Тема: Порядок действий в выражениях.
Тип урока: Изучение нового.
Цели.
-Дать представление о правильном порядке действий в выражениях.
-Формировать умения определять порядок действий в выражениях, применять полученные знания в решении практических задач.
Задачи:
1. Познакомить с правилом о порядке действий в выражениях.
2. Формировать умение использовать знаково-символическую систему, анализировать содержание задания, планировать свою деятельность, делать выводы, давать оценку своей работы и работы одноклассников.
Оборудование: презентация, учебники, тетради.
I. Мотивация к учебной деятельности.
-Урок я хочу начать словами китайской мудрости.
Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю. (слайд 2)
-Поразмышляйте над этими словами и скажите, как вы их понимаете.
- Что мы будем делать на уроке?
( Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.)
-А у меня есть возможность помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной.
II. Актуализация знаний.
Игра «Роботы».
-Вы знаете, что роботы выполняют точные команды. Выполните действия по программе:
28 – 8 +4 =
320 - 200 +15 – 100 =
8 + 6 – 12 +98 –40 = (слайд 3)
Ответы записывают в тетрадях в столбик.
Проверить полученные результаты.(слайд 4)
-В каком порядке выполняли действия?
(По порядку слева направо.)
III. Создание проблемной ситуации.
-Теперь роботы берут листочки и выполняют программу № 1.
Из числа 8 вычесть 3
8 – 3 = 5
К полученной разности прибавить 4
5 + 4 = 9
Итак, 8 – 3 + 4 =9 (запись на доске)
Выполните программу № 2
К числу 3 прибавить 4
3 + 4 = 7
Из числа 8 вычесть полученную сумму
8 – 7 = 1
Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (запись на доске)
- Сравните выражения и результаты в программах №1 и №2. Что заметили?
(Выражения одинаковые, а результаты разные)
-Почему? (Разный порядок действий)
-Как вы выполняли действия? (в программе №1 мы сначала из числа 8 вычитали 3, а в программе №2 первое действие 3+4)
-Дело в том, что иногда в программе действий операции можно поменять местами, а иногда нет. Наши выражения совершенно одинаковые, однако имеют различные значения. Это значит, что порядок операций в них менять нельзя.
-Как же на письме показать, какое действие выполняется первым, а какое вторым.
- Ребята, вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?
-Итак, тема нашего урока: порядок действий в выражениях.
-Как нам изменить выражения?
(Необходимо как-то обозначить в записи порядок действий)
-Какая возникла проблема? (Не умеем обозначать порядок действий)
-Попробуйте сформулировать цель урока, т.е. чему мы будем учиться.
-Итак, цель нашего урока - научиться обозначать в записи порядок действий.
IV. Поиск решения проблемы.
-Предположите свои способы обозначения порядка действий.
1 2
(Указать сверху: 8 - 3 + 4 = 1)
-Может быть надо ограничить, отделить действия одно от другого? Попробуйте..
8 –/ 3 + 4/= 1
- В математике принято обозначать очерёдность действий с помощью скобок. - Кто поставит в данном примере скобки там, где нужно?
8 - (3 + 4) = 1
-Сформулируйте правило, как правильно выполнять действия в выражениях со скобками.
(Сначала выполняются действия в скобках, а потом остальные по порядку.)
-Сравним наше новое знание с научным в учебнике.
Учебник с. 22 . Читают правило выделенное жирным шрифтом.
-Как по-другому назовем это правило? (алгоритм)(слайд 5)
( )
+или-
-или+
1 этап 2 этап
V.Физкультминутка.(слайд 6)
Единица ходит прямо,(тянут руки вверх)
Двойка плавает упрямо, (выполняют движение прямыми руками по кругу)
Как волна согнулась тройка,(выполняют несколько наклонов)
Руку в бок- стоит четвёрка,(ставят руки на пояс)
Пять- присела,(делают полуприседание)
Шесть- пониже,(приседают полностью)
Семёрка встала к ним поближе.(встают)
Восемь крутится юлой,
Девять топает ногой.
-Мы немного отдохнули, можем продолжить работу.
VI.Первичное закрепление.
-Попробуем применить наше новое знание на практике.c.23 № 3.
- Расставьте в выражениях порядок действий.(Ученики работают в учебнике и по 1 вслух указывают порядок действия с проговариванием алгоритма.)
-Что общего в выражениях первого столбика?
- Какой тип выражений во втором столбике?
VII.Продуктивные задания на воспроизведение знаний.
1.Работа в парах.
- На своих листочках составьте буквенные выражения со скобками для соседа. Напоминаю, что в буквенных выражениях используются буквы латинского алфавита.
-Поменяйтесь листочками.
-Расставьте порядок действий. Верните листок соседу.
-Проверьте. Чей сосед расставил порядок действий правильно?
2.- Как вы думаете, можно ли составить выражение со скобками для решения задачи?
( Думаю, что можно. Считаю, что нельзя.)
-Проверим, кто из вас прав.
- Прочитайте текст задачи №7 на стр. 23
Задача №7 с. 23.
В первом букете 39 ромашек. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете, но на 4 ромашки меньше, чем в третьем. Сколько ромашек в трёх букетах?
-Заполним схему (на доске)
(в учебнике)
-Что нужно найти в задаче, часть или целое? (Целое.)
-Как найти целое? (Части сложить.)
-Сколько частей будем складывать? (Три части)
-Записываем: 39 +39 – 12 + 39 + 4
-Правильно? (Нет, другой порядок действий.)
-Какое действие в задаче должно быть первым? (39 – 12)
-Что найдём этим действием?
(Количество ромашек во втором букете.)
-Как показать в выражении, что это действие нужно выполнить первым?
(Взять в скобки.)
-Какое второе действие? (39 + 4)
-Что найдём этим действием?
(Количество ромашек в третьем букете.)
-Как выделить это действие? (Взять в скобки.)
Итак, у нас получилась запись: 39 + (39 – 12) + (39 + 4)
-Чем удобна такая запись? (Короче.)
3. Сделаем вывод: Для чего нам нужны скобки?
(Указывать порядок действий в выражениях.)
-Решите задачу и запишите ответ
(Один ученик с обратной стороны доски)
39 + (39 – 12) + (39 + 4)=109 (р.)
Ответ: 109 ромашек в трёх букетах.
VIII. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой.
–Проверим, как вы поняли новое правило.
Тест.
1.Укажите, какое действие будете выполнять первым.
8-(3+4)
а) + б)-
2. Укажите, какое действие вы будете выполнять последним.
4+7-5
а) + б) -
3. Укажите выражение со значением 40.
а) (21+13)-11 б) 75-(20+15) в) (61+20)-21
4. Укажите выражение со значением 35.
а)80-(25+15)-6; б) (45+15)-(13+12)
Проверка:
Проверьте себя сами. Без ошибок - 5, 1- ошибка - 4, 3 ошибки - 3.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
-Много работали, открыли новое знание.
- Какую же тему мы сегодня изучили?
(Порядок действий в выражениях.)
-Какую цель ставили перед собой?
-Как вы думаете, вы достигли поставленной цели?
-Задайте вопросы по теме урока.
(-Какое действие выполняется первым?
-Как обозначить порядок действий в выражениях?
- Можно ли составить выражение со скобками для решения задачи?)
Если вы считаете, что у вас все получилось, вы все поняли-прикрепите на доске веселое солнышко, а если у вас остались вопросы по этой теме, вам еще не все понятно-грустное. На следующем уроке мы на них ответим.
X. Д/З.с.23 №5.