Паспорт урока.
Урок математики по теме «Уравнения ». 5-й класс.
Цель: закрепить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений.
Задачи:
Образовательные
- Знать/понимать - понятия уравнения и корня уравнения;
- Уметь решать простые уравнения, уравнения, содержащие более одного арифметического действия;
- Использовать приобретённые знания и умения при решении задач с помощью уравнений.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму проведения урока;
- Развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей.
Развивающие
- Создать условия для развития логической смекалки и творческого мышления.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний учащихся по теме: «Решение уравнений».
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование и дидактическое обеспечение урока: телевизор, дивидиплеер, диск с мультфильмом «Ледниковый период-2», набор индивидуальных карточек с заданиями, плакаты.
План проведения урока:
- Организационный момент.
- Объявление темы и цели урока.
- Фронтальный опрос
- Индивидуальная работа.
- Работа в группах
- Физкультминутка.
- Задания для капитанов команд.
- Итоги урока.
Ход урока:
Учитель. Здравствуйте, ребята, тема нашего урока решение уравнений. Но сегодня у нас необыкновенный урок. На этом уроке мы на некоторое время окажемся на месте героев всеми вами любимого мультфильма “Ледниковый период - 2”. Давайте вспомним главных героев. Ребята вспоминают героев мультфильма: тигра Диего, ленивца Сида, мамонта Мени, мамонтиху Элли.
Цель нашего урока - закрепить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений.
Проецируется фрагмент мультфильма (12.29 - 13.08)
Учитель. Ребята, я думаю, что вы поняли нам необходимо спастись от наводнения и добраться до горы, на которой стоит корабль. Но это не так-то просто. Нас ждут серьезные испытания. Для этого нам необходимо повторить свойства вычитания числа из суммы, вычитания суммы из числа, а также что называется уравнением, как найти неизвестный компонент в уравнении. Нам предстоит решать уравнения и задачи. Итак, вы готовы? Хорошо тогда в путь.
Учитель. Перед тем как отправиться в путь нам необходимо подкрепиться, для этого давайте вспомним все необходимые свойства. Каждая команда выбирает себе листочек, на котором записано свойство и дают полное определение. По итогам ответов командам присваивается название команды: команда Сида, команда Диего, команда Мени, команда Элли.
1 этап. Матеметический завтрак.
(Устная работа)
1 карточка:
Сформулируйте свойство вычитания суммы из числа.
2 карточка:
Сформулируйте свойство вычитания числа из суммы.
3 карточка:
Какое равенство называют уравнением? Какое число называют корнем уравнения?
4 карточка:
Как найти неизвестное слагаемое; множитель; вычитаемое; уменьшаемое?
2 этап. Путь по тонкому льду.
(Индивидуальная работа)
Проецируется фрагмент мультфильма (29.17 – 30.15)
Учитель. Ребята, вы все видели, что лед очень тонкий, а подо льдом плавают страшные чудовища. Нам необходимо быстро перебраться на другой берег и не попасть в зубы к хищникам. Для этого нам необходимо выполнить индивидуальную работу.
Вариант1
Вариант2
Вариант3
Вариант4
Вариант5
Вариант6
Вариант7
В+35=67
474+m=500
Х+387=703
M+3837=4000
138+х+57=218
24-х+37=49
257-х+124=149
У-63=78
Х+96=1004
506+m=2003
7657+х=8375
144-у-54=37
52+у+87=159
127+у=357-85
72+х=119
У-708=194
К-357=218
У-6834=298
248-(у+123)=24
165-(у+112)=37
(у+263)-97=538
195-а=13
511-а=208
601-L=408
3187-z=1387
4х+3х=56
5х-2х=27
7а+а=40
3 этап. Верный путь.
(Работа в группах)
Работа в группах. Командам выдаются решенные уравнения, в которых допущены ошибки. Ребятам необходимо не только решить уравнения правильно, но и выяснить, какая ошибка была допущена.
Учитель. Ребята, вы наверное помните, что мамонтиха Элли считала себя опоссумом и поэтому она настояла продолжить путь и темной ночью. Давайте посмотрим к чему это привело. Проецируется фрагмент мультфильма (47.37 – 48.18).
Учитель. Ребята, посмотрите, до чего нас довела уверенность Элли в том, что она опоссум. Нам срочно необходимо найти правильный путь, нахватало нам еще и заблудиться.
Найдите ошибку, допущенную в уравнении.
Запишите верное решение.
(х+98)+14=169
х+98=169-14
х+98=155
х=155+98
х=253
161+(33-х)+42=226
206+(33-х)=226
33-х=226-206
33-х=20
х=33-20
х=13
(35+у)-15=71
35+у=71-15
35+у=56
у=56-35
у=21
375-(х-218)=123
х-218=375+123
х-218=498
х=498+218
х=716
Учитель. Молодцы ребята справились с заданием. Теперь не мешало бы и отдохнуть
Физкультминутка
- У учителя набор карточек с примерами на знание таблицы умножения. Если показывается правильный ответ - руки вверх, неправильный - руки в стороны.
5*6=35; 7*6=42; 12:3=4; 7*8=54; 18:9=2; 9*6=63
2. У учителя набор карточек со свойствами умножения. Если свойство названо правильно - присели, ошибка - встали
- а*в=в*а (переместительное)
- а*0=а
- а*(в*с)=(а*в)*с (сочетательное)
- а*1=1
- (а+в)*с=а*с+в*с (распределительное)
3. На доске записаны уравнения, а учитель показывает ответ, если ответ верный - учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный - топают ногами.
15 + х=45 (х=30)
47 - х=13 (х=60)
х - 23=68 (х=81)
9 * х=81 (х=9)
4 этап. Привал.
(Работа в группах)
Работа в группах. Каждой группе предлагается задача. Ребята решают задачи, а затем один участник из каждой команды показывает решение на доске.
Задача №1.
Во время привала мамонтиха Элли приготовила 6 кг. салата. Для приготовления салата она взяла 2кг. листьев одуванчика, сладких корешков и цветов ромашки в 3 раза больше, чем сладких корешков. Сколько килограмм сладких корешков понадобилось для приготовления салата.
Задача №2.
Тигр Диего и ленивец Сид отправились за веточками для костра. Сид принёс несколько веточек, а Диего принёс в три раза больше, после чего у костра оказалось 36 веточек. Сколько веточек принёс каждый.
Задача №3.
Когда стемнело тигр Диего, ленивец Сид и мамонт Мени решили устроить соревнования, кто больше наловит светлячков. Мени поймал в 2 раза больше светлячков, чем Сид, а Диего в 4 раза больше, чем Сид. Сколько светлячков поймал Сид, если вместе они поймали 49 светлячков.
Задача №4.
Мамонтиха Элли отправилась на рыбалку и поймала 35 рыб. Сколько она поймала окуней, если пескарей она поймала в 2 раза больше чем окуней, а ершей в 4 раза больше, чем окуней.
5 этап. Дорога через гейзеры.
(Задание для капитанов)
Проецируется фрагмент мультфильма (59.09 – 59.46)
На доске записано 5 уравнений. Капитаны команд выходят к доске выбирают уравнение и решают. Участники команд в тетрадях решают уравнение, которое выбрал капитан
- (21 –11)*5х=250
- 25-10-10х=159
- (44х+16) –24х=356
- 21у- (23+11у)=77
- 28-у+35=53
По окончанию проделанной работы проецируется последний фрагмент мультфильма
(58.42 – 59.02), где показывается, что герои добрались до корабля.
6 этап. Подведение итогов.
Молодцы. А сейчас ответьте мне на несколько вопросов.
Чем сегодня мы занимались на уроке?
Какой из этапов вам понравился больше всего?
Какой из этапов был самым трудным?
Домашнее задание будет творческим. Вам необходимо составить задачу, которую будем решать с помощью уравнения и чтобы в условии задачи присутствовали наши сегодняшние друзья из мультфильма. (Красочно оформить на формате А4)
Учитель: Ребята, а у меня для вас есть еще один сюрприз, который я спрятала в классе. Для того чтобы узнать, где он находится, надо решить следующее уравнение:
В уравнении (х+ 26) –29 =19 корень двузначное число. Если вы найдете число десятков, то узнаете номер парты, а единицы укажут ряд, на котором находится парта с сюрпризом. (2-парта, 2-ряд)
Сюрприз: конверт, на котором надпись "Спасибо за урок!!! Вы замечательно поработали!"