- Примеры на доске зафиксированы, попробуйте найти результат в каждом случае.
Замечание. Может возникнуть ситуация такая, что учащиеся будут находить значение выражения лишь в случаях дробей с одинаковыми знаменателями. В этом случае можно фиксировать проблему: почему не смогли назвать результат действия в каждом случае? На проведенном уроке учащиеся при сложении (вычитании) дробей с одинаковыми знаменателями пользовались известным правилом, а при сложении (вычитании) дробей с разными знаменателями сложили (вычли) числители, сложили (вычли) знаменатели.
Выслушав ответы учеников, учитель наглядно продемонстрировал ошибочность действий с дробями, имеющих разные знаменатели. (На слайде иллюстрация того, что 2/3+1/5 не равно 3/8).
-Значит способ, которым вы воспользовались, оказался ошибочным. Попробуйте определить цель нашего занятия.
- Найти способ сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями.
3.Выбор учащимися средств решения проблемы.
- «Открыть» для себя новое правило можно по-разному. Как это можно сделать?
- Можно воспользоваться учебником; попросить консультацию учителя;
попробовать самим «открыть» правило.
- Какой способ выбираете вы?
-Попытаться самим «открыть» правило.
Замечание. Работа над открытием правила происходит в группах.
4. Разработка плана действий.
-Прежде чем приступить к работе, давайте подумаем, какие известные математические факты смогут нам помочь «открыть» правило.
-Правила сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями; основное свойство дроби.
-Что будет результатом работы в группе?
- Правило сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями.
- Как проверить полученный вами результат?
- Можно сверить по учебнику.
- После «открытия» правила попытайтесь представить его в какой-либо символической записи (буквенной, графической).
Работа в группах по «открытию» нового способа действия.
Далее каждая группа демонстрирует результат своей работы. Например,
∆/■ +○/⌂ = ∆⌂/■⌂ +○■/■⌂=(∆⌂+○■)/■⌂,
а/в +с/р =ар/вр +св/вр = (ар+св)/вр.
алгоритм сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями:
-найти наименьший общий знаменатель,
-найти дополнительные множители к каждой из дробей,
-привести дроби к новому общему знаменателю,
-выполнить сложение (вычитание) дробей с одинаковыми знаменателями.
-Итак, новое правило «открыто», попробуйте применить его к тем примерам, в которых вы допустили ошибки в начале урока.
Учащиеся решают примеры, записанные на доске в начале урока, далее можно предложить примеры из учебника.
5. Рефлексия.
-Какая проблема была зафиксирована на уроке?
-«Открыть» правило сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями.
-Какие знания помогли в открытии правила?
-Основное свойство дроби, правила сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями.
-Результат работы каждой группы?
- Получили новое правило и попытались его применить к примерам, в которых первоначально допустили ошибку.
- Попробуйте спрогнозировать цель следующего урока.
- Научиться применять правило сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями.