kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" для 6 класса по учебнику Н. Я. Виленкина. Урок разработан в рамках ФГОС. Цель урока: Способствовать построению алгоритма сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

Слово учителя: Герберт Спенсер, английский философ говорил: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»

Эти слова  и будут девизом нашего урока.

- Какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти? 

- Чему мы уже научились? 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" »




Урок по математике в 6 «А» классе по теме:


«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»




Провела: Пугачева О. В.







2014г.


Цель урока: Способствовать построению алгоритма сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.


I. Постановка задач

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Предметные:

Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)

Слово учителя: Герберт Спенсер, английский философ говорил: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»

Эти слова и будут девизом нашего урока.

- Какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти? (обыкновенными дробями)

- Чему мы уже научились? (сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к НОЗ)

- Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться? (мы должны научиться производить с ними арифметические действия).

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Предметные: актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.

Цель этапа:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: основное свойство дроби, приведение дробей к одинаковому знаменателю, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с разными знаменателями.

Слово учителя:

- А начнём мы как всегда с устной работы, потому что для того, чтобы узнать что-то новое, необходимо повторить уже изученный материал.


  1. Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю: 7⁄10 и 13⁄20, 2⁄3 и 5⁄8, 5/6 и 4/21

  2. Выполните действия: 1⁄5+2⁄5, 13⁄15-2/15.

Слово учителя:

А каким правилом сложения и вычитания дробей вы воспользовались? (алгоритмом сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями). Давайте восстановим алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями:

1.Суммой (или разностью) дробей является дробь

2.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)

3.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности)

4.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить и нее целую часть

- Хорошо. Следующее задание: выполните действия: 13⁄20-3/10, 2/5+3/7.

Слайд 3.

III. Выявление места и причины затруднения

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая само регуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.

Предметные: вывести алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) согласовать цель и тему урока.

Слово учителя

– Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дал ответы? Чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились, от этого? (В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, и у нас был алгоритм сложения и вычитания таких дробей, а в последнем задании у дробей разные знаменатели.)

– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание и определить, кто его выполнил правильно? (Надо найти способ нахождения суммы и разности дробей с разными знаменателями, построить для таких дробей алгоритм сложения и вычитания.)

– Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму.)

– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.)

– Запишите тему. (На доске записывается тема урока.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы

Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

- Как, по вашему, можно сложить дроби с разными знаменателями?

-Ребята, обратите внимание на первое задание работы. Возможно, оно поможет в решении проблемы. Ваши гипотезы.

- Ребята, а кто может сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями?

- А давайте сравним наше правило с правилом в учебнике, страница 49.

Все варианты рассматриваются и проводится обсуждение.

- Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей:

1.Суммой (или разностью) дробей является дробь

2.Привести дроби к НОЗ, найти дополнительные множители

3.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)

4.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности)

5.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить и нее целую часть.

- Вернёмся к нашим выражениям и найдём их значения, используя полученный алгоритм: (будьте внимательны при оформлении задания)

а) 13⁄20-3/10

1. приведём дроби к наименьшему общему знаменателю, НОК (10, 20)=20

2. дополнительный множитель для первой дроби равен 1, для второй дроби – 2.

3. умножаем числители на их дополнительные множители,

4. вычитаем числители, а знаменатель оставляем без изменения.

б) 2/5+3/7. (самостоятельно)

В математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах. Поэтому наша задача – хорошо знать алгоритм и уметь его применять.

V. Первичное закрепление

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

- Ученики решают у доски, используя алгоритм (обратить внимание на проговаривание)

319 (1строчка)

а) 1⁄4+ 1⁄5

Приведём дроби к НОЗ, для этого найдём НОК (5;4)

НОК (5; 4) = 20

Дополнительный множитель первой дроби 4, второй дроби 5

1⁄5 + 1⁄4 = 5⁄20 + 4/20

Применим алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями, складываем числители, знаменатели оставляем без изменения

В остальных примерах проводим аналогичные рассуждения.

VI. Физкультминутка:

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Цель: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения:


№ 1.

Чему равна сумма чисел ?

с

м

д

р

№2.

Чему равна разность чисел ?

р

а

т

у

№3.

Чему равна сумма чисел ?

л



о

в

г

№4.

Вычислите: 

а

е

ю

б

№ 5

Купленную муку высыпали в два пакета. В первый пакет высыпали  кг, а во второй – на  кг меньше. Какова масса муки во втором пакете?






Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука.

После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.

VIII. Постановка домашнего задания с комментированием: алгоритм учить (раздать каждому), № 360 - обязательное , сочинить сказку о дробях с разными знаменателями - (творческое)

IX. Рефлексия деятельности на уроке

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества



1. На уроке я работал активно / пассивно


2. Своей работай на уроке я доволен доволен / недоволен


3. Урок мне показался коротким / длинным


4. За урок я устал / не устал


5. Материал урока мне был понятен / непонятен интересен / скучен











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Автор: Пугачева Оксана Викторовна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "конспект урока на тему "Сложение, вычитание дробей с разными знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhieniie-vychitaniie-drobiei-s-raznymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "196010"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427990269"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока математики " Сравнение дробей" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-matiematiki-sravnieniie-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "127858"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415382237"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "план - конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями""
    ["seo_title"] => string(72) "plankonspiekturokaslozhieniieivychitaniiedrobieisraznymiznamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "255529"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447946738"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями""
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_slozhenie_i_vychitanie_drobei_s_raznymi_znamenateliami"
    ["file_id"] => string(6) "598869"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643115618"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_slozhenie_i_vychitanie_obyknovennykh_drobei_s_raznymi_znamenateli"
    ["file_id"] => string(6) "519219"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567867195"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства