Конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Конспект урока по математике "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" для 6 класса по учебнику Н. Я. Виленкина. Урок разработан в рамках ФГОС. Цель урока: Способствовать построению алгоритма сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Слово учителя: Герберт Спенсер, английский философ говорил: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»
Эти слова и будут девизом нашего урока.
- Какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти?
- Чему мы уже научились?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" »
Урок по математике в 6 «А» классе по теме:
«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Провела: Пугачева О. В.
2014г.
Цель урока: Способствовать построению алгоритма сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
I. Постановка задач
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение
Познавательные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Предметные:
Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)
Слово учителя: Герберт Спенсер, английский философ говорил: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»
Эти слова и будут девизом нашего урока.
- Какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти? (обыкновенными дробями)
- Чему мы уже научились? (сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к НОЗ)
- Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться? (мы должны научиться производить с ними арифметические действия).
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
Предметные: актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.
Цель этапа:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: основное свойство дроби, приведение дробей к одинаковому знаменателю, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с разными знаменателями.
Слово учителя:
- А начнём мы как всегда с устной работы, потому что для того, чтобы узнать что-то новое, необходимо повторить уже изученный материал.
Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю: 7⁄10 и 13⁄20, 2⁄3 и 5⁄8, 5/6 и 4/21
Выполните действия: 1⁄5+2⁄5, 13⁄15-2/15.
Слово учителя:
А каким правилом сложения и вычитания дробей вы воспользовались? (алгоритмом сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями). Давайте восстановим алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями:
1.Суммой (или разностью) дробей является дробь
2.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)
3.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности)
4.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить и нее целую часть
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания
Регулятивные: волевая само регуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.
Предметные: вывести алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
Слово учителя
– Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дал ответы? Чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились, от этого? (В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, и у нас был алгоритм сложения и вычитания таких дробей, а в последнем задании у дробей разные знаменатели.)
– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание и определить, кто его выполнил правильно? (Надо найти способ нахождения суммы и разности дробей с разными знаменателями, построить для таких дробей алгоритм сложения и вычитания.)
– Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму.)
– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.)
– Запишите тему. (На доске записывается тема урока.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы
Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
- Как, по вашему, можно сложить дроби с разными знаменателями?
-Ребята, обратите внимание на первое задание работы. Возможно, оно поможет в решении проблемы. Ваши гипотезы.
- Ребята, а кто может сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями?
- А давайте сравним наше правило с правилом в учебнике, страница 49.
Все варианты рассматриваются и проводится обсуждение.
- Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей:
1.Суммой (или разностью) дробей является дробь
2.Привести дроби к НОЗ, найти дополнительные множители
3.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)
4.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности)
5.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить и нее целую часть.
- Вернёмся к нашим выражениям и найдём их значения, используя полученный алгоритм: (будьте внимательны при оформлении задания)
а) 13⁄20-3/10
1. приведём дроби к наименьшему общему знаменателю, НОК (10, 20)=20
2. дополнительный множитель для первой дроби равен 1, для второй дроби – 2.
3. умножаем числители на их дополнительные множители,
4. вычитаем числители, а знаменатель оставляем без изменения.
б) 2/5+3/7. (самостоятельно)
В математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах. Поэтому наша задача – хорошо знать алгоритм и уметь его применять.
V. Первичное закрепление
Формируемые УУД:
Личностные: осознание ответственности за общее дело
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логическойцепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения
Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
- Ученики решают у доски, используя алгоритм (обратить внимание на проговаривание)
№ 319 (1строчка)
а) 1⁄4+ 1⁄5
Приведём дроби к НОЗ, для этого найдём НОК (5;4)
НОК (5; 4) = 20
Дополнительный множитель первой дроби 4, второй дроби 5
1⁄5 + 1⁄4 = 5⁄20 + 4/20
Применим алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями, складываем числители, знаменатели оставляем без изменения
В остальных примерах проводим аналогичные рассуждения.
VI. Физкультминутка:
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Цель: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения:
№ 1.
Чему равна сумма чисел ?
с
м
д
р
№2.
Чему равна разность чисел ?
р
а
т
у
№3.
Чему равна сумма чисел ?
л
о
в
г
№4.
Вычислите:
а
е
ю
б
№ 5
Купленную муку высыпали в два пакета. В первый пакет высыпали кг, а во второй – на кг меньше. Какова масса муки во втором пакете?
Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука.
После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.
VIII. Постановка домашнего задания с комментированием: алгоритм учить (раздать каждому), № 360 - обязательное , сочинить сказку о дробях с разными знаменателями - (творческое)
IX. Рефлексия деятельности на уроке
Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Формируемые УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества
1. На уроке я работалактивно / пассивно
2. Своей работай на уроке я доволен доволен / недоволен
3. Урок мне показалсякоротким / длинным
4. За урок яустал / не устал
5. Материал урока мне былпонятен / непонятен интересен / скучен