Тема | Приемы письменного деления на однозначное число |
Педагогическая цель | Способствовать развитию умений составлять алгоритм письменного деления на однозначное число (в столбик), преобразовывать задачу и решать ее, вычислять площадь и периметр квадрата, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся научатся делить трёхзначное число на однозначное число с переходом через разряд по алгоритму; пользоваться таблицей умножения; соотносить объекты с понятием; слушать других и принимать иную точку зрения. |
Личностные результаты | имеют мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе, стремятся к развитию внимания, памяти, мышления, к конструктивному сотрудничеству со сверстниками и с взрослыми, совершенствованию навыков счёта; проявляют самостоятельность, личную ответственность. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные - формулируют учебную задачу; прогнозируют свою деятельность; контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции. Познавательные - формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; Коммуникативные - умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Решение задач по выражениям |
Образовательные ресурсы | М/м. презентация, наглядный материал, карточки для индивидуальной работы. |
Этапы урока | Методы и приемы работы Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, Г-групповая) | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
I. Организация начала урока.(2 мин.) Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. 1)приветствие 2)эмоциональный настрой на работу | Приветствие учащихся. -Здравствуйте, ребята. - Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь И друг другу улыбнитесь. -Проверьте вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебники, рабочие тетради, пенал и дневник. Будте внимательны и активны на уроке. | Приветствует учащихся. Организует рабочее место, проверяет наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Восприятие информации. Дети приветствуют учительницу, усаживаются за свои рабочие места, проверяют готовность к уроку | Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу уроке. |
II. Актуализация опорных знаний(5-7 мин.) Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления. | Фронтальная. Словесный. Наглядный , И. Устный счёт | - Ребята, урок мы начнём с устного счёта. На доске вы видите примеры. Ваша задача их решить. 320 • 3=960 160 • 2=320 79 • 3=237 436 + 280=716 1 000 – 4 • 100=600 600 : 10=60 960 + 40=1000 60 • 8 : 3=160 9 • 9 – 59=22 218 – 5 • 1=213 (6+0) • 7= 42 60 • 6 : 3= 120 -А теперь вам предстоит расставить знаки арифметических действий «×» или «:» так, чтобы получилось верные равенства. 8:4×9= 18 3×3-9=1 6×4:8=3 | Выявляет степень усвоения учащимися заданного учебного материала. Организую условия для решения примеров. | Отвечают на вопросы учителя Слушают ответы товарищей и при необходимости исправляют ошибки. Участвуют в решении устного счета. Анализируют свои ответы. Доказывают свое мнение. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Выделяют существенную информацию. Сохраняют учебную задачу. Строят речевое высказывание согласно поставленной задаче. |
III. Самоопределение к деятельности (2-3 мин.) Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала. | Фронтальная. Словесный. Беседа. Слово учителя. | -Тема урока: «Приемы письменного деления на однозначное число» -Рассмотрите выражения, подумайте, на какие две группы можно их разделить? 5*126 89*4 232*3 848:8 639:3 426:2 Произведения и частные. -Давайте с вами вспомним, какими способами мы выполняли умножение трёхзначного числа на однозначное?(заменить суммой разрядных слагаемых и умножение в столбик) -Давайте с вами проверим, подходят ли эти способы для деления? 426:2=(400+20+60):2=400:2+20:2+6:2=200+10+3=213 -Нам так удобно делить ? (нет) – Удобнее делить трехзначные числа, если записать пример столбиком. -При выполнении деления в столбик мы рассуждаем так: 426 это 4 сотни 2 десятка и 6 единиц. Сначала делю сотни, затем десятки и потом единицы. 426 2 -4 213 2 - 2 6 -6 0 -Разделим 426 на 2. Делю 4 сотни. В частном будет 2 сотни. Умножаю 2 на 2, получаю 4 сотни. Вычитаю 4 – 4, получаю 0. Т.к. у сотен нет остатка сносим 2 десятка. Делю 2 десятка. В частном будет 1. Умножаю 2 на 1, получаю 2 десятка. Вычитаю 2-2, получаю 0. Т. к. у десятков нет остатка, сносим 6 единиц. Делим 6 единиц. В частном будет 3. Умножаю 2 на 3, получаю 6. Вычитаю 6-6, получаю 0. Читаю ответ: 213 -Итак, ребята, мы с вами выполнили деление в столбик. -В какой последовательности мы выполняли деление? (сотни, десятки, единицы) -Какой способ более удобный? -О чем же мы с вами сегодня будем говорить на уроке? -Сегодня мы с вами будем учиться делить многозначные числа на однозначное. | Формулирует тему и цели урока вместе с учащимися. | Сообщают тему урока. Слушают учителя Принимают учебную задачу. Воспринимают информацию, внимательно смотрят презентацию и повторяют правила. | Принимают и сохраняют учебную цель. Выделяют существенную информацию. Сохраняют учебную задачу. Строят речевое высказывание согласно поставленной задаче. |
IV. Работа по теме урока Цель:закрепление умений и навыков учащихся деления с остатком; решение заданий изученных видов. | Словесный метод- объяснение. Фронтальная работа Практический Работа по учебнику. Задание №1 (стр.92) | -Откройте учебники на стр. 92.. Прочитайте алгоритм деления числа на однозначное. -Итак, ребята, в каком порядке мы выполняем действия при делении в столбик? (сотни, десятки, единицы) -Прочитаем алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное. -Ребята, мы будем выполнять задание№ 1. Запишите в тетрадь. -Прочитайте задание. -Примеры выполняем по цепочке, у доски. С полным объяснением. -Хорошо, молодцы ребята. А теперь немножко отдохнем. | Организует внимание учащихся. Использование наглядного матери ала. Организует работу по теме урока, проводится опрос. Создает условия для самостоятельной работы. | Слушают рассказ учителя Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес. | Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Осуществляют анализ с опорой на визуализацию, выделяют главное и второстепенное. |
Физкультминутка Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке. | | А теперь, ребята встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать. Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело. -Молодцы ребята, теперь за парты тихонько садятся девочки, а следом так же тихо присаживаются мальчики. | Осуществляет профилактику утомления. | Разминка. Выполняют упражнения в соответствии с предложенным алгоритмом. | |
| Фронтальная. Словесный. Беседа. Индивидуальный. Практический. 1) Работа по учебнику (решение задач) | -Прочтите про себя задачу № 2. Прочтите задачу в слух. | Работа за час | Время работы | Общее количество деталей | Старый станок | На ? дет. больше | 6 ч | 96 шт. | Новый станок | 4 ч | -О чем говорится в задаче?(О новых и старых станках) -Что сказано о старых станках? (96 деталей за 6 часов) -Новых? (96 деталей за 4 часа) -Какой главный вопрос задачи? (На сколько деталей больше он стал изготавливать за 1 час) -Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет) -Почему? (Потому что мы не знаем сколько за час изготавливает деталей на старом и новом станке.) -Каким действием мы найдем кол-во деталей изготавливаемых на старом и новом станках? (Действием деление) -Когда мы найдем кол-во деталей изготавливаемых на старом и новом станках мы сможем ответить на главный вопрос задачи? (Да) -Каким действием? (Действием вычитания) -Запишите решение задачи в тетрадь. 1)96:6=16(д)- в час изготовил на старом станке. 2)96:4=24(д)-в час изготовил на новом станке. 3)24-16=8(д) Ответ: на 8 деталей больше токарь стал изготавливать за час. -Запишите ответ. (Проверка) | Организует внимание учащихся. Использование наглядного матери ала. Организует работу по теме урока, проводится опрос. Создает условия для самостоятельной работы. | Слушают рассказ учителя Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес. | Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Осуществляют анализ с опорой на визуализацию, выделяют главное и второстепенное. |
V.Закрепление изученного материала Цель: закрепить полученные знания на уроке. | Словесный метод – И. Практический. 1. Самостоятельная работа | -Сейчас мы будем выполнять задание №2. Запишите задание в тетрадь. -Прочитайте задание. -Ребята, нам необходимо решить уравнения, но нам с вами даны условия, а само выражение мы должны составить сами. -Читаем условие, пытаемся составить выражение. А решение уравнений вы запишите самостоятельно. 1) Х:8=120 2)81:Х=3 3)4*Х=76 Х=120:8 Х=3*81 Х=76:4 Х=15 Х=243 Х=19 -Проверяем решение уравнений. | Организует деятельность учащихся по отработке изучаемых знаний и способов действий посредством их применения в ситуации по образцу . | Отрабатывают навыки работы с задачами. Внимательно слушают, выполняют самостоятельную работу. | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельностью. Задают вопросы. Устанавливают причинно следственные связи. Строят рассуждения. |
VI.Подведение итогов урока Рефлексия. Цель: обобщить и закрепить знания, полученные детьми на уроке. | Словесный метод- Ф, И. Практический. | -Вот и подошёл наш урок к концу. -Над чем же мы сегодня с вами работали? -Что было трудно для вас? -Вы были сегодня очень активны, хорошо поработали. | Подведение итогов урока совместно с учащимися. Объясняю выполнение рефлексии. | Участвуют в беседе. Активно выполняют рефлексию | Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют самоконтроль. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
VII.Домашнее задание Цель: д/з для повторения, закрепления и обобщения материал. | Словесный метод – объяснение. | -Открываем дневники, записываем домашнее задание. -Стр.92 №5, №6 На этом наш урок окончен. Спасибо вам за активную работу на уроке. До свидания! | Объяснение. | Ученики внимательно слушают, домашнее задание записывают в дневник. | Задают вопросы. Слушают и принимают речь учителя. |