kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" для 6 класса по учебнику Н. Я. Виленкина. Урок разработан в рамках ФГОС. Цель урока: Способствовать построению алгоритма сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

Слово учителя: Герберт Спенсер, английский философ говорил: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»

Эти слова  и будут девизом нашего урока.

- Какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти? 

- Чему мы уже научились? 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" »




Урок по математике в 6 «А» классе по теме:


«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»




Провела: Пугачева О. В.







2014г.


Цель урока: Способствовать построению алгоритма сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.


I. Постановка задач

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Предметные:

Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)

Слово учителя: Герберт Спенсер, английский философ говорил: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»

Эти слова и будут девизом нашего урока.

- Какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти? (обыкновенными дробями)

- Чему мы уже научились? (сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к НОЗ)

- Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться? (мы должны научиться производить с ними арифметические действия).

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Предметные: актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.

Цель этапа:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: основное свойство дроби, приведение дробей к одинаковому знаменателю, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с разными знаменателями.

Слово учителя:

- А начнём мы как всегда с устной работы, потому что для того, чтобы узнать что-то новое, необходимо повторить уже изученный материал.


  1. Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю: 7⁄10 и 13⁄20, 2⁄3 и 5⁄8, 5/6 и 4/21

  2. Выполните действия: 1⁄5+2⁄5, 13⁄15-2/15.

Слово учителя:

А каким правилом сложения и вычитания дробей вы воспользовались? (алгоритмом сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями). Давайте восстановим алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями:

1.Суммой (или разностью) дробей является дробь

2.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)

3.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности)

4.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить и нее целую часть

- Хорошо. Следующее задание: выполните действия: 13⁄20-3/10, 2/5+3/7.

Слайд 3.

III. Выявление места и причины затруднения

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая само регуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.

Предметные: вывести алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) согласовать цель и тему урока.

Слово учителя

– Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дал ответы? Чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились, от этого? (В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, и у нас был алгоритм сложения и вычитания таких дробей, а в последнем задании у дробей разные знаменатели.)

– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание и определить, кто его выполнил правильно? (Надо найти способ нахождения суммы и разности дробей с разными знаменателями, построить для таких дробей алгоритм сложения и вычитания.)

– Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму.)

– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.)

– Запишите тему. (На доске записывается тема урока.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы

Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

- Как, по вашему, можно сложить дроби с разными знаменателями?

-Ребята, обратите внимание на первое задание работы. Возможно, оно поможет в решении проблемы. Ваши гипотезы.

- Ребята, а кто может сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями?

- А давайте сравним наше правило с правилом в учебнике, страница 49.

Все варианты рассматриваются и проводится обсуждение.

- Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей:

1.Суммой (или разностью) дробей является дробь

2.Привести дроби к НОЗ, найти дополнительные множители

3.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)

4.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности)

5.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить и нее целую часть.

- Вернёмся к нашим выражениям и найдём их значения, используя полученный алгоритм: (будьте внимательны при оформлении задания)

а) 13⁄20-3/10

1. приведём дроби к наименьшему общему знаменателю, НОК (10, 20)=20

2. дополнительный множитель для первой дроби равен 1, для второй дроби – 2.

3. умножаем числители на их дополнительные множители,

4. вычитаем числители, а знаменатель оставляем без изменения.

б) 2/5+3/7. (самостоятельно)

В математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах. Поэтому наша задача – хорошо знать алгоритм и уметь его применять.

V. Первичное закрепление

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

- Ученики решают у доски, используя алгоритм (обратить внимание на проговаривание)

319 (1строчка)

а) 1⁄4+ 1⁄5

Приведём дроби к НОЗ, для этого найдём НОК (5;4)

НОК (5; 4) = 20

Дополнительный множитель первой дроби 4, второй дроби 5

1⁄5 + 1⁄4 = 5⁄20 + 4/20

Применим алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями, складываем числители, знаменатели оставляем без изменения

В остальных примерах проводим аналогичные рассуждения.

VI. Физкультминутка:

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Цель: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения:


№ 1.

Чему равна сумма чисел ?

с

м

д

р

№2.

Чему равна разность чисел ?

р

а

т

у

№3.

Чему равна сумма чисел ?

л



о

в

г

№4.

Вычислите: 

а

е

ю

б

№ 5

Купленную муку высыпали в два пакета. В первый пакет высыпали  кг, а во второй – на  кг меньше. Какова масса муки во втором пакете?






Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука.

После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.

VIII. Постановка домашнего задания с комментированием: алгоритм учить (раздать каждому), № 360 - обязательное , сочинить сказку о дробях с разными знаменателями - (творческое)

IX. Рефлексия деятельности на уроке

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества



1. На уроке я работал активно / пассивно


2. Своей работай на уроке я доволен доволен / недоволен


3. Урок мне показался коротким / длинным


4. За урок я устал / не устал


5. Материал урока мне был понятен / непонятен интересен / скучен











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Автор: Пугачева Оксана Викторовна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "конспект урока на тему "Сложение, вычитание дробей с разными знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhieniie-vychitaniie-drobiei-s-raznymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "196010"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427990269"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока математики " Сравнение дробей" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-matiematiki-sravnieniie-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "127858"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415382237"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "план - конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями""
    ["seo_title"] => string(72) "plankonspiekturokaslozhieniieivychitaniiedrobieisraznymiznamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "255529"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447946738"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями""
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_slozhenie_i_vychitanie_drobei_s_raznymi_znamenateliami"
    ["file_id"] => string(6) "598869"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643115618"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_slozhenie_i_vychitanie_obyknovennykh_drobei_s_raznymi_znamenateli"
    ["file_id"] => string(6) "519219"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567867195"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1280 руб.
2130 руб.
1120 руб.
1870 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1160 руб.
1940 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства