Ход урока
1.Оргмомент.
1.1 Математика пришла
В путь с собою позвала.
Все задачи и примеры
Одолеем без труда.
- Какое сегодня число, месяц, год, день недели?
-Какой урок по счёту? Как называется предмет?
-А чем мы занимаемся на уроках математики?
Итак, мы начинаем урок математики. Проверьте, ребята, все ли у вас готово к уроку. Улыбнувшись друг другу, примемся за работу.
1.2 Я тетрадочку открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так (показывают) держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
2.Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы будем закреплять изученный материал: решать задачи, примеры, уравнения.
Но урок у нас будет необычным – математика в сказке. Одному сказочному герою требуется наша помощь. Вы готовы ему помочь?
3. Устный счет.
Ребята, вам, наверное, интересно узнать кто этот сказочный герой?
Его имя зашифровано. Для того, чтобы его разгадать нужно решить примеры. Ответу каждого примера соответствует буква. Вставим буквы в табличку и узнаем слово. Слайд №2
Как удобнее решить пример 3 . 30?
Какое свойство умножения использовали?
(Переместительное.)
Кто догадался, из какой сказки этот герой?
(«По щучьему веленью») Слайд№3
Кто помогал в сказке Емеле?(Волшебная щука)
Сегодня помогать ему будем мы. Наша задача – помочь Емеле найти Марью-царевну. Нас будут ждать в пути различные препятствия, которые мы должны будем преодолеть.
На чем путешествовал Емеля?(На печке)
Мы тоже будем путешествовать с ним на печке. Чтобы пуститься в путь, нужно ее растопить. Прежде чем дрова попадут в печь, на каждом полене нужно решить задание.
Устное решение задач.
1.Бревно длиной 12 м распилили на 6 равных частей. Чему равна 1/6 часть бревна?
2.В парке росло 40 лип, а берез в 2раза меньше. Сколько росло берез?
3.Высота баобаба - дерева-богатыря Африки достигает 25 м .Секвойя – самое высокое дерево на земле выше баобаба в 4 раза. Какова высота самого высокого дерева на земле? Слайды 4-5
Самое высокое дерево на земле – вечнозеленая секвойя растет в Северной Америке. Древесина этого дерева легкая и прочная, ее используют для подводных сооружений. Ствол окружности баобаба до25-40 м. Живет до 5 тысяч лет. Плоды съедобны. Из волокон коры изготавливают веревки и грубые ткани.
Молодцы, дрова готовы, теперь нужно печь растопить, для этого нужно выполнить задание на доске решить «цепочку» примеров:
60 ® : 20 ® . 3 0® -10 ® : 40® . 50 ® - 43 = 57
Представьте число 57 в виде суммы разрядных слагаемых.
Печь мы растопили, дров наготовили много, пора отправляться в путь, разыскивать царевну.
4. Закрепление изученного материала.
1)Решение примеров. . Слайд №6
Ребята, перед нами болото
Чтобы его преодолеть, нужно решить примеры на болотных кочках разного цвета.
Как нужно рассуждать при умножении двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное?
Ученики получают « карточки-кочки»: 1уровень – серого цвета, 2 уровень - коричневого цвета,3 уровень - зеленого цвета.
Проверка. Перевернуть «кочки» на доске с ответами.
Проверьте, правильно ли вы решили примеры. Поставьте оценки
Молодцы! Болото преодолели.
3). Зрительная физминутка. Слайд № 7 .
2) Работа над задачей. Слайд №8
Вот наша печка к речке подходит
Где же здесь плот? Нигде не находим,
Но чтобы речку переплыть,
Нам надо задачу решить.
Ученики получают карточки с задачей. Один ученик читает вслух:
«Коля должен был за каникулы прочитать книгу П.П.Ершова «Конек-горбунок». После того как, Коля читал 5 дней по 12 страниц, ему осталось еще прочитать18 страниц. Сколько всего страниц в книге?»
-О чем говориться в задаче?
Составим краткую запись, выделим главные слова. Слайд №8
Прочитал - ? 5 дней по 12 страниц.
Осталось – 18 страниц.
Всего страниц - ?
-Можем сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
-Что нам неизвестно? (Сколько страниц прочитал.)
-Можем найти это? Каким действием? (Умножением.)
-Каким действием узнать, сколько всего страниц в книге? (Сложением)
Составим схему решения задачи:
1) *
2) +
-Кто может записать решение задачи самостоятельно?
Один ученик решает задачу на доске.
(Тем, кто не может справиться самостоятельно, оказываю индивидуальную помощь.)
Проверьте свое решение с решением на доске.
Ученику, работавшему у доски, ставлю оценку.
Справились с задачей, можем переправляться через речку.
Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз,
Это брасс.
Одной, другой-
Это кроль.
Все, как один,
Плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Но не отправимся домой.
3)Решение уравнений.
Дальше на печке всем классом мы едем,
В царство Марьи-царевны никак не доедем
Закройте глаза. Слышите звуки леса? Слайд№10
-Едем на печке дальше и подъезжаем к лесу Уравнений. Чтобы пройти сквозь лес, нужно решить уравнения.
-Найдите в учебнике на с. 9 №8. 1 вариант решает 1 столбик, 2 вариант выполняет второй столбик.
Сравните пары уравнений, чем они похожи, чем отличаются.
По одному ученику от каждого варианта решают у доски (с обратной стороны). Далее следует взаимопроверка.
(Кто выполнит вперед – решить третий столбик.)
Молодцы! И с этим заданием справились.
4)Геометрическое задание. Слайды №11-12
Вот мы и к царству уже подошли.
Но Марью-царевну еще не нашли.
Царство похоже на лабиринт, чтобы в нем не заблудиться, нужно выполнить задание.
-Какой формы лабиринт?
-Из чего состоит лабиринт?
-Какие вы видите углы?
-Назовите номера острых углов и тупых углов.
-Мы узнаем его площадь, если назовем номера прямых углов в порядке возрастания и составим из этих цифр двузначное число. Покажите на сигнальных карточках. Какое число получилось? Назовите его площадь. (36 м2)
-Длина его 9 м. Нужно найти его ширину. Покажите ответ на сигнальных карточках. (36 : 9 = 4 м)
Вот мы с вами и нашли Марью-царевну. Слайд№13
Посмотрите, какая она красавица. Давайте, превратим Емелю в красавца под стать Марьи-царевны. Приготовим для него наряд. Помогут нам волшебные инструменты: ножницы, иголки, нитки.
Выполним тестовые задание на разных карточках (1 уровень - ножницы, 2 уровень - иголки, 3 уровень – нитки).
5. Домашнее задание
- У вас на партах лежат иллюстрации Емели и Марьи -царевны с домашним заданием. Возьмите их с собой на память, а задание перепишите в дневники. С. 10, № 6. Решите примеры, закрепите вычислительные навыки.
6. Итог урока.
-Благодаря чему мы помогли Емеле?
(Благодаря нашим математическим знаниям)
-Чему учились на уроке? Что повторили и закрепили на сегодняшнем уроке?
За работу на уроке я поставила оценки…
-Если кому-то захотелось еще раз прочитать эту сказку, вы можете найти ее в нашем уголке для чтения.
- У вас на парте лежат сердечки.
Кому урок не понравился – пусть сердечко останется лежать на парте.
Кому урок не очень понравился – поднимите сердечко на высоту согнутой руки.
А кому урок понравился – поднимите руку с сердечком высоко вверх.
Слайд№15
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
За то, что Емеле, вы так пригодились!