи. Личностные: самоопределение | 7-8 мин. |
5.Физкультминутка | Сделаем небольшую паузу и посвятим её гимнастике для глаз | Дети проводят гимнастику: вертикальные движения глаз вверх-вниз горизонтальные вправо-влево вращение глазами по часовой стрелке и против; закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее глазами «нарисовать» фигуру несколько раз в одном, а затем в другом направлении | | 2 мин. |
6.Первичное закрепление во внешней речи | Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы, по достижению целей урока. Организует работу у доски и в тетрадях. | Проговаривают вслух алгоритм действий в ходе совместного выполнения типовых заданий 1.Выполняют умножение: 1) 5*3/7; 1*5/9; 0*3/17; 2) 3/4*24; 4/5*35; 5/8*64 3) 1285/6; 12*1/12; 7/12*36 2. №431 стр. 71 | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения, контроль и оценка процессов и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, принятие решения и его реализация. Регулятивные: Выполнение учебных действий. Составление плана решения задачи, самоконтроль на каждом этапе решения задачи. Личностные: оценивание усваиваемого содержания | 4-5 мин. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой | Организует самостоятельную работу учащихся с самопроверкой выполнения задания | Выполняют самостоятельную работу (самопроверка, ответы записаны на доске) Вариант 1 Выполните умножение: а)1/2*7; б) 6/7*2; в) 8/25*10; г) 7/9*9; д) 5/6*6; е) 3/16*24. Вариант 2 Выполните умножение: а)1/3*8; б) 3/5*2; в) 7/35*10; г) 5/8*7; д) 7/9*7; е) 5/18*24. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения, контроль и оценка процессов и результатов деятельности. Коммуникативные: принятие решения и его реализация. Регулятивные: Выполнение учебных действий. Составление плана решения задачи, самоконтроль на каждом этапе решения задачи. Личностные: оценивание усваиваемого содержания | 4-5 мин. |
8.Включение в систему знаний и повторение | Организует совместную работу учащихся у доски и в тетрадях -Чтобы найти сумму чисел, какое действие надо выполнить? - А разность? -Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? -Как быстрее получить ответ? | Выполняют предложенную учителем работу: №457 стр. 75 -Сложение -Вычитание -Нужно раскрыть скобки и применить сочетательное свойство сложения а) (2/5+1/10)+(2/5-1/10)=2/5+1/10+2/5-1/10=4/5 б) (1/4+1/6)+(1/4-1/6)=1/4+1/6+1/4-1/6=2/4=1/2 -Чтобы быстрее получить ответ, надо первое число удвоить а) 2/5*2=4/5; б) 1/4*2=1/2 | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения, контроль и оценка процессов и результатов деятельности. Коммуникативные: принятие решения и его реализация. Регулятивные: Выполнение учебных действий. Составление плана решения задачи, самоконтроль на каждом этапе решения задачи. Личностные: оценивание усваиваемого содержания | 7-8 мин. |
9.Подведение итогов. Домашнее задание | -Назовите правило, которые мы сегодня выучили. -Расскажите алгоритм умножения дроби на натуральное число. Домашнее задание: п. 13 № 427,№432, №479, №482(а) Дает краткое пояснение каждого номера домашнего задания. | Формулируют правило Повторяют алгоритм умножения дроби на число Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки. | Личностные: проводят самооценку Познавательные: сформирован навык для правильного выполнения домашнего задания Коммуникативные: планируют сотрудничество, определяют кому нужна помощь | 2-3 мин. |
10.Рефлексия деятельности (итог урока) | Обращается к учащимся в стихотворной форме: «Завершается урок. Он пошел ребятам впрок? Постарались все понять? Учились тайны открывать? Ответы полные давали? На уроке не зевали?» Задает вопросы: На уроке - Было трудно … - Было интересно … - Я научился … - Меня удивило | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Выражают свои мысли | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений | 2-3 мин. |