Конспект урока по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"
Конспект урока по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"
Предлагается конспект урока - игры для учащихся 5 классов, содержащий занимательные задания, игровые виды деятельности, побуждающие учащихся к активному учебному труду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"»
Урок – игра по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
Класс: 5
Цель: знание правил сложения и вычитания обыкновенных дробей, умение применять их на практике.
Задачи урока: организовать ситуации для закрепления навыков решения примеров и задач на сложение и вычитание обыкновенных дробей каждым учеником (соответственно его уровня обучаемости); обучение самоконтролю и взаимоконтролю;
создать условия для развития логического мышления при выполнении заданий практического характера;
способствовать воспитанию культуры умственного труда, положительной мотивации к учёбе, углубление интереса к предмету.
Оборудование: карточки с заданиями, плакаты, схемы, формулы, рисунки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Чтобы подготовить организм к восприятию учебного материала, активизировать мышление, память, внимание, с целью профилактики простудных заболеваний, проведем психогимнастику «Путешествие в страну знаний».
─ Включить зажигание ! (активно растираем ладони, чтобы они стали горячими);
─ Включить сцепление ! (сцепив пальца в замок, делаем волнообразные движения, при этом активно прорабатываются суставы: кистевые, локтевые, плечевые);
─ Включить центр памяти ! (активно растираем центр лба, 5 – 7 раз по часовой и 5 – 7 раз против часовой стрелки);
─ Включить центр успеха ! (четырьмя пальцами обеих рук поглаживаем надбровные дуги, область лба от центра к вискам и мысленно произносим формулы успеха: «Я – сильный, я – добрый, я – умный, я – здоровый, я – счастливый. Я могу хорошо учиться. Я – успешен! Я выполню сегодня все задания»);
─ Включить моторы! (снова растираем ладони до тех пор, пока они не станут тёплыми);
─ Три, два, один – пуск ! (все вместе хлопаем в ладоши 1 раз при слове пуск);
─ Экипаж к полету в страну Математики готов !
Учитель. Напомните мне, пожалуйста, какую тему мы изучаем? Что же мы должны сделать на этом уроке?
- вспомнить правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями;
- закрепить навыки решения примеров и задач по данному правилу.
Наш урок мне хотелось бы начать с таких слов: «Никогда не беритесь за
последующее, не усвоив предыдущее».На прошлых уроках мы научились
записывать, читать, сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить
обыкновенные дроби. Сегодня у нас урок - повторение. В народе
говорят: “Повторение – мать учения”.
Задача сегодняшнего урока – доказать, что дроби не смогут поставить вас в
трудное положение. К концу урока вы будете уверенно их складывать,
вычитать и сравнивать.
Стихотворение читает ученик:
Каждый может за версту,
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую – непременно,
Надо звать обыкновенной.
2. Актуализация знаний. Конкурс теоретиков.
Учитель. А чтобы отправиться в путешествие, проверим вашу готовность к уроку, проведем конкурс теоретиков.
Вопросы для конкурса:
1.Вспомните понятие обыкновенной дроби
2.Как называют число над чертой? Что оно показывает?
3.Как называют число под чертой? Что оно показывает? 4.Какие бывают обыкновенные дроби?
5.Какие числа называются взаимно обратными ? 6.Что называют сокращением дробей? 7.Какую дробь называют несократимой?
8.Как складывают и вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?
9.Как складывают дроби с разными знаменателями?
10.Торт разрезали на 10 кусков. Оля съела 3 из них. Какую часть съела Оля?
11.В вазе лежит 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть
составляют бананы от всех фруктов?
12. Золушке высыпали 200 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть зерен составляют горошины?
13. У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют кошки и собаки от всех домашних животных?
За каждый правильный ответ учащийся получает «Орден Шелкового Умника».
Учитель. Теперь мы смело отправляемся в путь.
3. Входной контроль «Истина где – то рядом…».
И вот мы на первом этапе нашего путешествия. У вас на партах находятся задания к данному этапу. Найдите их. На выполнение задания отводится 2 минуты.
Итак, в путь! И помните: истина где – то рядом.
1
Составить правильные дроби со знаменателем 34
2
Составить неправильные дроби со знаменателем 69
3
Составить правильные дроби с числителем 69
4
Составить неправильные дроби с числителем 2
5
Составить правильные дроби со знаменателем 2
После выполнения задания один учащийся из группы читает задание и составленные дроби. У остальных групп есть возможность или добавить дробь или исправить их.
Учитель. Вспомним определение правильных и неправильных дробей. Поиграем в игру «Хлопушки». Я буду читать дроби, а вы, услышав неправильную дробь, хлопаете в ладоши.
Учитель: Мы прибыли на станцию «Музыкальную». Давайте хором воспроизведем основное свойство дроби.
Учитель: Прибываем на станцию «Волшебных превращений».
Посмотрим, какая команда сможет быстрее всех разжечь огонь в печке.
(Учащиеся по одному от каждой команды записывают ответ на каждой ступеньке. Победитель рисует дрова в печи и дым из трубы).
Привал “Веселые вопросы”.
За верный ответ - Орден Шелкового Умника.
1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?
Ответ: 50.
2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?
Ответ: 5 минут.
3.У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда?
Ответ: 9 овец.
4. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться?
Ответ: Они подошли к разным берегам.
5. Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов?
Ответ: 11.
6. Вы – пилот самолета. Самолет летит в Лондон через Париж. Высота полета 8 тысяч метров, температура за бортом минус 40 градусов, средняя скорость 900 км/ч. Сколько лет пилоту?
Ответ: Столько, сколько отвечающему.
Учитель: Отдохнули и снова в путь. Конкурс «Практиков»
1. 20 шагов отца составляют 16м, а 10 моих шагов – 7м. Чей шаг короче?
2. Двухметровое бревно распилили на 5 равных частей, а четырехметровое – на 8. Часть, какого бревна длиннее?
3. Один трактор может вспахать поле за 14 часов, а второй трактор это же поле может вспахать за 8 часов. Какой трактор больше сделал: первый за 7 часов или второй за 1 час?
4. Грузовая машина может проехать путь от города до села за 7 часов, а легковая за 4 часа. Какая машина проедет большее расстояние: грузовая за 3ч, или легковая за 2ч?
5.Бабушка готовила обед 1 5/6 часа и убирала квартиру 2 2/3 часа. Сколько времени потратила бабушка на домашние дела? Ответ выразите вчасах и минутах.
Внимательная разминка.
На каждое число больше 6 – руки поднимаем вверх.
На каждое число меньше 6 – руки опускаем вниз, а если число делится на 6 – руки на пояс. Числа: 4; 2; 9; 7; 24; 3; 5; 18; 6; 1; 8; 12; 0; 1; 37; 54
Практический тур «Темная лошадка» (лотерея)
Учитель: У меня на столе лежат лотерейные билеты – разноуровневые задания. Я предлагаю вам рискнуть и выбрать задания вслепую. Тем, кто не желает рисковать, предлагаю задания на доске. (Учащиеся делают выбор)
Задания на доске.
1.Вычислить:
; ; ;
2. Решить уравнения:
1); 2); 3) ; 4);
«Темная лошадка»
1 уровень
1.Решить уравнения:
1); 2);
2 уровень
1. Решить задачу:
В вазу положили конфеты двух видов. Найдите массу смеси конфет, если в ней 3 4/5конфет первого вида, а конфет второго вида на 1 ½ больше.
3 уровень
Реши уравнение:
4 уровень
На трех машинах 14 ½ т груза. На первой машине 5 1/5 а на второй – на 4/5 меньше, чем на первой. Сколько тонн груза на третьей машине?
5 уровень
Первое число равно11/12, второе число на 1/3 меньше первого и на 1/6 больше третьего. Найдите сумму трех чисел.
Решение уравнений « Без страха и сомнения»
;
;
;
Самостоятельная работа « И один в поле - воин!»
ВАРИАНТ 1.
1. Сократите дробь: ;
А) ; В) ; С) .
2. Какую часть суток составляет 8 час…;
А) ; В) ; С) .
3. Какую часть килограмма составляет 125 г;
А) ; В) ; С) .
4. Вычислите.
А) ; В) ; С) .
5. Обведите правильные дроби:
.
ВАРИАНТ 2.
1.Сократите дробь: ;
А) ; В) ; С) .
2. Какую часть суток составляет 3 час…
А) ; В) ; С) .
3. Какую часть килограмма составляет 750 г.
А) ; В) ; С) .
4. Вычислите:
А) ; В) ; С) .
5. Обведите правильные дроби:
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга. Правильные ответы на доске.
Рефлексия.
«Микрофон» (Учащиеся по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов)
На уроке я работал….
Материал урока мне показался ….
Я не знал… - Теперь я знаю
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
Учитель: Закончить урок мне хочется словами Л.Н. Толстого: «Человек подобен дроби. Числитель – это то, кем он является. В знаменателе то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь»”. Благодарю всех.