Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"»
Конспект урока математики
«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Учитель: Корнилова Ю. В.
Предмет: математика
Класс: 6
Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: обучение детей, нахождению суммы и разности дробей с разными знаменателями
Задачи:
вывести правило сложения дробей с разными знаменателями;
сформулировать алгоритм приведения дробей к общему знаменателю;
применить правило и алгоритм при вычислении примеров
Формируемые результаты
Предметные: сформировать у учащихся на интуитивном уровне умение складывать и вычитать дроби с разными знаменателями
Личностные: сформировать умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – формирование у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
Коммуникативные УУД – формирование умений работать в парах;
Познавательные УУД – сформировать умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе полученной информации.
Планируемые результаты: учащиеся научатся складывать и вычитать дроби с разными знаменателями
Основные понятия: дробь, числитель, знаменатель, общий знаменатель.
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
II. Этап актуализации знаний
Учитель (далее У): На картинке, выведенной на экран, спрятались числа, что это за числа?
Обучающиеся (далее О): Дроби
У: Правильно. А также на экране изображена пицца, она поделена на порции.
На экране мышка утаскивает один кусок пиццы
У: Правильно. Ох, уж эта мышка. А какую часть пиццы она унесла?
О: 1/8
Мышь уносит еще три кусочка
У: А сейчас какую часть она унесла?
О: 3/8
У: А сколько всего пиццы она уже успела унести? Как вы это вычислили?
О: 1/8 + 3/8 = 4/8. Чтобы сложить дроби, необходимо сложить их числители, а знаменатель оставить прежним
У: замечательно, давайте запишем это правило на доске
Прошу одного из учеников, выйти к доске и записать правило
III. Этап выявления места и причины затруднений
У: Ладно, эта пицца уже совсем покусанная. Мы приготовили с вами новую и даже не одну, а две пиццы
На экране появляются две новых пиццы. Одна разрезана на 8 порций, а вторая на 2
И вновь мышка «ворует» из первый пиццы 3 кусочка
О: мыши снова унесла 3/8 от новой пиццы
И тут же мышка уносит еще кусочек уже из второй пиццы
У: Какую часть от второй пиццы унесла мышь?
О: ½
У: А какую часть от новых двух пицц она унесла
О: 3/8 + 1/2
Учащиеся сталкиваются с проблемой, они не могут сосчитать сумму унесенного, потому что не умеют складывать дроби с разными знаменателями, тем самым, определяют тему урока и его цель.
IV. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Учащиеся высказывают предположения о том, как же поступить в данной ситуации
У: Какие свойства дробей мы знаем?
О: Основное свойство. Можно умножить и числитель, и знаменатель дроби на один и тот же множитель, получив при этом дробь, равную изначальной
У: Поможет ли нам это свойство в данной ситуации
О: Да, если знаменатель станет одинаковым о второй дробью, то мы сможем их сложить. Значит нам необходимо найти общий знаменатель для этих дробей
V. Реализация построенного проекта
У: Итак, у вас есть две дроби : 3/8 и 1/2, к какому знаменателю их можно привести?
О: Можно попробовать 1/2 привести к знаменателю 8, получится 4/8. И тогда мы сможем сложить 3/8 и 4/8, получив 5/8
У: А если будут дроби 1/8 и 5/6?
О: Тогда необходимо приводить к новым знаменателям обе дроби, иначе не получится
У: Что же тогда получится с нашими дробями?
О: Можно 1/8 домножить и числитель, и знаменатель на 3. А 5/6 на 4. Тогда знаменатель и там, и там получится 24. И мы снова сможем сложить дроби
У: А что же мы будем делать при вычитании?
О: Всё тоже самое. Приведем к общему знаменателю, только в конце числители будем вычитать, а не складывать
Физминутка
У: А теперь давайте немного отдохнем. Давайте встанем. Потянемся. Сделаем глубокий вдох – выдох. Нарисуйте головой круг в правую сторону, а теперь – в левую. Повторите еще раз. Нарисуйте круг левой рукой, а теперь – правой. Поставьте руки на пояс, отвернитесь от доски на 180° вправо, а теперь влево. Сделайте глубокий вдох. Повернитесь от доски на 360°, и в другую сторону. Закончили. Садитесь
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
У: Давайте проговорим, что надо сделать, чтобы сложить дроби с разными знаменателями?
О: Надо найти общий знаменатель. После разобраться с числителем. Поделим новый знаменатель на старый и узнаем, на что домножить числитель. После того, как умножим предыдущий числитель на дополнительный множитель. Мы можем складывать или вычитать новые числители
У: Если вам надо из 7/9 вычесть 1/6, как вы будете действовать?
Записываю под их диктовку на доске, в процессе допуская ошибки, которые замечают и исправляют дети:
VII. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
У: На парте у вас лежат пиццы с примерами. Поработайте в парах и решите эти примеры
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения
У: Что же получилось?
Рассказывают ход решения, озвучивают результаты
У: Посмотрите, на экране написаны примеры, но допущены ошибки, сможете ли вы их найти?
Домашнее задание. На выбор: либо составить 3 примера из жизни на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, либо нарисуйте памятку о том, как складывать или вычитать дроби с разными знаменателями
IX. Этап рефлексии
У: У вас есть кружочки, попробуйте оценить степень усвоения сегодня вами материала. Нарисуйте на ваших кружочках помидоры, если вы считаете, что вам стоит еще продолжить разбираться в новой теме, посыпьте ваши круги «сыром», закрасив их желтым, если вы всё усвоили, однако есть небольшие трудности, и положите «листы салата», если не видите у себя никаких проблем, вы сегодня всё сделали правильно и все поняли.
Литература
Даутова О. Б. Новая идеология ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода в образовании: методическое пособие. – М.:Русское слово – учебник, 2015. – 274с
Математика. Дидактические материалы. 6 класс / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Рабинович Е.М., Якир М.С. – М.: Вентана-Граф, 2014г
Матюшин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.:Директ-Медиа, 2014. – 274с
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. организаций. – М.: Вентана-Граф, 2014г
Сиротюк А. Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников. – М.:Директ-Медиа, 2014. – 292с