kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Логарифмические уравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме:  «Логарифмические уравнения»

Данный урок из раздела «Показательные и логарифмические уравнения».

Показательные и логарифмические уравнения:

  1. Показательная функция – 2
  2. Показательные уравнения, системы уравнений и неравенств – 4

Контрольная работа № 4 – 1

  1. Логарифмы и их свойства – 3
  2. Логарифмическая функция. Понятие об обратной функции – 2
  3. Решение логарифмических уравнений и неравенств – 5

Контрольная работа №5 – 1

 

Это третий урок из 5-ти в теме «Логарифмические уравнения и неравенства».

Урок комплексного применения ЗУН по теме «Логарифмические уравнения».

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательной школы, имеющих  средний  уровень обучения.

 

Результативность урока:

  • учащиеся знают и умеют применять определение логарифма, свойства логарифмов, формулу перехода;
  • учащиеся умеют находить значение логарифма и проводить преобразования выражений, содержащих логарифмы;
  • учащиеся определяют методы решения логарифмических уравнений и умеют их решать;
  • учащиеся умеют использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы.

 

Тема урока:  Логарифмические уравнения.

 

Цель урока:   закрепление знаний и умений по решению логарифмических уравнений.

 

Задачи:

Учебные задачи:

- умение применять полученные теоретические знания для решения заданий;

- умение использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы.

 

Развивающие задачи:

- развитие мышления учащихся, коммуникативных способностей;

- формирование навыков умственного труда: поиск рациональных путей решения, самообразование.

 

Воспитательные задачи:

- воспитание познавательной активности, ответственности.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»


Конспект урока по алгебре и началам анализа

по теме: «Логарифмические уравнения»


Учитель: Щёкина Н.А.


Пояснительная записка


Планирование курса алгебры и начал анализа для учащихся 11 класса составлено на основе:

  • «Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Н.Колмогоров, Ю.П.Дудницын и др.; под ред. А.Н.Колмогорова. – М.: Просвещение, 2008.

  • Профильное обучение: тематическое планирование по математике для 10-11 кл.: пособие для учителя/ сост. Т.А.Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2006.

  • Примерные программы по математике/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: 2007.


Данный урок из раздела «Показательные и логарифмические уравнения».

Показательные и логарифмические уравнения:

  1. Показательная функция – 2

  2. Показательные уравнения, системы уравнений и неравенств – 4

Контрольная работа № 4 – 1

  1. Логарифмы и их свойства – 3

  2. Логарифмическая функция. Понятие об обратной функции – 2

  3. Решение логарифмических уравнений и неравенств – 5

Контрольная работа №5 – 1


Это третий урок из 5-ти в теме «Логарифмические уравнения и неравенства».

Урок комплексного применения ЗУН по теме «Логарифмические уравнения».

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательной школы, имеющих средний уровень обучения.


Результативность урока:

  • учащиеся знают и умеют применять определение логарифма, свойства логарифмов, формулу перехода;

  • учащиеся умеют находить значение логарифма и проводить преобразования выражений, содержащих логарифмы;

  • учащиеся определяют методы решения логарифмических уравнений и умеют их решать;

  • учащиеся умеют использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы.



Тема урока: Логарифмические уравнения.


Цель урока: закрепление знаний и умений по решению

логарифмических уравнений.


Задачи:


  1. Учебные задачи:

- умение применять полученные теоретические знания для решения заданий;

- умение использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы.


  1. Развивающие задачи:

- развитие мышления учащихся, коммуникативных способностей;

- формирование навыков умственного труда: поиск рациональных путей решения, самообразование.


  1. Воспитательные задачи:

- воспитание познавательной активности, ответственности.



Оборудование:

  • учебник для 10-11 кл общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа» под редакцией А.Н.Колмогорова,

  • диск «Математика. 5- 11 классы» («Дрофа»),

  • диск «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 10-11 классы»,

  • таблица ответов для МД,

  • лист самоконтроля,

  • лист с Домашним Заданием,

  • мультимедийный проектор,

  • презентация 1 «Логарифмические уравнения»,

  • презентация 2 «Логарифм и его свойства»,

  • презентация 3 «Математический диктант»,

  • презентация 4 «Примеры уравнений».



Конспект урока по алгебре и началам анализа для учащихся 11 кл.


План урока:


  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Проверка домашнего задания. Устный опрос (8 мин).

  3. Математический диктант (4 мин).

  4. Практическая часть (8-10 мин).

  5. Самостоятельная работа (8-10 мин).

  6. Задание на дом (3 мин).

  7. Итоги урока (5 мин).


Ход урока:


  1. Организационный момент:


    • постановка цели и задач (презентация 1,приложение 1,слайд 1-3):

слайд 1 – Тема урока;

слайд 2 – Цель урока;

слайд 3 – Задачи урока.


  1. а) Проверка домашнего задания:

№ 514(а); 518 (а) – устно (решение на доске);

№522 (а); №530 (г) – у доски выполняют 2 ученика.


№ 514(а). Решите уравнение:

log½ (2x – 4) = -2 (определение логарифма).

Ответ: 4.

№ 518(а). Решите уравнение:

loga x = 2loga 3 + loga 5 (свойства логарифмов).

Ответ: 45.

№ 522(а). Решите уравнение:

1 : (lg x + 1) + 6 : (lg x + 5) = 1.

Ответ: 0, 01 и 1000.

530(г). Решите систему уравнений:

lg xlg y = lg 15 – 1,

10 lg(3x + 2y) = 39.

Ответ: (9;6).


II. б) Устный опрос.


Повторение ранее изученных теоретических знаний:


1. Определение логарифмического уравнения. Методы решения логарифмических уравнений (презентация1,приложение1,слайд 4-6).


Учитель. Какое уравнение называется логарифмическим уравнением?


Слайд 4. Определение: Логарифмическим уравнением называется уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма и/ или в основании логарифма.


Учитель (слайд 5).

Для успешного решения логарифмических уравнений Вам необходимо:

  • Безошибочно решать простейшее логарифмическое уравнение.

  • Не только знать все логарифмические тождества, но и находить множества значений переменной, на которых эти тождества определены, чтобы при использовании этих тождеств не приобретать лишних корней, а тем более – не терять решения уравнения.

  • Четко, подробно и без ошибок проделывать математические преобразования уравнений. Это называется математической культурой. При этом сами выкладки должны делаться автоматически руками, а голова должна думать об общей путеводной нити решения.

  • Знать методы решения задач. Для правильного ориентирования на каждом этапе вам придется (сознательно или интуитивно!):

    • Определить тип уравнения;

    • Вспомнить соответствующий этому типу метод решения задачи.


Учитель. Какие методы решения логарифмических уравнений вы знаете?


Слайд 6. Методы решения уравнения:

  • Уравнения, решаемые по определению логарифма.

  • Уравнения, решаемые приведением к квадратному уравнению.

  • Потенцирование.

  • Логарифмирование.

  • Уравнения, решаемые приведением к одному основанию.

  • Графический метод решений.


2. Определение логарифма. Свойства логарифмов (презентация 2, приложение 2, слайд 1-3).


Учитель. При решении логарифмических уравнений необходимо знание определения логарифма и его свойств.


? - Сформулируйте определение логарифма.

? – При каких условиях эта формула имеет смысл?


Слайд 1. Определение логарифма:

  • Логарифмом числа b по основанию a называется показатель степени, в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число b.

logab = x, aх = b, где b0, a0, a ≠ 1.


? – Какие свойства логарифмов вы знаете?


Слайд 2. Свойства логарифмов:

  1. logа 1 = 0.

  2. loga а= 1.

  3. loga(ху) = loga х + loga у.

  4. loga(х/у) = loga х – loga у.

  5. logaр) = р loga х.


Учитель. При решении логарифмических уравнений иногда нам необходимо перейти к другому основанию логарифма, для этого используется формула перехода логарифма.


? – Расскажите, как же перейти к другому основанию у логарифма. Запишите формулу перехода.


Слайд 3. Формула перехода:


log b x

log a x = _________


log b a


III. Математический диктант.

Использование заданий из тренировочных материалов

Единого Государственного Экзамена (презентация 3,

приложение 3, слайд 1-9).


Учитель. Сейчас мы с вами проведем математический диктант. В математическом диктанте использованы задания, взятые из тренировочных материалов Единого Государственного Экзамена.

Взяли в руки ручку и таблицу для ответов к математическому диктанту (приложение 5). Итак, приготовились, начали. (Каждое задание - 25 с)


Слайд 1. Математический диктант.


Слайд 2.

1. Упростите выражение log3 54 + log3 (1/2).

Ответы: 1) 27, 2) 2, 3) 3, 4) 9.


Слайд 3.

2. Вычислите log12 (7/ 144) – log12 7.

Ответы: 1) 1, 2) 2, 3) -1, 4) -2.


Слайд 4.

3. Найдите значение выражения - 4 log6 (63).

Ответы: 1) 3, 2) -12, 3) -64, 4) -1.


Слайд 5.

4. Вычислите 10lg 9 – 14.

Ответы: 1) -5, 2) 23, 3) -4, 4) 5.


Слайд 6.

5. Упростите log1/5 (1/10) + log1/5 250.

Ответы: 1) 25, 2) 2, 3) 5, 4) -2.


Слайд 7.

6. Вычислите log2 50 – 2 log2 5.

Ответы: 1) 20, 2) 1, 3) log2 30, 4) 8log2 5.


Слайд 8.

7. Решите уравнение и запишите ответ: log5 x = log5 6 + log5 3 .


Слайд 9.

8. Решите уравнение и запишите ответ: log4 x + log4 3 = log4 15.



№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

3

4

2

1

4

2

18

5

Таблица

ответов:



Критерии оценивания МД:

  • оценка «5» - за верно выполненные 8 заданий;

  • оценка «4» - за верно выполненные 6-7 заданий;

  • оценка «3» - за верно выполненные 4-5 заданий;

  • оценка «2» - за выполнение менее 4 заданий.


IV. Практическая часть

Решение заданий у доски и в тетрадях, с последующей проверкой и комментариями (3 учащихся у доски, с обратной стороны).


1 группа - № 520 (в); 529 (а) – группа «3»/ «4»;

2 группа - № 529(а); № 523(г) – группа «4»/ «5».

Дополнительное задание № 519(а) или №524(а).


1 группа. № 520(в). Решите уравнение: log52 xlog5 x = 2.

Ответ: 0,2 и 25.

№ 529(а). Решите систему уравнений: log(x + y) = 2,

log3 (xy) = 2.

Ответ: (4 5/9; -4 4/9).


2 группа. № 529(а). Решите систему уравнений: log(x + y) = 2,

log3 (xy) = 2.

Ответ: (4 5/9; -4 4/9).

№ 523(г). Решите уравнение: log25 x + log5 x = log1/5 √8.

Ответ: ½.


Дополнительное задание:

  • № 519(г). Решите уравнение: log5 (x2 + 8) – log5 (x + 1) = 3log5 2.

Ответ: 0 и 8.

  • № 524(а). Решите уравнение: log2 (9 – 2x) = 3 – x.

Ответ: 0 и 3.


V. Самостоятельная работа на компьютере.


Заполнение листа самоконтроля (приложение 5). Задание у каждого учащегося записано на карточке.


1) Диск «Математика. 5-11 классы»

  • Пункт 3.3. Логарифмы. Свойства логарифмов. №1, №5.

  • Пункт 3.5. Показательные и логарифмические уравнения.

№2 (а; б) - логарифмические уравнения.

2) Диск «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 10-11 кл.».

  • У-16. Логарифмы. Седьмое действие над числами (итоговое тестирование).

  • У-17. Логарифм произведения, частного, степени (дополнительное тестирование).

3) Дополнительное задание №523 (б) из учебника.


№ 523(в). Решите уравнение: log3 х – 2log1/3 х = 6.

Ответ: 9.


VI. Задание на дом:


Карточка (приложение 5).

  1. Задания ЕГЭ повышенной сложности (В).

    1. Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения:

log6 (3x+88) – log6 11 = log6 x.

    1. Найдите сумму корней уравнения:

log24 (x-3) = log4 (x-3) + 2.

    1. Найдите произведение корней уравнения:

4√12 + 4x – x2 * lg (31 - x - x2 ) = 0.

  1. Учебник А. Н. Колмогорова «Алгебра и начала анализа.10-11 кл»

п. 37-39, №529(в, г).


Учитель. Как, каким способом вы будете решать эти уравнения?


VII. Итоги урока:


  • заполнение листа самоконтроля и выставление оценок;

  • беседа с учащимися о пробелах в знаниях, рекомендации учителя.


Учитель. А сейчас, мы еще раз вспомним – что же такое логарифмическое уравнение и какими способами (методами) оно решается. Посмотрим на примеры уравнений, решаемых разными методами (презентация 4, приложение 4, слайд 1-8).


Слайд 1. Определение логарифмического уравнения.


Слайд 2. Методы решения уравнений.


Слайд 3. Уравнения, решаемые по определению логарифма:

log0,3 (5 + 2x) = 1.


Слайд 4. Уравнения, решаемые приведением к квадратному уравнению:

lg2 xlg x + 1 = 0.


Слайд 5. Потенцирование:

log2 (x + 15) = log2 (x + 1).


Слайд 6. Логарифмирование:

xlgx+5 = 1015+3lgx.


Слайд 7. Уравнения, решаемые приведением к одному основанию:

log25x+log5x=log0.2√8.


Слайд 8. Графический метод решения:

log3 x = 0,5x – 0,5.







ПРИЛОЖЕНИЕ 5.



Лист самоконтроля учени__ 11 класса __________________________________



Д/З

Устн

опрос

Пракчасть

Мат

Дикт.

Тесты по алгебре

КиМ

Математика 5-11 кл

Дрофа

Итог

уч-ся

Итог

Уч-ля

Задание





У-16

ИтогТ

У-17

Доп.Т

П.3.3

№1

П.3.3

№5

П.3.5

№2а;б



Оценка о выпол-нении
















Таблица ответов для МД учени__ 11 класса _________________________



№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Оценка















Задание на дом


  1. Задания ЕГЭ повышенной сложности (В).


    1. Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения:

log6 (3x+88) – log6 11 = log6 x.


    1. Найдите сумму корней уравнения:

log24 (x-3) = log4 (x-3) + 2.


    1. Найдите произведение корней уравнения:

__________

4√12 + 4x – x2 * lg (31 - x - x2 ) = 0.


  1. Учебник п. 37-39, №529(в,г).



10



Просмотр содержимого презентации
«Логарифм и его свойства Приложение 2»

0, a0, a ≠ 1." width="640"

Логарифм

  • Логарифмом числа b по основанию a называется показатель степени, в которую нужно возвести основание а , чтобы получить число b .

log a b = x,

a x = b, где b0, a0, a ≠ 1.

Свойства логарифмов log a а= 1. log a 1 = 0. log a (ху) = log a х + log a у. log a (х/у) = log a х – log a у. log a ( х р )  = р log a х

Свойства логарифмов

  • log a а= 1.
  • log a 1 = 0.
  • log a (ху) = log a х + log a у.
  • log a (х/у) = log a х – log a у.
  • log a ( х р ) = р log a х

Формула перехода:   log b x   log a x = _________   log b a

Формула перехода: log b x log a x = _________ log b a

Просмотр содержимого презентации
«Логарифмические уравнения. Приложение 1.»

Логарифмические  уравнения

Логарифмические уравнения

Цель:

Цель:

  • Закрепление знаний и умений по решению логарифмических уравнений .
Задачи Учебные задачи: Умение применять полученные теоретические знания для решения заданий; Умение использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы. Развивающие задачи: Развитие мышления учащихся, коммуникативных способностей; Формирование навыков умственного труда: поиск рациональных путей решения, самообразование. Воспитательные задачи: Воспитание познавательной активности, ответственности.

Задачи

Учебные задачи:

  • Умение применять полученные теоретические знания для решения заданий;
  • Умение использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы.

Развивающие задачи:

  • Развитие мышления учащихся, коммуникативных способностей;
  • Формирование навыков умственного труда: поиск рациональных путей решения, самообразование.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание познавательной активности, ответственности.

Логарифмическое уравнение -

Логарифмическое уравнение -

  • это уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма и/или в основании логарифма.
Для успешного решения логарифмических уравнений необходимо:

Для успешного решения логарифмических уравнений необходимо:

  • Безошибочно решать простейшие логарифмические уравнения.
  • Знать все логарифмические тождества, находить множества значений переменной, на которых эти тождества определены.
  • Выполнять математические преобразования уравнений.
  • Знать методы решения задач.
Методы решения логарифмических уравнений

Методы решения логарифмических уравнений

  • Уравнения, решаемые по определению логарифма.
  • Уравнения, решаемые приведением к квадратному уравнению.
  • Потенцирование.
  • Логарифмирование.
  • Уравнения, решаемые приведением к одному основанию.
  • Графический метод решений.

Просмотр содержимого презентации
«Математический диктант. Приложение 3»

Математический   диктант

Математический диктант

1. Упростите выражение   log 3 54 + log 3 (1/2)

1. Упростите выражение log 3 54 + log 3 (1/2)

  • 27
  • 3
  • 2
  • 9
2 . Вычислите   log 12 (7/ 144) – log 12 7

2 . Вычислите log 12 (7/ 144) – log 12 7

  • 1
  • - 1
  • 2
  • - 2
3 . Найдите значение выражения    - 4 log 6 (6 3 )

3 . Найдите значение выражения - 4 log 6 (6 3 )

  • 3 -4
  • - 12
  • - 64
  • - 1
4.  Вычислите      10 lg9 - 14

4. Вычислите 10 lg9 - 14

  • - 5
  • - 4
  • 23
  • 5
5 . Упростите    log 1/5 (1/10) + log 1/5 250

5 . Упростите log 1/5 (1/10) + log 1/5 250

  • 25
  • 2
  • 5
  • -2
6. Вычислите    log 2 50 – 2 log 2 5

6. Вычислите log 2 50 – 2 log 2 5

  • 20
  • log 2 30
  • 8 log 2 5
  • 1
7.  Решите уравнение  log 5 x = log 5 6 + log 5 3

7. Решите уравнение

log 5 x = log 5 6 + log 5 3

8. Решите уравнение  log 4 x + log 4 3 = log 4 15

8. Решите уравнение

log 4 x + log 4 3 = log 4 15

Просмотр содержимого презентации
«Примеры уравнений. Приложение 4»

Логарифмическое уравнение -

Логарифмическое уравнение -

  • это уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма и/или в основании логарифма.
Методы решения уравнений

Методы решения уравнений

  • Уравнения, решаемые по определению логарифма.
  • Уравнения, решаемые приведением к квадратному уравнению.
  • Потенцирование.
  • Логарифмирование.
  • Уравнения, решаемые приведением к одному основанию.
  • Графический метод решений.
Уравнения, решаемые по определению логарифма.    log 0,3 (5 + 2x) = 1

Уравнения, решаемые по определению логарифма.

log 0,3 (5 + 2x) = 1

Уравнения, решаемые приведением к квадратному уравнению.  lg 2 x – lg x + 1 = 0

Уравнения, решаемые приведением к квадратному уравнению.

lg 2 x – lg x + 1 = 0

Потенцирование  log 2 (x + 15) = log 2 (x + 1)

Потенцирование

log 2 (x + 15) = log 2 (x + 1)

Логарифмирование  x lgx+5 = 10 15+3lgx

Логарифмирование

x lgx+5 = 10 15+3lgx

Уравнения, решаемые приведением к одному основанию.  log 25 x+log 5 x=log 0.2 √8

Уравнения, решаемые приведением к одному основанию.

log 25 x+log 5 x=log 0.2 √8

Графический метод решения  log 3 x = 0,5x – 0,5

Графический метод решения

log 3 x = 0,5x – 0,5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока "Логарифмические уравнения"

Автор: Щекина Наталья Александровна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока"Логарифмические уравнения""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-logharifmichieskiie-uravnieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "301635"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456948694"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока Логарифмические уравнения, логарифм вокруг нас. "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-logharifmichieskiie-uravnieniia-logharifm-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "193329"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427627331"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока" Логарифмические уравнения и неравенства" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-logharifmichieskiie-uravnieniia-i-nieravienstva-1"
    ["file_id"] => string(6) "146957"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419276900"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока "Логарифмические уравнения и неравенства" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-logharifmichieskiie-uravnieniia-i-nieravienstva"
    ["file_id"] => string(6) "144241"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418669900"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Урок "Логарифмические уравнения""
    ["seo_title"] => string(36) "urok-logharifmichieskiie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "295454"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455813332"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства