kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Логарифмические уравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме:  «Логарифмические уравнения»

Данный урок из раздела «Показательные и логарифмические уравнения».

Показательные и логарифмические уравнения:

  1. Показательная функция – 2
  2. Показательные уравнения, системы уравнений и неравенств – 4

Контрольная работа № 4 – 1

  1. Логарифмы и их свойства – 3
  2. Логарифмическая функция. Понятие об обратной функции – 2
  3. Решение логарифмических уравнений и неравенств – 5

Контрольная работа №5 – 1

 

Это третий урок из 5-ти в теме «Логарифмические уравнения и неравенства».

Урок комплексного применения ЗУН по теме «Логарифмические уравнения».

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательной школы, имеющих  средний  уровень обучения.

 

Результативность урока:

  • учащиеся знают и умеют применять определение логарифма, свойства логарифмов, формулу перехода;
  • учащиеся умеют находить значение логарифма и проводить преобразования выражений, содержащих логарифмы;
  • учащиеся определяют методы решения логарифмических уравнений и умеют их решать;
  • учащиеся умеют использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы.

 

Тема урока:  Логарифмические уравнения.

 

Цель урока:   закрепление знаний и умений по решению логарифмических уравнений.

 

Задачи:

Учебные задачи:

- умение применять полученные теоретические знания для решения заданий;

- умение использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы.

 

Развивающие задачи:

- развитие мышления учащихся, коммуникативных способностей;

- формирование навыков умственного труда: поиск рациональных путей решения, самообразование.

 

Воспитательные задачи:

- воспитание познавательной активности, ответственности.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»


Конспект урока по алгебре и началам анализа

по теме: «Логарифмические уравнения»


Учитель: Щёкина Н.А.


Пояснительная записка


Планирование курса алгебры и начал анализа для учащихся 11 класса составлено на основе:

  • «Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Н.Колмогоров, Ю.П.Дудницын и др.; под ред. А.Н.Колмогорова. – М.: Просвещение, 2008.

  • Профильное обучение: тематическое планирование по математике для 10-11 кл.: пособие для учителя/ сост. Т.А.Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2006.

  • Примерные программы по математике/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: 2007.


Данный урок из раздела «Показательные и логарифмические уравнения».

Показательные и логарифмические уравнения:

  1. Показательная функция – 2

  2. Показательные уравнения, системы уравнений и неравенств – 4

Контрольная работа № 4 – 1

  1. Логарифмы и их свойства – 3

  2. Логарифмическая функция. Понятие об обратной функции – 2

  3. Решение логарифмических уравнений и неравенств – 5

Контрольная работа №5 – 1


Это третий урок из 5-ти в теме «Логарифмические уравнения и неравенства».

Урок комплексного применения ЗУН по теме «Логарифмические уравнения».

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательной школы, имеющих средний уровень обучения.


Результативность урока:

  • учащиеся знают и умеют применять определение логарифма, свойства логарифмов, формулу перехода;

  • учащиеся умеют находить значение логарифма и проводить преобразования выражений, содержащих логарифмы;

  • учащиеся определяют методы решения логарифмических уравнений и умеют их решать;

  • учащиеся умеют использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы.



Тема урока: Логарифмические уравнения.


Цель урока: закрепление знаний и умений по решению

логарифмических уравнений.


Задачи:


  1. Учебные задачи:

- умение применять полученные теоретические знания для решения заданий;

- умение использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы.


  1. Развивающие задачи:

- развитие мышления учащихся, коммуникативных способностей;

- формирование навыков умственного труда: поиск рациональных путей решения, самообразование.


  1. Воспитательные задачи:

- воспитание познавательной активности, ответственности.



Оборудование:

  • учебник для 10-11 кл общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа» под редакцией А.Н.Колмогорова,

  • диск «Математика. 5- 11 классы» («Дрофа»),

  • диск «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 10-11 классы»,

  • таблица ответов для МД,

  • лист самоконтроля,

  • лист с Домашним Заданием,

  • мультимедийный проектор,

  • презентация 1 «Логарифмические уравнения»,

  • презентация 2 «Логарифм и его свойства»,

  • презентация 3 «Математический диктант»,

  • презентация 4 «Примеры уравнений».



Конспект урока по алгебре и началам анализа для учащихся 11 кл.


План урока:


  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Проверка домашнего задания. Устный опрос (8 мин).

  3. Математический диктант (4 мин).

  4. Практическая часть (8-10 мин).

  5. Самостоятельная работа (8-10 мин).

  6. Задание на дом (3 мин).

  7. Итоги урока (5 мин).


Ход урока:


  1. Организационный момент:


    • постановка цели и задач (презентация 1,приложение 1,слайд 1-3):

слайд 1 – Тема урока;

слайд 2 – Цель урока;

слайд 3 – Задачи урока.


  1. а) Проверка домашнего задания:

№ 514(а); 518 (а) – устно (решение на доске);

№522 (а); №530 (г) – у доски выполняют 2 ученика.


№ 514(а). Решите уравнение:

log½ (2x – 4) = -2 (определение логарифма).

Ответ: 4.

№ 518(а). Решите уравнение:

loga x = 2loga 3 + loga 5 (свойства логарифмов).

Ответ: 45.

№ 522(а). Решите уравнение:

1 : (lg x + 1) + 6 : (lg x + 5) = 1.

Ответ: 0, 01 и 1000.

530(г). Решите систему уравнений:

lg xlg y = lg 15 – 1,

10 lg(3x + 2y) = 39.

Ответ: (9;6).


II. б) Устный опрос.


Повторение ранее изученных теоретических знаний:


1. Определение логарифмического уравнения. Методы решения логарифмических уравнений (презентация1,приложение1,слайд 4-6).


Учитель. Какое уравнение называется логарифмическим уравнением?


Слайд 4. Определение: Логарифмическим уравнением называется уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма и/ или в основании логарифма.


Учитель (слайд 5).

Для успешного решения логарифмических уравнений Вам необходимо:

  • Безошибочно решать простейшее логарифмическое уравнение.

  • Не только знать все логарифмические тождества, но и находить множества значений переменной, на которых эти тождества определены, чтобы при использовании этих тождеств не приобретать лишних корней, а тем более – не терять решения уравнения.

  • Четко, подробно и без ошибок проделывать математические преобразования уравнений. Это называется математической культурой. При этом сами выкладки должны делаться автоматически руками, а голова должна думать об общей путеводной нити решения.

  • Знать методы решения задач. Для правильного ориентирования на каждом этапе вам придется (сознательно или интуитивно!):

    • Определить тип уравнения;

    • Вспомнить соответствующий этому типу метод решения задачи.


Учитель. Какие методы решения логарифмических уравнений вы знаете?


Слайд 6. Методы решения уравнения:

  • Уравнения, решаемые по определению логарифма.

  • Уравнения, решаемые приведением к квадратному уравнению.

  • Потенцирование.

  • Логарифмирование.

  • Уравнения, решаемые приведением к одному основанию.

  • Графический метод решений.


2. Определение логарифма. Свойства логарифмов (презентация 2, приложение 2, слайд 1-3).


Учитель. При решении логарифмических уравнений необходимо знание определения логарифма и его свойств.


? - Сформулируйте определение логарифма.

? – При каких условиях эта формула имеет смысл?


Слайд 1. Определение логарифма:

  • Логарифмом числа b по основанию a называется показатель степени, в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число b.

logab = x, aх = b, где b0, a0, a ≠ 1.


? – Какие свойства логарифмов вы знаете?


Слайд 2. Свойства логарифмов:

  1. logа 1 = 0.

  2. loga а= 1.

  3. loga(ху) = loga х + loga у.

  4. loga(х/у) = loga х – loga у.

  5. logaр) = р loga х.


Учитель. При решении логарифмических уравнений иногда нам необходимо перейти к другому основанию логарифма, для этого используется формула перехода логарифма.


? – Расскажите, как же перейти к другому основанию у логарифма. Запишите формулу перехода.


Слайд 3. Формула перехода:


log b x

log a x = _________


log b a


III. Математический диктант.

Использование заданий из тренировочных материалов

Единого Государственного Экзамена (презентация 3,

приложение 3, слайд 1-9).


Учитель. Сейчас мы с вами проведем математический диктант. В математическом диктанте использованы задания, взятые из тренировочных материалов Единого Государственного Экзамена.

Взяли в руки ручку и таблицу для ответов к математическому диктанту (приложение 5). Итак, приготовились, начали. (Каждое задание - 25 с)


Слайд 1. Математический диктант.


Слайд 2.

1. Упростите выражение log3 54 + log3 (1/2).

Ответы: 1) 27, 2) 2, 3) 3, 4) 9.


Слайд 3.

2. Вычислите log12 (7/ 144) – log12 7.

Ответы: 1) 1, 2) 2, 3) -1, 4) -2.


Слайд 4.

3. Найдите значение выражения - 4 log6 (63).

Ответы: 1) 3, 2) -12, 3) -64, 4) -1.


Слайд 5.

4. Вычислите 10lg 9 – 14.

Ответы: 1) -5, 2) 23, 3) -4, 4) 5.


Слайд 6.

5. Упростите log1/5 (1/10) + log1/5 250.

Ответы: 1) 25, 2) 2, 3) 5, 4) -2.


Слайд 7.

6. Вычислите log2 50 – 2 log2 5.

Ответы: 1) 20, 2) 1, 3) log2 30, 4) 8log2 5.


Слайд 8.

7. Решите уравнение и запишите ответ: log5 x = log5 6 + log5 3 .


Слайд 9.

8. Решите уравнение и запишите ответ: log4 x + log4 3 = log4 15.



№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

3

4

2

1

4

2

18

5

Таблица

ответов:



Критерии оценивания МД:

  • оценка «5» - за верно выполненные 8 заданий;

  • оценка «4» - за верно выполненные 6-7 заданий;

  • оценка «3» - за верно выполненные 4-5 заданий;

  • оценка «2» - за выполнение менее 4 заданий.


IV. Практическая часть

Решение заданий у доски и в тетрадях, с последующей проверкой и комментариями (3 учащихся у доски, с обратной стороны).


1 группа - № 520 (в); 529 (а) – группа «3»/ «4»;

2 группа - № 529(а); № 523(г) – группа «4»/ «5».

Дополнительное задание № 519(а) или №524(а).


1 группа. № 520(в). Решите уравнение: log52 xlog5 x = 2.

Ответ: 0,2 и 25.

№ 529(а). Решите систему уравнений: log(x + y) = 2,

log3 (xy) = 2.

Ответ: (4 5/9; -4 4/9).


2 группа. № 529(а). Решите систему уравнений: log(x + y) = 2,

log3 (xy) = 2.

Ответ: (4 5/9; -4 4/9).

№ 523(г). Решите уравнение: log25 x + log5 x = log1/5 √8.

Ответ: ½.


Дополнительное задание:

  • № 519(г). Решите уравнение: log5 (x2 + 8) – log5 (x + 1) = 3log5 2.

Ответ: 0 и 8.

  • № 524(а). Решите уравнение: log2 (9 – 2x) = 3 – x.

Ответ: 0 и 3.


V. Самостоятельная работа на компьютере.


Заполнение листа самоконтроля (приложение 5). Задание у каждого учащегося записано на карточке.


1) Диск «Математика. 5-11 классы»

  • Пункт 3.3. Логарифмы. Свойства логарифмов. №1, №5.

  • Пункт 3.5. Показательные и логарифмические уравнения.

№2 (а; б) - логарифмические уравнения.

2) Диск «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 10-11 кл.».

  • У-16. Логарифмы. Седьмое действие над числами (итоговое тестирование).

  • У-17. Логарифм произведения, частного, степени (дополнительное тестирование).

3) Дополнительное задание №523 (б) из учебника.


№ 523(в). Решите уравнение: log3 х – 2log1/3 х = 6.

Ответ: 9.


VI. Задание на дом:


Карточка (приложение 5).

  1. Задания ЕГЭ повышенной сложности (В).

    1. Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения:

log6 (3x+88) – log6 11 = log6 x.

    1. Найдите сумму корней уравнения:

log24 (x-3) = log4 (x-3) + 2.

    1. Найдите произведение корней уравнения:

4√12 + 4x – x2 * lg (31 - x - x2 ) = 0.

  1. Учебник А. Н. Колмогорова «Алгебра и начала анализа.10-11 кл»

п. 37-39, №529(в, г).


Учитель. Как, каким способом вы будете решать эти уравнения?


VII. Итоги урока:


  • заполнение листа самоконтроля и выставление оценок;

  • беседа с учащимися о пробелах в знаниях, рекомендации учителя.


Учитель. А сейчас, мы еще раз вспомним – что же такое логарифмическое уравнение и какими способами (методами) оно решается. Посмотрим на примеры уравнений, решаемых разными методами (презентация 4, приложение 4, слайд 1-8).


Слайд 1. Определение логарифмического уравнения.


Слайд 2. Методы решения уравнений.


Слайд 3. Уравнения, решаемые по определению логарифма:

log0,3 (5 + 2x) = 1.


Слайд 4. Уравнения, решаемые приведением к квадратному уравнению:

lg2 xlg x + 1 = 0.


Слайд 5. Потенцирование:

log2 (x + 15) = log2 (x + 1).


Слайд 6. Логарифмирование:

xlgx+5 = 1015+3lgx.


Слайд 7. Уравнения, решаемые приведением к одному основанию:

log25x+log5x=log0.2√8.


Слайд 8. Графический метод решения:

log3 x = 0,5x – 0,5.







ПРИЛОЖЕНИЕ 5.



Лист самоконтроля учени__ 11 класса __________________________________



Д/З

Устн

опрос

Пракчасть

Мат

Дикт.

Тесты по алгебре

КиМ

Математика 5-11 кл

Дрофа

Итог

уч-ся

Итог

Уч-ля

Задание





У-16

ИтогТ

У-17

Доп.Т

П.3.3

№1

П.3.3

№5

П.3.5

№2а;б



Оценка о выпол-нении
















Таблица ответов для МД учени__ 11 класса _________________________



№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Оценка















Задание на дом


  1. Задания ЕГЭ повышенной сложности (В).


    1. Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения:

log6 (3x+88) – log6 11 = log6 x.


    1. Найдите сумму корней уравнения:

log24 (x-3) = log4 (x-3) + 2.


    1. Найдите произведение корней уравнения:

__________

4√12 + 4x – x2 * lg (31 - x - x2 ) = 0.


  1. Учебник п. 37-39, №529(в,г).



10



Просмотр содержимого презентации
«Логарифм и его свойства Приложение 2»

0, a0, a ≠ 1." width="640"

Логарифм

  • Логарифмом числа b по основанию a называется показатель степени, в которую нужно возвести основание а , чтобы получить число b .

log a b = x,

a x = b, где b0, a0, a ≠ 1.

Свойства логарифмов log a а= 1. log a 1 = 0. log a (ху) = log a х + log a у. log a (х/у) = log a х – log a у. log a ( х р )  = р log a х

Свойства логарифмов

  • log a а= 1.
  • log a 1 = 0.
  • log a (ху) = log a х + log a у.
  • log a (х/у) = log a х – log a у.
  • log a ( х р ) = р log a х

Формула перехода:   log b x   log a x = _________   log b a

Формула перехода: log b x log a x = _________ log b a

Просмотр содержимого презентации
«Логарифмические уравнения. Приложение 1.»

Логарифмические  уравнения

Логарифмические уравнения

Цель:

Цель:

  • Закрепление знаний и умений по решению логарифмических уравнений .
Задачи Учебные задачи: Умение применять полученные теоретические знания для решения заданий; Умение использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы. Развивающие задачи: Развитие мышления учащихся, коммуникативных способностей; Формирование навыков умственного труда: поиск рациональных путей решения, самообразование. Воспитательные задачи: Воспитание познавательной активности, ответственности.

Задачи

Учебные задачи:

  • Умение применять полученные теоретические знания для решения заданий;
  • Умение использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы.

Развивающие задачи:

  • Развитие мышления учащихся, коммуникативных способностей;
  • Формирование навыков умственного труда: поиск рациональных путей решения, самообразование.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание познавательной активности, ответственности.

Логарифмическое уравнение -

Логарифмическое уравнение -

  • это уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма и/или в основании логарифма.
Для успешного решения логарифмических уравнений необходимо:

Для успешного решения логарифмических уравнений необходимо:

  • Безошибочно решать простейшие логарифмические уравнения.
  • Знать все логарифмические тождества, находить множества значений переменной, на которых эти тождества определены.
  • Выполнять математические преобразования уравнений.
  • Знать методы решения задач.
Методы решения логарифмических уравнений

Методы решения логарифмических уравнений

  • Уравнения, решаемые по определению логарифма.
  • Уравнения, решаемые приведением к квадратному уравнению.
  • Потенцирование.
  • Логарифмирование.
  • Уравнения, решаемые приведением к одному основанию.
  • Графический метод решений.

Просмотр содержимого презентации
«Математический диктант. Приложение 3»

Математический   диктант

Математический диктант

1. Упростите выражение   log 3 54 + log 3 (1/2)

1. Упростите выражение log 3 54 + log 3 (1/2)

  • 27
  • 3
  • 2
  • 9
2 . Вычислите   log 12 (7/ 144) – log 12 7

2 . Вычислите log 12 (7/ 144) – log 12 7

  • 1
  • - 1
  • 2
  • - 2
3 . Найдите значение выражения    - 4 log 6 (6 3 )

3 . Найдите значение выражения - 4 log 6 (6 3 )

  • 3 -4
  • - 12
  • - 64
  • - 1
4.  Вычислите      10 lg9 - 14

4. Вычислите 10 lg9 - 14

  • - 5
  • - 4
  • 23
  • 5
5 . Упростите    log 1/5 (1/10) + log 1/5 250

5 . Упростите log 1/5 (1/10) + log 1/5 250

  • 25
  • 2
  • 5
  • -2
6. Вычислите    log 2 50 – 2 log 2 5

6. Вычислите log 2 50 – 2 log 2 5

  • 20
  • log 2 30
  • 8 log 2 5
  • 1
7.  Решите уравнение  log 5 x = log 5 6 + log 5 3

7. Решите уравнение

log 5 x = log 5 6 + log 5 3

8. Решите уравнение  log 4 x + log 4 3 = log 4 15

8. Решите уравнение

log 4 x + log 4 3 = log 4 15

Просмотр содержимого презентации
«Примеры уравнений. Приложение 4»

Логарифмическое уравнение -

Логарифмическое уравнение -

  • это уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма и/или в основании логарифма.
Методы решения уравнений

Методы решения уравнений

  • Уравнения, решаемые по определению логарифма.
  • Уравнения, решаемые приведением к квадратному уравнению.
  • Потенцирование.
  • Логарифмирование.
  • Уравнения, решаемые приведением к одному основанию.
  • Графический метод решений.
Уравнения, решаемые по определению логарифма.    log 0,3 (5 + 2x) = 1

Уравнения, решаемые по определению логарифма.

log 0,3 (5 + 2x) = 1

Уравнения, решаемые приведением к квадратному уравнению.  lg 2 x – lg x + 1 = 0

Уравнения, решаемые приведением к квадратному уравнению.

lg 2 x – lg x + 1 = 0

Потенцирование  log 2 (x + 15) = log 2 (x + 1)

Потенцирование

log 2 (x + 15) = log 2 (x + 1)

Логарифмирование  x lgx+5 = 10 15+3lgx

Логарифмирование

x lgx+5 = 10 15+3lgx

Уравнения, решаемые приведением к одному основанию.  log 25 x+log 5 x=log 0.2 √8

Уравнения, решаемые приведением к одному основанию.

log 25 x+log 5 x=log 0.2 √8

Графический метод решения  log 3 x = 0,5x – 0,5

Графический метод решения

log 3 x = 0,5x – 0,5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока "Логарифмические уравнения"

Автор: Щекина Наталья Александровна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока"Логарифмические уравнения""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-logharifmichieskiie-uravnieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "301635"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456948694"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока Логарифмические уравнения, логарифм вокруг нас. "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-logharifmichieskiie-uravnieniia-logharifm-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "193329"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427627331"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока" Логарифмические уравнения и неравенства" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-logharifmichieskiie-uravnieniia-i-nieravienstva-1"
    ["file_id"] => string(6) "146957"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419276900"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока "Логарифмические уравнения и неравенства" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-logharifmichieskiie-uravnieniia-i-nieravienstva"
    ["file_id"] => string(6) "144241"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418669900"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Урок "Логарифмические уравнения""
    ["seo_title"] => string(36) "urok-logharifmichieskiie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "295454"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455813332"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1450 руб.
2070 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1680 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства