Конспект урока по алгебре и началам анализа
по теме: «Логарифмические уравнения»
Учитель: Щёкина Н.А.
Пояснительная записка
Планирование курса алгебры и начал анализа для учащихся 11 класса составлено на основе:
«Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Н.Колмогоров, Ю.П.Дудницын и др.; под ред. А.Н.Колмогорова. – М.: Просвещение, 2008.
Профильное обучение: тематическое планирование по математике для 10-11 кл.: пособие для учителя/ сост. Т.А.Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2006.
Примерные программы по математике/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: 2007.
Данный урок из раздела «Показательные и логарифмические уравнения».
Показательные и логарифмические уравнения:
Показательная функция – 2
Показательные уравнения, системы уравнений и неравенств – 4
Контрольная работа № 4 – 1
Логарифмы и их свойства – 3
Логарифмическая функция. Понятие об обратной функции – 2
Решение логарифмических уравнений и неравенств – 5
Контрольная работа №5 – 1
Это третий урок из 5-ти в теме «Логарифмические уравнения и неравенства».
Урок комплексного применения ЗУН по теме «Логарифмические уравнения».
Данный урок предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательной школы, имеющих средний уровень обучения.
Результативность урока:
учащиеся знают и умеют применять определение логарифма, свойства логарифмов, формулу перехода;
учащиеся умеют находить значение логарифма и проводить преобразования выражений, содержащих логарифмы;
учащиеся определяют методы решения логарифмических уравнений и умеют их решать;
учащиеся умеют использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы.
Тема урока: Логарифмические уравнения.
Цель урока: закрепление знаний и умений по решению
логарифмических уравнений.
Задачи:
Учебные задачи:
- умение применять полученные теоретические знания для решения заданий;
- умение использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы.
Развивающие задачи:
- развитие мышления учащихся, коммуникативных способностей;
- формирование навыков умственного труда: поиск рациональных путей решения, самообразование.
Воспитательные задачи:
- воспитание познавательной активности, ответственности.
Оборудование:
учебник для 10-11 кл общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа» под редакцией А.Н.Колмогорова,
диск «Математика. 5- 11 классы» («Дрофа»),
диск «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 10-11 классы»,
таблица ответов для МД,
лист самоконтроля,
лист с Домашним Заданием,
мультимедийный проектор,
презентация 1 «Логарифмические уравнения»,
презентация 2 «Логарифм и его свойства»,
презентация 3 «Математический диктант»,
презентация 4 «Примеры уравнений».
Конспект урока по алгебре и началам анализа для учащихся 11 кл.
План урока:
Организационный момент (2 мин).
Проверка домашнего задания. Устный опрос (8 мин).
Математический диктант (4 мин).
Практическая часть (8-10 мин).
Самостоятельная работа (8-10 мин).
Задание на дом (3 мин).
Итоги урока (5 мин).
Ход урока:
Организационный момент:
слайд 1 – Тема урока;
слайд 2 – Цель урока;
слайд 3 – Задачи урока.
а) Проверка домашнего задания:
№ 514(а); 518 (а) – устно (решение на доске);
№522 (а); №530 (г) – у доски выполняют 2 ученика.
№ 514(а). Решите уравнение:
log½ (2x – 4) = -2 (определение логарифма).
Ответ: 4.
№ 518(а). Решите уравнение:
loga x = 2loga 3 + loga 5 (свойства логарифмов).
Ответ: 45.
№ 522(а). Решите уравнение:
1 : (lg x + 1) + 6 : (lg x + 5) = 1.
Ответ: 0, 01 и 1000.
№ 530(г). Решите систему уравнений:
lg x – lg y = lg 15 – 1,
10 lg(3x + 2y) = 39.
Ответ: (9;6).
II. б) Устный опрос.
Повторение ранее изученных теоретических знаний:
1. Определение логарифмического уравнения. Методы решения логарифмических уравнений (презентация1,приложение1,слайд 4-6).
Учитель. Какое уравнение называется логарифмическим уравнением?
Слайд 4. Определение: Логарифмическим уравнением называется уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма и/ или в основании логарифма.
Учитель (слайд 5).
Для успешного решения логарифмических уравнений Вам необходимо:
Безошибочно решать простейшее логарифмическое уравнение.
Не только знать все логарифмические тождества, но и находить множества значений переменной, на которых эти тождества определены, чтобы при использовании этих тождеств не приобретать лишних корней, а тем более – не терять решения уравнения.
Четко, подробно и без ошибок проделывать математические преобразования уравнений. Это называется математической культурой. При этом сами выкладки должны делаться автоматически руками, а голова должна думать об общей путеводной нити решения.
Знать методы решения задач. Для правильного ориентирования на каждом этапе вам придется (сознательно или интуитивно!):
Учитель. Какие методы решения логарифмических уравнений вы знаете?
Слайд 6. Методы решения уравнения:
Уравнения, решаемые по определению логарифма.
Уравнения, решаемые приведением к квадратному уравнению.
Потенцирование.
Логарифмирование.
Уравнения, решаемые приведением к одному основанию.
Графический метод решений.
2. Определение логарифма. Свойства логарифмов (презентация 2, приложение 2, слайд 1-3).
Учитель. При решении логарифмических уравнений необходимо знание определения логарифма и его свойств.
? - Сформулируйте определение логарифма.
? – При каких условиях эта формула имеет смысл?
Слайд 1. Определение логарифма:
logab = x, aх = b, где b0, a0, a ≠ 1.
? – Какие свойства логарифмов вы знаете?
Слайд 2. Свойства логарифмов:
logа 1 = 0.
loga а= 1.
loga(ху) = loga х + loga у.
loga(х/у) = loga х – loga у.
loga(хр) = р loga х.
Учитель. При решении логарифмических уравнений иногда нам необходимо перейти к другому основанию логарифма, для этого используется формула перехода логарифма.
? – Расскажите, как же перейти к другому основанию у логарифма. Запишите формулу перехода.
Слайд 3. Формула перехода:
log b x
log a x = _________
log b a
III. Математический диктант.
Использование заданий из тренировочных материалов
Единого Государственного Экзамена (презентация 3,
приложение 3, слайд 1-9).
Учитель. Сейчас мы с вами проведем математический диктант. В математическом диктанте использованы задания, взятые из тренировочных материалов Единого Государственного Экзамена.
Взяли в руки ручку и таблицу для ответов к математическому диктанту (приложение 5). Итак, приготовились, начали. (Каждое задание - 25 с)
Слайд 1. Математический диктант.
Слайд 2.
1. Упростите выражение log3 54 + log3 (1/2).
Ответы: 1) 27, 2) 2, 3) 3, 4) 9.
Слайд 3.
2. Вычислите log12 (7/ 144) – log12 7.
Ответы: 1) 1, 2) 2, 3) -1, 4) -2.
Слайд 4.
3. Найдите значение выражения - 4 log6 (63).
Ответы: 1) 3, 2) -12, 3) -64, 4) -1.
Слайд 5.
4. Вычислите 10lg 9 – 14.
Ответы: 1) -5, 2) 23, 3) -4, 4) 5.
Слайд 6.
5. Упростите log1/5 (1/10) + log1/5 250.
Ответы: 1) 25, 2) 2, 3) 5, 4) -2.
Слайд 7.
6. Вычислите log2 50 – 2 log2 5.
Ответы: 1) 20, 2) 1, 3) log2 30, 4) 8log2 5.
Слайд 8.
7. Решите уравнение и запишите ответ: log5 x = log5 6 + log5 3 .
Слайд 9.
8. Решите уравнение и запишите ответ: log4 x + log4 3 = log4 15.
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 |
3 | 4 | 2 | 1 | 4 | 2 | 18 | 5 |
Таблица
ответов:
Критерии оценивания МД:
оценка «5» - за верно выполненные 8 заданий;
оценка «4» - за верно выполненные 6-7 заданий;
оценка «3» - за верно выполненные 4-5 заданий;
оценка «2» - за выполнение менее 4 заданий.
IV. Практическая часть
Решение заданий у доски и в тетрадях, с последующей проверкой и комментариями (3 учащихся у доски, с обратной стороны).
1 группа - № 520 (в); 529 (а) – группа «3»/ «4»;
2 группа - № 529(а); № 523(г) – группа «4»/ «5».
Дополнительное задание № 519(а) или №524(а).
1 группа. № 520(в). Решите уравнение: log52 x – log5 x = 2.
Ответ: 0,2 и 25.
№ 529(а). Решите систему уравнений: log⅓ (x + y) = 2,
log3 (x – y) = 2.
Ответ: (4 5/9; -4 4/9).
2 группа. № 529(а). Решите систему уравнений: log⅓ (x + y) = 2,
log3 (x – y) = 2.
Ответ: (4 5/9; -4 4/9).
№ 523(г). Решите уравнение: log25 x + log5 x = log1/5 √8.
Ответ: ½.
Дополнительное задание:
Ответ: 0 и 8.
Ответ: 0 и 3.
V. Самостоятельная работа на компьютере.
Заполнение листа самоконтроля (приложение 5). Задание у каждого учащегося записано на карточке.
1) Диск «Математика. 5-11 классы»
Пункт 3.3. Логарифмы. Свойства логарифмов. №1, №5.
Пункт 3.5. Показательные и логарифмические уравнения.
№2 (а; б) - логарифмические уравнения.
2) Диск «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 10-11 кл.».
У-16. Логарифмы. Седьмое действие над числами (итоговое тестирование).
У-17. Логарифм произведения, частного, степени (дополнительное тестирование).
3) Дополнительное задание №523 (б) из учебника.
№ 523(в). Решите уравнение: log3 х – 2log1/3 х = 6.
Ответ: 9.
VI. Задание на дом:
Карточка (приложение 5).
Задания ЕГЭ повышенной сложности (В).
Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения:
log6 (3x+88) – log6 11 = log6 x.
Найдите сумму корней уравнения:
log24 (x-3) = log4 (x-3) + 2.
Найдите произведение корней уравнения:
4√12 + 4x – x2 * lg (31 - x - x2 ) = 0.
Учебник А. Н. Колмогорова «Алгебра и начала анализа.10-11 кл»
п. 37-39, №529(в, г).
Учитель. Как, каким способом вы будете решать эти уравнения?
VII. Итоги урока:
заполнение листа самоконтроля и выставление оценок;
беседа с учащимися о пробелах в знаниях, рекомендации учителя.
Учитель. А сейчас, мы еще раз вспомним – что же такое логарифмическое уравнение и какими способами (методами) оно решается. Посмотрим на примеры уравнений, решаемых разными методами (презентация 4, приложение 4, слайд 1-8).
Слайд 1. Определение логарифмического уравнения.
Слайд 2. Методы решения уравнений.
Слайд 3. Уравнения, решаемые по определению логарифма:
log0,3 (5 + 2x) = 1.
Слайд 4. Уравнения, решаемые приведением к квадратному уравнению:
lg2 x – lg x + 1 = 0.
Слайд 5. Потенцирование:
log2 (x + 15) = log2 (x + 1).
Слайд 6. Логарифмирование:
xlgx+5 = 1015+3lgx.
Слайд 7. Уравнения, решаемые приведением к одному основанию:
log25x+log5x=log0.2√8.
Слайд 8. Графический метод решения:
log3 x = 0,5x – 0,5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Лист самоконтроля учени__ 11 класса __________________________________
| Д/З | Устн опрос | Пракчасть | Мат Дикт. | Тесты по алгебре КиМ | Математика 5-11 кл Дрофа | Итог уч-ся | Итог Уч-ля |
Задание | | | | | У-16 ИтогТ | У-17 Доп.Т | П.3.3 №1 | П.3.3 №5 | П.3.5 №2а;б | | |
Оценка о выпол-нении | | | | | | | | | | | |
Таблица ответов для МД учени__ 11 класса _________________________
№ 1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | Оценка |
| | | | | | | | |
Задание на дом
Задания ЕГЭ повышенной сложности (В).
Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения:
log6 (3x+88) – log6 11 = log6 x.
Найдите сумму корней уравнения:
log24 (x-3) = log4 (x-3) + 2.
Найдите произведение корней уравнения:
__________
4√12 + 4x – x2 * lg (31 - x - x2 ) = 0.
Учебник п. 37-39, №529(в,г).
10