Тема урока: Деление двузначного числа на однозначное.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с новым приемом внетабличного деления.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность учиться делить двузначное число на однозначное.
Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; составлять простейший план действий для организации учебной деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные: ученик получит возможность учиться формулировать учебные проблемы и решать их; добывать информацию из разных источников и применять для выполнения учебных заданий; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: ученик получит возможность выслушивать разные точки зрения одноклассников и анализировать их; выражать в речи свои мысли и действия.
Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация, карточки, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь в клетку, цветные карандаши, простой карандаш, линейка.
Ход урока.
I.Мотивирование к учебной деятельности.
- Сели удобно, начинаем работать. Урок математики.
- Что вы ждете от сегодняшнего урока?
II. Проверка домашнего задания.
- Самоконтроль.
СЛАЙД 1:
1. Сравни свою работу с образцом.
2. Найди ошибки и исправь их.
3. Дай качественную оценку своей работе.
- Что было трудным при выполнении домашнего задания?
- Оцените работу товарища, поставьте отметку на полях, учитывая количество ошибок.
- Кто не согласен со своей отметкой?
- Почему возникли разногласия?
- Довольны ли вы своим результатом?
- Кто не допустил при выполнении домашнего задания ни одной ошибки?
- Что именно помогло вам безошибочно справиться с работой?
- Молодцы, ребята! Вы меня убедили, что умеете решать задачи. Но справитесь ли вы со следующим заданием?
III. Устный счет.
- Что можно сказать о числах 4 и 36? (4 – однозначное, 36 – двузначное, натуральные, четные, 4 < 36, 36 >4).
СЛАЙД 2:
- Придумайте задание к этой схеме 4 → 36. (Добраться от 4 до 36).
- Предлагайте, как это можно сделать (Построим закономерность, присчитывая от 4-х по 4 до 36-ти).
- Назовите полученный ряд чисел (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36).
- Выполните знакомые операции с этими числами (4·9 = 36, 4 + 32 = 36 и т.д.)
- Назовите все делители числа 36 (36, 9, 6, 4, 2, 1)
- Назовите самый большой делитель (36)
- Назовите самый маленький делитель (1)
- Замените число 36 суммой двух таких слагаемых, которые дел тся на 4 (20+16, 32+4, 28+8)
СЛАЙД 3:
- А так можно заменить
36 = 12 + 12 + 12
36 = 16 + 8 + 8
36 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4
Вывод: Число 36 можно представить в виде суммы двух, трех, и больше слагаемых, каждое из которых делится на 4.
IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
СЛАЙД 5:
- Прочитайте выражение и найдите его значение
(36 + 18) : 9 = 36 : 9 + 18 : 9 = 9
- Какое свойство применили, чтобы найти значение выражения?
- При каких условиях можно воспользоваться этим свойством?
- Можно воспользоваться этим свойством, чтобы найти значение следующего выражения (44 + 10) : 6?
- А сумма?
- Как же найти значение этого выражения?
- Найдите значение выражения (44 + 10 = 54, 54 : 6 = 9)
- Легко было считать?
- Сделайте вывод, когда сумма делится на заданное число?
Вывод: Если каждое слагаемое делится на число, то и сумма делится на это число. Если каждое слагаемое не делится на число, то сумма может делиться на это число.
- А что скажете об этом выражении (13 + 15) : 5?
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Если одно слагаемое не делится на число, а другое – делится, то сумма не делиться на число.
- Молодцы!
V. Выявление места и причины затруднения.
- Легко вам было сумму чисел 44-х и 10-ти разделить на число?
- Тогда найдите значения следующих выражений:
СЛАЙД 6:
42 : 6 =
32 : 8 =
63 : 7 =
56 : 4 =
- Почему вы не нашли значение последнего выражения? В чем трудность? Чем отличается оно от предыдущих?
VI. Формулирование темы и целей урока.
- Кто догадался, чему будем учиться сегодня на уроке?
- Сформулируйте учебную задачу
- А кто уже может назвать тему сегодняшнего урока?
СЛАЙД 7:
VII. Построение проекта выхода из затруднения.
- Есть ли предложения, как найти значение последнего выражения?
- Посовещайтесь в парах, попробуйте «открыть» новый прием деления.
- А может кто-то составит алгоритм деления? Помните о проделанной на уроке работе!
- Предлагайте!
- Каких? Сколько их должно быть?
- Для чего?
- Представьте число 56 в виде суммы таких слагаемых: 56
СЛАЙД 8:
40 + 16 =
20 + 36 =
45 + 11 =
28 + 28 =
46 + 10 =
- Что заметили?
- Какие суммы подходят?
- Найдите значение частного, заменив число 56 суммой слагаемых:
56 : 4 = (28 + 28) : 4 =
56 : 4 = (20 + 36) : 4 =
56 : 4 = (40 + 16) : 4 =
- Какой вариант самый удобный?
- Но в сумме (20+36) первое слагаемое круглое!
- Чем не удобна сумма (28+28)?
- Если последний случай самый удобный, как назовем такие слагаемые?
- Опираясь на проделанную работу, составим алгоритм (план) деления двузначного числа на однозначное для тех случаев, когда сразу нельзя воспользоваться таблицей умножения.
- Предлагайте! Помните, что необходимо опираться на уже имеющиеся знания.
Ученики формулируют алгоритм деления:
1. Представляем делимое в виде суммы двух удобных слагаемых.
2. Каждое слагаемое делим на число.
3. Полученные результаты складываем.
СЛАЙД 9
Сравниваем алгоритм со сделанными выводами.
VIII. Физкультминутка.
СЛАЙД 10:
IX. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.
1.Вычислите значение выражения 52:4.
- Объясните, как я рассуждала. Согласны ли вы со мной?
52 : 4 = (28+24) : 4=28 : 4 + 24 : 4= 7 + 6 = 13
- А как вычислили бы вы? Почему?
52 : 4 = (40+12) : 4=40 : 4 + 12 : 4 = 10 + 3 =13
- Молодцы!
2. Опираясь на полученные знания, найдите значение следующих выражений:
СЛАЙД 11:
36 : 2 = (20 + 16) : 2 =
75 : 5 = (50 + 25) : 5 =
- Сравните выражения, что заметили?
3. Найдите значения следующих выражений:
СЛАЙД 12:
78 : 2 =
96 : 4 =
- Как найти первое удобное для деления слагаемое?
78 : 2 = (60 + 18) : 2 =
96 : 4 = (80 = 16) : 2 =
- Сравните первую группу выражений со второй, чем похожи и чем отличаются способы вычислений?
4. Найдите значения следующих выражений:
СЛАЙД 13:
72 : 8 =
45 : 9 =
- Молодцы!
- Чем интересно следующее выражение: 90 : 5 = (50 + 40) : 5 ?
5.Выполним задание из учебника №2, с. 15.
а) первый столбик выполняем самостоятельно, один ученик работает на доске, вслух проговаривая алгоритм деления двузначного числа на однозначное. Все проверяют решение:
84 : 6 = 57 : 3 = 91 : 7 = 64 : 4 =
60 24 30 27 70 21 40 24
б) четвертый столбик выполняем с комментированием по цепочке:
68 : 2 = 96 : 3 = 88 : 4 = 39 : 3 =
60 8 90 6 80 8 30 9
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.
- Теперь сравните приемы первого и четвертого столбцов. Чем они отличаются?
X. Этап рефлексии и самоконтроля.
- Чему новому учились на уроке?
- Кто уже научился делить двузначное число на однозначное?
- Кто знает способ вычисления, но еще сомневается?
- Продолжим совершенствовать полученные умения.
- Разгадайте правило, по которому записаны числа: СЛАЙД 14:
96 84
80 16 70 14
8 7
12 ?
XI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1. Выполним проверочный тест самоконтроля.
- Какие числа нужно вставить в «окошки», чтобы получились верные равенства:
I вариант II вариант
63 : 3 = ( _ + 3) : 3 =_ : 3 + 3 : 3 = _ 84 : 4 = ( _ + 4) : 4 =_ : 4 + 4 : 4 = _
( _ + _ ) : 5 = _ : 5 + _ : 5 = _ ( _ + _ ) : 6 = _ : 6 + _ : 6 = _
- Сверяйте свое решение с образцом.
СЛАЙД 15:
- У кого другие варианты слагаемых для второго равенства? Прочитайте свои равенства.
- У кого все выполнено верно, поставьте +.
- Кому нужна помощь? Поднимите руку.
2.Напишем «цифровой диктант».
Если вы согласны с моим утверждением, пишем цифру 1, если не согласны – цифру 0.
- Верно ли? Чтобы разделит 57 на 3, надо делимое представить в виде суммы удобных слагаемых.
- Чтобы разделит 57 на 3, надо делимое представить в виде суммы разрядных слагаемых.
- Частное 57 : 3 равно 19.
- Проверка. У кого получилось 101, поставьте +.
- Оцените свою работу.
- У кого два знака +, тот выполнил задание на 5.
- У кого один знак +, тот выполнил задание на 4.
- Довольны ли вы своим результатом?
- С какой целью мы выполняли эти задания?
- Сделайте вывод, прочно ли вы усвоили новую тему, достаточно ли вам выполнить одно упражнение?
- Большинство ребят усвоили новый прием деления.
XII. Домашнее задание.
- Дома выполните №15, с.15.
- Прочитайте задание. Есть ли выражения, при вычислении которых будем пользоваться новым способом деления? Приведите примеры.
- У кого есть вопросы по домашнему заданию? Что непонятно?
- Желающие могут сами составить еще три выражения и найти их значение.
XIII. Итог урока.
- Давайте подведем итог нашего урока.
- Как вы думаете, сумели ли мы решить поставленные перед нами задачи?
- Что нового узнали на уроке?
- Пригодятся ли нам эти знания в жизни?
XIV. Самооценка. Оценка.
- Оцените свою работу на уроке.
- Оцените своего товарища. Оценка учителя.
- Урок окончен.