Порядок выполнения действий в числовых выражениях
Цели: познакомить с правилами о порядке выполнения арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок; научить применять эти правила при нахождении значений выражений; развивать логическое мышление, воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёта.
2. Устный счет.
1.Игра «Быстрый счет».
Примеры записаны на доске или на экране. Учащиеся читают математическим языком и говорят ответ. В случае затруднения объясняется вычислительный прием.
- Прочитайте математическим языком и назовите ответ.
8 •3 2 • 9 6 • 3
2 • 7 24 : 3 27 : 9
12 : 2 14 : 7 12 : 3
2. Решите устно задачи:
а) Почтальон опустил 12 писем поровну в 6 ящиков. Сколько писем в каждом ящике?
б) 4 девочки поровну съели 8 груш. Сколько груш съела каждая девочка?
в) В 5 клетках по 2 попугая. Сколько попугаев в этих клетках?
г) 12 детей расставили попарно. Сколько получилось пар?
4. Какого рисунка не хватает?
3. Изучение нового материала
1.Постановка проблемы.
- Сравни выражения каждой пары. Почему в них разные ответы?
38-10+6 24:3*2
38-(10+6) 24:(3*2)
(Действия в примерах были одинаковые, но выполнялись они в разном порядке. Порядок действий зависел от скобок.)
2.Знакомство с порядком действий.
Выполнять действия в следующем порядке:
1) действия, записанные в скобках;
2) умножение и деление;
3) сложение и вычитание.
3. Работа с правилом стр.24
4.Решение примеров с объяснением.
- Выражение 100 – 21 : 3 содержит вычитание и деление. Значит, сначала надо выполнить деление, а затем вычитание. 21 : 3 = 7, 100 – 7 = 93.
- Выражение 60 + 9 • 3 содержит сложение и умножение. Значит, сначала выполняем умножение, а потом сложение: 9 • 3 = 27, 27 + 60 = 87.
- Выражение 30 + 6 • (13 – 9) содержит действия: сложение, умножение и вычитание. В нем есть скобки, значит, первым действием выполняем действие в скобках, затем умножение, а потом сложение. 13 – 9 = 4, 6 • 4 = 24, 30 + 24 = 54.
- Выражение 18 : 2 – 2 • 3 + 12 : 3 содержит деление, вычитание, умножение и сложение. В нем нет скобок, значит, сначала выполняются деление и умножение слева направо, а затем вычитание и сложение по порядку слева направо.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
4.Закрепление нового материала
№3 стр.25
Учащиеся записывают примеры, объясняют порядок действий и считают.
4.Решение задач.
№4 стр.25
Всего – 48 с.
Прочитала – 3 д. по 9 с.
Осталось – ?
- Задача простая или составная? (Составная.)
- Что надо еще найти, прежде чем ответить на главный вопрос задачи? (Мы должны узнать, сколько страниц прочитала девочка за 3 дня.)
- Как это можно найти? (Надо 9 • 3.)
- После этого можно узнать, сколько страниц ей осталось прочитать? (Да. Надо из 48 вычесть полученный результат.)
Далее дети оформляют решение и ответ сами.
1) 9 • 3 = 27 (с.) – прочитала
2) 48 – 27 = 21 (с.)
О т в е т: 21 страница осталась.
5.Решение уравнений.
Перед выполнением задания № 7 дети должны вспомнить и рассказать правила, как найти неизвестные слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.
- Вспомните и расскажите правила, как найти неизвестные слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое. (1) Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. 2) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. 3) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.)
После этого выписывают уравнения по заданию и самостоятельно решают.
6. Работа над геометрическим материалом.
Задание № 6 можно оформить как задачу в тетради. Для этого дети измеряют длину данных отрезков, перечерчивают их в тетрадь, выразив их длину в миллиметрах, вспоминают правило:
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее число.
7. Итоги урока.
- Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? (Мы учились решать выражения со скобками и без скобок.)
- Что повторяли сегодня? (Мы решали примеры и задачи, уравнения, чертили отрезки и выписывали названия треугольников и четырёхугольников.)
Домашнее задание: с. 25 № 5, с. 31 № 21.